- Как все начиналось
- Реформа Екатерины II
- Изменения при Александре I
- Сословный характер
- Реформы, сопутствующие свободе крестьянства
- Последний российский император
- Реформа начального образования
- Финансирование
- Классификация учебных заведений
- Средние учебные заведения
- Реальное училище
- Высшие учебные заведения
- Частные школы
Образование в Российской империи кардинальным образом отличалось от системы, существовавшей во времена Советского Союза, тем более от современной ситуации. В дореволюционной России оно было основано на заимствованиях регламентов различных европейских университетов. В первую очередь, немецких. На их базе проводилась педагогическая и научная аттестация. В этой статье речь пойдет об истории отечественного образования и существовавших типах учебных заведений.
Как все начиналось...
Вам будет интересно:Баба-яга – это кто?
Образование в Российской империи активно начало развиваться в XVIII веке. Этому способствовали реформы Петра I, многие из которых были направлены на популяризацию наук, обучение соотечественников по западным образцам.
Формально дата образования Российской империи - 22 октября 1721 года. Именно в этот день она была провозглашена по итогам завершившейся Северной войны. Петр I по решению сенаторов принял титулы Отца Отечества и императора. При этом еще задолго до дня образования Российской империи в образовательной системе начали происходить коренные перемены.
Вам будет интересно:Свойства углов при основании равнобедренного треугольника: основные теории
С самого начала XVIII столетия стало понятно, что процесс обучения меняется коренным образом. В первую очередь это коснулось богословия. Его преподавание осталось только в епархиальных училищах для детей духовенства.
В 1701 году в Москве была основана школа навигационных и математических наук. В том же году открылась артиллерийская школа, а чуть позже инженерное и медицинское училище. С 1715-го классы навигационной школы перевели в Петербург, реорганизовав их в Морскую академию. Она существует до сих пор.
Всего к году образования Российской империи в губерниях работали 42 цифирные школы. Они были созданы по указу Петра, чтобы давать начальные знания. Обучались в них около двух тысяч учеников.
Во времена правления Анны Иоанновны дети солдат поступали в гарнизонные школы, а при металлургических заводах правительство основало первые горные школы, которые готовили специалистов для этих предприятий.
Вам будет интересно:Колледж технического и художественного образования г. Тольятти: жизнь ссуза, специальности, отзывы
В 1730-е годы появилась порочная практика записывать в полки детей практически с рождения, чтобы к совершеннолетию они уже имели офицерский чин по выслуге лет. Елизавета реорганизовала военно-учебные заведения. Выпустила указ о расширении сети начальных школ. Первые гимназии появились в Москве и Казани. В 1755 году по инициативе ее фаворита графа Шувалова был основан Московский университет, а еще через два года академия художеств.
В образовании в Российской империи во второй половине XVIII века просматриваются две основные тенденции. Это усиление принципа сословности и расширение сети учебных заведений.
Реформа Екатерины II
К 1786 году императрица завершила школьную реформу, итогом которой стало утверждение устава народных училищ. В каждом крупном городе теперь должны были появиться главные училища с четырьмя классами образования, а в уездных - малые училища с двумя классами.
Появилось предметное преподавание, были установлены единые сроки начала и окончания занятий, выработана урочная система. Стали составляться первые учебные планы и методики преподавания.
Важную роль в этой реформе сыграл педагог из Сербии Федор Иванович Янкович. Уже к концу XVIII века до 70 тысяч подростков обучались в 550 училищах.
Изменения при Александре I
В начале XIX века общеобразовательные гимназии существовали только в Москве, Петербурге и Казани. При этом действовало много специализированных учебных заведений различного типа.
В 1802 было основано министерство народного просвещения, издавшее новое положение об устройстве учебных заведений. Новые принципы провозглашали бесплатность получения образование в Российской империи на низших ступенях, бессословность и преемственность учебных программ.
Все существовавшие учебные заведения были разделены на четыре типа. К первому относились приходские училища, заменившие малые народные. Во второй вошли уездные училища, в третий - гимназии или губернские, а в четвертый - университеты.
