- Парижское детство
- Замуж в пятнадцать лет
- Новая жизнь «мадам Мишель»
- Консерватория во дворце
- А теперь общественное здравоохранение
- Эра милосердия: кровь, война и предрассудки
- Российские реформы из Михайловского дворца
- Карловская инициатива и отмена крепостничества
- В чем образ Елены Павловны определенно не нуждается
- Личные качества и попытка резюме
Елена Павловна – не самое привычное сочетание имени и отчества в контексте истории царской семьи в России. Это вам не Мария Федоровна, не Елизавета Петрова и уж, конечно, не Петр Алексеевич, в исторических учебниках она не упоминается. Да и невелика беда: была она всего лишь женой четвертого сына Императора Павла I, вот уж где седьмая вода на киселе…
А между тем Великая княгиня Елена Павловна Романова – одна из самых примечательных исторических женских фигур в царской семье Романовых. И, без сомнений, самая недооцененная.
Для начала будет полезным исключить возможную путаницу с еще одной Еленой Павловной Романовой, родной дочерью Павла I. Здесь нам помогут две приметы: дочь Павла I была Великой княжной, а его невестка (наша героиня) имела статус Великой княгини.
Вам будет интересно:Гликокаликс — это... Определение, характеристика, структура и функции.
Вторая примета устойчивее. Они жили в разное время. Императорская невестка родилась в 1806 году, через три года после смерти княжны (дочь Павла I умерла в юном возрасте в 1803 году).
Парижское детство
Здесь у княгини Елены Павловны было все что положено для будущих русских принцесс. Она была типичным полуфабрикатом для производства конечного продукта в виде европейской принцессы и кандидатки в чьи-нибудь невестки. В девичестве ее звали Шарлоттой Марией Вюртемберг, она приходилась родной внучкой королю Фридриху I, родившись в Штутгарте. Казалось бы, стандартная и малоинтересная биография очередной немецкой девочки «из хорошей семьи».
Но в судьбах незаурядных людей часто находятся чрезвычайно интересные факты детства и отрочества, которые затем сказываются на событиях взрослой жизни. В биографии Великой княгини Елены Павловны такие факты, безусловно, есть.
Вам будет интересно:Список английских фамилий и имен
Счастливое выпадение из стереотипов связано с отцом девочки принцем Павлом Карлом Фридрихом Августом. Он попросту сбежал из родного дома с семьей в Париж, не выдержав постоянных ссор во дворце со своим старшим братом, будущим королем Вильгельмом I.
Шарлотта Мария выпала из конвейера подготовки немецких принцесс к европейским престолам. Это было серьезнейшее испытание для маленькой девочки. Ей пришлось учиться в парижском пансионе вместе с дочками из новых богатых буржуазных семей, которые относились к ней со всей страстью детской ненависти. Решение проблем, борьба с трудностями и самоутверждение: всему этому будущей Великой княгине Елене Павловне пришлось научиться еще в 12-летнем возрасте.
Принц Павел, отец юной Шарлотты Марии, был многогранным интереснейшим человеком, который вел активную светскую жизнь с интеллектуальным акцентом. Он часто брал дочерей в знаменитый парижский салон, принадлежащий ученому биологу Кювье с замечательными людьми того времени в качестве гостей. Андре Ампер, Проспер Мериме, Александр Гумбольд, Эжен Делакруа: ученые, художники, писатели и гуманисты повлияли в итоге на формирование личности юной девушки. Будущие знаменитые четверги Великой княгини Елены Павловны Романовой в Михайловском дворце Санкт-Петербурга были организованы по образу именно этого парижского салона.
Замуж в пятнадцать лет
На переезде в незнакомую холодную страну в самом юном возрасте проблемы не заканчивались. Все дело было в женихе, это окащалась настоящая беда. Мало того, что Великий князь Михаил Павлович был попросту невоспитанным и малообразованным солдафоном. Вишенкой на торте была его поразительная ненависть ко всему, что связано с браком с немецкой принцессой.
