Синедрион – это греческое слово, которое в переводе буквально обозначает «совместное заседание», «собрание». По сути, это коллегия высших должностных лиц, собирающихся для решения административных вопросов. У древних иудеев синедрион – это высший религиозный орган, а также высший городской суд.
Свое распространение термин получил в Иудее в эпоху эллинизма. Описание полномочий синедриона, регламент проведения его заседаний и другие связанные с ним аспекты имеются в трактате под названием «Санхедрин». Последний входит в Мишну – составную часть Талмуда.
Несколько значений
Вам будет интересно:Юлианская дата в других системах летоисчисления
Синедрион – это термин, у которого имеется несколько значений. Среди них следующие:
Для лучшего понимания значения слова «синедрион» далее будет рассмотрен первый из указанных выше органов. Он существовал в двух видах.
Малый синедрион
В отличие от обычного суда, который состоял из трех человек, в состав этого органа входили 23 человека. Он был вправе проводить уголовные процессы. На них выносились вердикты, предусматривавшие в виде наказания порку или смертную казнь. При этом принятие решения о лишении жизни требовало большинства голосов, причем не меньше, чем на два. Судебные решения выносились на следующее утро после заседания.
Вынесение смертных приговоров этим органом случалось довольно редко. Это объяснялось наличием множества строжайших процессуальных требований.
Великий синедрион
Такой орган также существовал в Иерусалиме. Он был высшим государственным учреждением (советом) и высшим судебным институтом у иудеев. Состоял из 71 члена. По составу синедрион напоминал аристократический сенат: его членами становились, по-видимому, ученики его участников. Они попадали туда путем кооптации, которая обозначает введение новых лиц в состав выборного органа его собственным решением.
В синедрион могли входить:
- коэны – священники;
- левиты – представители колена Левия;
- евреи, имевшие родословную.
Прозелитов, то есть чужестранцев, туда не допускали.
Требования к участникам
К членам синедриона предъявлялся ряд требований. К ним относились следующие:
Председательствовал в этом органе наси, который созывал собрание. Им мог быть и первосвященник. Синедрион собирался в особом зале, который носил название Зала из тесаных камней. Он находился в Иерусалиме при Храме. В некоторых особенных случаях заседания проходили в доме наси. Места в собрании располагались таким образом, чтобы председательствующему было видно всех присутствующих.
Функции
Обсуждению в Великом синедрионе подлежали самые важные дела. Это были вопросы, касавшиеся, например:
- войны и мира;
- замещения правительственных должностей;
- установления календаря;
- богослужебных учреждений;
- суждений о дееспособности священников;
- дел о ложном пророке;
- расширения Иерусалима;
- перестройки Храма;
- суда над целым городом.
Влияние данного учреждения могло простираться даже на царя. Хотя и считалось, что царь не подлежит суду, по большому счету судебная власть этого органа касалась и монарших особ. Так, царь не мог начать войну без согласия синедриона.
Право жизни и смерти
Изначально синедрион – это подтверждают древние источники - был органом, который обладал правом принимать решение о жизни и смерти обвиняемых. Однако после того как римляне покорили Иудею, его власть ограничивалась. Хотя он по-прежнему мог выносить смертные приговоры, для их исполнения было необходимо получить согласие римского наместника.
Как сказано в Талмуде, Великий синедрион покинул Храм за 40 лет до того, как последний был разрушен. Поскольку одним из важных условий для вынесения смертных приговоров являлось присутствие этого органа при Храме, казни прекратились.
При этом более поздний комментарий, присутствующий в Талмуде, не исключает случаев возвращения синедриона на место. Согласно преданию, это учреждение меняло свое пребывание десять раз.
После разрушения Иерусалима раббан Йоханан бен Заккай восстановил синедрион в Явне. Но это был уже не судебный орган, а академия закона, имевшая законодательные функции. При Феодосии II Гамалиэль VI, последний глава учреждения, был лишен всех прав. С его смертью, последовавшей в 425 году, след синедриона окончательно исчез.
В Новом Завете
Как известно из Евангелия, именно рассматриваемым органом, который возглавляли Анна и Каиафа, был осужден на смерть Иисус Христос. Приговор синедриона, после некоторых колебаний утвердил Понтий Пилат, римский наместник в Иудее.
Среди членов судилища были и люди, которые относились к Иисусу с симпатией. Позже их канонизировали в христианстве. Новый Завет называет такие имена, как Иосиф Аримафейский, Никодим, которые похоронили Христа, и Гамалиил. Последний являлся учителем апостола Павла.