Вам будет интересно:University of California Los Angeles: описание, факультеты и рейтинг
Эта ненависть была плодом влияния старшего брата Константина после его собственной семейной неудачи. Миропомазание со вступлением в православную веру, обручение и свадьба состоялись в 1824 году под давлением матери жениха – вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Холодность жениха замечали все, вместе с этим все отмечали воспитанность и обаяние молодой невесты. Оставалось надеяться лишь на знаменитое русское «стерпится – слюбится».
Буквально через год после свадьбы Великая княгиня Елена Павловна с супругом переехали в только что достроенный Михайловский дворец. Совместную жизнь легкой назвать никак было нельзя. На фоне великолепного образования княгини Елены Павловны ее супруг, «добрый угрюмец», прочитал в своей жизни лишь одну книгу – армейский устав. Так, по крайней мере, говорили о нем члены семьи Романовых.
Молодая жена Михаила Павловича Великая княгиня Елена Павловна всей душой старалась сглаживать шероховатости совместной жизни. У пары родилось пять девочек, с которыми также было немало проблем из-за здоровья. В живых остались две девочки, а до совершеннолетия дожила лишь одна Екатерина Михайловна. Одной из самых замечательных работ Карла Брюллова является портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью. Молода, красива, умна и прекрасно образована. Эти факты признавались всеми: ее начали любить и уважать. Смирился с браком даже Михаил Павлович.
Еще в молодом возрасте, в 1828 году, Великая княгиня Елена Павловна получила в управление от императрицы Марии Федоровны два важнейших института тогдашнего российского здравоохранения: Мариинского и Повивального. Дел хватало с самого начала супружеской жизни.
Брак продлился двадцать шесть лет. Главные события в жизни княгини начались после смерти супруга Михаила Павловича в 1849 году.
Новая жизнь «мадам Мишель»
Вдовство началось в сорок два года. Такой возраст у женщин девятнадцатого века традиционно считался весьма зрелым, от них мало чего ждали. Но и здесь Елена Павловна выпадала из стереотипа. Все вокруг отмечали ее красоту и очарование вдобавок к активнейшей общественной жизни. Следует отметить, что траур по мужу княгиня носила всю свою жизнь до самой смерти.
Михайловский дворец приобрел новое значение, став местом «средоточия всего интеллигентного общества» Санкт-Петербурга. Приемы княгини Елены Павловны Романовой были уникальными. Это были знаменитые «морганатические» четверги, где собирались и встречались члены царской семьи и люди, которые официально не могли быть представлены к царскому двору.
Такое было возможно благодаря личным качествам княгини. Сейчас это назвали бы харизмой, эмпатией и высоким эмоциональным интеллектом. Тогда таких понятий не было, но Елена Павловна обладала этими навыками в полной мере. Ее умение выстроить беседу и сделать так, чтобы всем участникам разговора было комфортно и интересно, стало легендарным. Ей было все по плечу: и высокоинтеллектуальные форумы, и блестящие праздники, которые всегда отличались оригинальностью.
Ее вечера любили все, никто не упускал возможности заехать в Михайловский замок на прием. Эти четверги стали местом обсуждения многих прогрессивных преобразований и реформ в российском государстве. Все, что происходило в России в знаменательный период 1860 – 1870-х годов, обсуждалось и планировалось на приемах Великой княгини.
Консерватория во дворце
Вам будет интересно:Как умножать двузначные числа: в столбец и в уме
Меценатство давно было принято в европейских аристократических кругах. Поддержка искусств и науки в виде августейшего внимания являлась обязательным атрибутом особ из царских семей. Приятно оставить след в истории, меценатство мало к чему обязывает, да и неплохое развлечение в рутинной жизни, расписанной по минутам.
У Елены Павловны все было не так. Она отдавалась своим многочисленным инициативам со всей душой и с настоящими пожертвованиями. Чтобы, например, чтобы учредить и открыть консерваторию в Санкт-Петербурге, она продала свои бриллианты. Более того, начальные консерваторские классы были открыты в месте, где она жила – в Михайловском замке.
В итоге ее покровительство Русского музыкального общества и Петербургской консерватории было «легализовано» указом Императора Александра II.
Русские художники, музыканты и писатели находили в ее лице надежного друга, соратника и единомышленника. Немалое число живописных портретов Великой княгини Елены Павловны – хорошее тому подтверждение. Художники любили писать ее, они делали это от души. Это видно по портретам.
А теперь общественное здравоохранение
Великая княгиня была отличным, как сейчас бы сказали, топ-менеджером. Ей удалось преобразовать целую отрасль, которая традиционно является самой сложной и неблагодарной в социальной сфере деятельности – здравоохранение, включая охрану здоровья детей.
В память об умерших дочерях она основала и открыла детские приюты под Москвой в Павловске. Максимилиановская поликлиника была первой в России, где принимали больных вне зависимости от сословия и пола. Елена Павловна навела там управленческий порядок, дополнительно создав стационарное отделение. Впоследствии эта больница «нового поколения» постоянно находилась в зоне внимания княгини, она стала входить в неформальное объединение «Ведомство Великой княгини Елены Павловны». Туда же вошли и детская Елисаветинскя больница с училищем святой Елены, в которых она была главным попечителем.
Санкт-Петербургская медицинская академия постдипломного образования (Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны) обязана своим появлением княгине, которая вместе со своим близким соратником профессором Э. Э. Эйхвальдом вложила немало сил в создание учебной клиники нового типа. Для системы здравоохранения того времени это была по-настоящему революционная форма подготовки и повышения квалификации врачей.
Эра милосердия: кровь, война и предрассудки
Главное же дело в сфере охраны здоровья было связано с понятием милосердия, которое для России того времени также являлось новым. Великая княгиня Елена Павловна организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Перевязочные пункты и передвижные лазареты в ее составе были важным, но не самым трудным компонентом работы.
Главным препятствием было дремучее предубеждение общественности против вовлечения русских женщин в дело помощи раненым и больным. Главным адресом воззвания княгини с призывами о помощи были женщины без семейных обязанностей (таких было немало). Чтобы преодолеть общественное сопротивление, сестра милосердия княгиня Елена Павловна ездила по больницам каждый день и на глазах у всех делала перевязки кровоточащих и гнойных ран.
Ведь это только в кино сестры милосердия ходят среди раненых в нарядных белоснежных фартуках и накрахмаленных косынках. Госпиталь с ранеными – это всегда кровь, гной, ужасный запах и страдания. Кроме перевязок нужно и судно вынести из-под лежачего больного, который вовсе не тихий ангел по воспитанию и поведению.
Работа была тяжелейшей во всех смыслах, поэтому силу религиозной веры сестер милосердия княгиня Елена Павловна считала самым надежным способом справиться с трудностями. Милосердие здесь было самым настоящим.
В знаменательный день, 5 ноября 1854 года, выступая в качестве сестры милосердия, княгиня Елена Павловна вручила крест с Андреевской лентой каждой сестре из первого Крестовоздвиженского выпуска. На следующий день все тридцать пять выпускниц уехали в Севастополь к Николаю Ивановичу Пирогову, великому русскому хирургу и еще одному верному единомышленнику княгини. В общей сложности под патронажем Николая Ивановича работало около двухсот сестер милосердия нового поколения. Это было началом нового важнейшего этапа развития общественного здравоохранения не только в России.
Принципы организации работы в экстренных условиях были взяты на вооружение современным Международным Красным Крестом. Его основатель Анри Дюнан писал в свое время, что Красный Крест обязан крымскому военному опыту Ее Высочества Великой княгини Елены Павловны…
Российские реформы из Михайловского дворца
Больше двадцати лет проводились знаменитые «морганатические» четверги с обсуждением проблем и вопросов культуры, политики, литературы и т. д. В русской истории XIX века ничего подобного больше не было. Помимо широкой разнообразной повестки обсуждений отмечалось их качество и глубина. В Михайловский дворец приглашались лучшие умы общества вне зависимости от их статуса, чина и социального положения. Такая особенность имела чрезвычайно высокую ценность, так как постоянными гостями княгини были государь с государыней и другие особы из царской семьи Романовых.
Таким образом, Александр II имел уникальную возможность общаться с личностями, чьи взгляды были для него чужими, и кто никогда бы не смог получить его аудиенцию вне стен Михайловского замка. Да и у передовых людей была возможность донести свои идеи до царских ушей напрямую, чего они никак не смогли бы сделать без такта и коммуникационного таланта Великой княгини Елены Павловны. Мало кто понимал, как ей удавалось формировать группы гостей таким образом, чтобы и государь не утомлялся, и гостям было комфортно, и обстановка была непринужденной.
Княгиня считала, что узкий круг общения приносит только вред, при котором сужается горизонт, а вместо твердой воли формируется упрямство. Это сердце просит удобного и комфортного общения с друзьями. А ум баловать не нужно, ему нужны противоречия, новые идеи и знание всего, что делается за стенами родного дома.
Знаменитые четверги княгини Елены Павловны были для передовых умов России середины XIX века местом, которое сейчас назвали бы социальной платформой. Ну а сама княгиня выполняла роль контент-менеджера высочайшего уровня. Все великие реформы того времени начинались с обсуждений именно там, в Михайловском дворце. Отмена крепостного права в том числе.
Карловская инициатива и отмена крепостничества
Елена Павловна была весьма небедной женщиной. Она владела многими селениями в разных российских губерниях. Одной из жемчужин в ее владениях было ставшее впоследствии известным имение Карловка, расположенное под Полтавой. Именно с ним связана знаменитая "Карловская инициатива".
Дело в том, что участие Елены Павловны в реформаторских проектах всегда было максимально ресурсным. Для консерватории она продавала бриллианты, для общины сестер милосердия, отдавала целое крыло дворца под склады, да еще и финансировала сестринскую учебу.
Ну а когда вопрос об отмене крепостного права начал обсуждаться самым серьезным образом, Елена Павловна и вовсе перестала мелочиться. Стремясь показать пример русскому дворянству, она освободила в 1856 году около пятнадцати тысяч крестьян в своей Карловке.
Вам будет интересно:Образовательное учреждение - это что такое? Характеристика и определение
Как и водится у ответственных людей, это было не просто освобождение, а тщательно разработанный проект с поэтапным планом личного освобождения каждого крестьянина с наделением его землей за выкуп. После согласования с Государем Александром II Елена Павловна обратилась к помещикам Полтавской и соседних губерний с просьбой о содействии в освобождении крепостных в рамках общих правил и обоснований.
Составленная аналитическая записка и замечания по ходу этой труднейшей реформы были переданы Великому князю Константину Николаевичу для дальнейшего использования опыта в Карловке в качестве успешного примера реформы.
Многие называли Елену Павловну первой и поэтому главной пружиной отмены крепостного права в России. Главный разработчик и идеолог реформы Н. А. Милютин был ближайшим соратником княгини, а милютинская рабочая группа по планированию и реализации реформы попросту жила в ее дворце на Каменном острове в течение всего времени реализации плана.
За самоотверженность в деле освобождения крестьян Александр II наградил княгиню золотой медалью «Деятелю реформ».
В чем образ Елены Павловны определенно не нуждается?
Нельзя не упомянуть густые заросли псевдоисторической литературы, которые разрастаются с катастрофической скоростью вокруг каждой более или менее заметной фигуры российского исторического ландшафта.
Княгиню путают не только с дочерью Павла I княжной Еленой Павловной, что беда небольшая. Имя Великой княгини удивительным образом связывают со странной книгой Елены Хорватовой «Мария Павловна. Драма Великой княгини». Роман сомнительного качества относится к литературной разновидности приторных женских мелодрам. Неважно, о какой эпохе они написаны, лишь бы героиня была «Великой», и чтобы обязательно страдала. От несчастной любви, само собой. Видимо, читательниц такого рода романов вводят в заблуждение два рядом стоящих слова: "великая" и "княгиня".
Непонятно, к примеру, почему в запросах часто выделяется барон Розен - «приближенный Великой княгини Елены Павловны». Приближенных у княгини было много, единомышленников тоже, был и военный инженер барон Розен, один из многих, не самый близкий… По-видимому, где-то в зарослях исторической клюквы затесался барон, любивший великую княгиню. Или она ее любила безответно. И звали его Розен...
Вся эта клюква не имеет никакого отношения к реальному портрету княгини Елены Павловны. Более того, ее жизнь настолько интересна и насыщена, что она не нуждается в специях для оживления образа. Про княгиню хорошо бы снять качественный сериал, потому что широкоформатного фильма по лимитам длительности будет мало. Одна история с приездом в Россию Рихарда Вагнера чего стоит. Как она помогла художнику Иванову… Как она издавала Гоголя… Вот только над сценарием нужно хорошенько поработать с привлечением профессиональных историков, чтобы исключить любые намеки на дешевую мелодраму или исторические искажения.
Литературного произведения о Великой княгине Елене Павловне тоже еще никто не написал. А зря. Роман мог бы получиться на славу. И никаких повестей, только роман. Большой и настоящий. Чтобы затем получить за него литературную Нобелевскую премию. Елена Павловна того стоит. Давайте ждать.
Личные качества и попытка резюме
Она всегда училась чему-нибудь. Ей все было интересно. Елена Павловна была стремительна во всем: в походке, в принятии решений и умении очаровывать окружающих.
Старость ее не меняла. Ведь если разобраться, постареть можно и в тридцать лет, это вопрос не физиологии, а состояния души.
Природа и обстоятельства отлично потрудились над ней еще в детстве. Первая одарила ее чувством прекрасного, живым умом, готовностью меняться и учиться. Обстоятельства жизни научили ее держать удар, защищать свое достоинство и исключительному терпению. Если сюда добавить великолепное образование и возможность встречаться с великими умами современности, начнет вырисовываться силуэт удивительной женщины, которая стала настоящим подарком судьбы для русского царского двора.
Кажется, что одним из главных личных качеств Елены Павловны была ее уникальная врожденная эмпатия - способность понимать, сопереживать и ставить себя на место другого. В ее отношениях с людьми никогда не было натянутости и искусственности. Ее искренняя чуткость была видна всем и сразу. Именно поэтому княгиня была всегда окружена множеством преданных ей людей.
Елена Павловна умела дружить: она была верным соратником, готовым прийти на помощь в трудную минуту. Помощь всегда была быстрой, эффективной и действенной, в данном вопросе сказывались ее несомненные управленческие таланты.
Если говорить на языке современных хедхантеров, занимающихся поиском и охотой на лучших топ-руководителей, то деловой опыт, профессиональные достижения и персональные качества Великой княгини на одной странице не уместятся. Например, безусловные личные компетенции княгини Елены Павловны кратко:
- эмоциональный интеллект;
- межличностные навыки и управление конфликтами;
- привлечение талантливых сотрудников и создание эффективной команды;
- способность принимать комплексные многоуровневые решения;
- умение мыслить в глобальной перспективе;
- стратегическое видение;
- эффективное управление ресурсами;
- эффективное планирование;
- нацеленность на результат и т. д. (список можно продолжать) …
Знаете, что у нас получилось? Универсальная модель компетенций современного лидера. Такая модель строится для развития высшего топ-менеджмента, чтобы они по ходу карьеры стремились к ней, набирая постепенно недостающие навыки.
В списке Елены Павловны уже все есть. А если к нему добавить функциональные обязанности и достигнутые результаты (так пишут в современных резюме), у нас получится описание редкого типа лидера, который по-настоящему влиял на государственные и мировые процессы с помощью уникальных качеств личности. И добавить реальное фото Великой княгини Елены Павловны, с ним тоже все в порядке. Сразу видно, это крупный руководитель.
Она умерла от болезни в 1873 году в возрасте шестидесяти семи лет. Иван Сергеевич Тургенев грустно заметил тогда, что вряд ли кто-нибудь ее заменит. Он оказался прав, других таких княгинь больше никогда не было.