Вам будет интересно:Свойства углов при основании равнобедренного треугольника: основные теории
Еще в начале правления Александра I открылись шесть университетов. Всю территорию империи разделили на шесть учебных округов с попечителями во главе.
В 1804 году появился Университетский устав, дававший высшим учебным заведениям значительную автономию. При вузе существовал собственный суд, высшая администрация не имела права вмешиваться в дела университетов, которые сами выбирали ректора и профессуру.
Стали появляться первые лицеи, которые считались средними университетскими заведениями. Относиться к ним и Царскосельский лицей, где учился Пушкин.
Сословный характер
Рассказывая кратко об образовании в Российской империи, нужно отметить, что при Николае I оно приняло сословный и замкнутый характер. Приходские школы предназначались для крестьян, уездные училища - для детей купцов, городских обывателей и ремесленников. Гимназии - только для детей чиновников и дворян.
Специальный указ 1827 года даже запрещал принимать крестьян в университеты и гимназии. Система образования в Российской империи на тот момент строилась на принципах бюрократической централизации и сословности.
Школьный устав 1828 года делил начальное и среднее образование на категории: для детей из низших и средних сословий и для детей чиновников и дворян.
Новый университетский устав 1835 года ограничивает автономию вузов, фактически устанавливая полицейский надзор над студентами.
В то время активно расширяется сеть промышленно-технических учебных заведений. Появляется архитектурное училище, технологический институт.
Реформы, сопутствующие свободе крестьянства
Отмена крепостного права в 1861 году Александром II повлекла за собой важные изменения в истории образования в Российской империи. Этому способствовало утверждение капитализма и успехи в сфере промышленного производства. В этот период наблюдался всеобщий рост грамотности, развитие разных форм обучения.
Новый университетский устав 1863 года возвращает вузам автономию, дает самостоятельность в финансовых, административных и научно-педагогических вопросов. Это играет большую роль в развитии высшего образования в Российской империи.
В 1864 году появляется всесословное доступное образование. Наряду с государственными, появляются воскресные, церковно-приходские и частные школы. Гимназии делятся на реальные и классические. Теперь в них принимают, невзирая на сословие, однако образование является платным.
В 1869 году открываются Высшие женские курсы - первые учебные заведения для женщин.
Последний российский император
Женское образование продолжило активно развиваться при Николае II. Однако, по сравнению с развитыми странами мира, расходы на обучение детей из расчета на душу населения все равно оставались мизерными. Если в Англии тратили 2 рубля 84 копейки в год, то в России - 21 копейку.
Уровень образования в Российской империи к этому моменту достиг относительно высоких показателей. В 1914 году 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет посещали школу. В городах этот показатель приближался к 50 %, а в деревнях был чуть больше 20 %.
Реформа начального образования
При этом в целом уровень грамотности низших слоев населения оставался крайне невысоким, отсутствовал закон о всеобщем обязательном обучении. Согласно переписи 1897 году, грамоту знали только 21 % жителей.
При этом в большинстве стран Европы уже удалось преодолеть всеобщую неграмотность, всеобщее обучение уже существовало. Требовалось всеобщее начальное образование в Российской империи.
В России реформа образования обсуждалась Государственной думой до 1912 года. В результате она заключалась в введении общего начального образования, которое планировалось организовать в половине губерний к 1918 году, а по всей стране - к концу 1920-х годов.
Финансирование
При этом финансирование начального образования осуществлялось преимущественно на пожертвования и за счет земств. Растут кредиты на народное образование, к 1904 году они увеличиваются практически в два раза за десятилетие, с 22 до 42 миллионов рублей увеличивается бюджет министерства народного просвещения.
Вам будет интересно:Эволюция млекопитающих: описание, ступени, классы
После революции 1905 года в обществе и на уровне властей активно обсуждается необходимость принятия закона о всеобщем начальном образовании. Частично его утверждают к 1908 году. Позже принимают четырехлетнее обучение для всех начальных школ.
При этом окончательное обсуждение законопроекта постоянно откладывается, затянувшись до 1912 году. В результате Государственный совет окончательно отклоняет данный законопроект.
Классификация учебных заведений
Рассказывая кратко об образовании в Российской империи, нужно остановиться на всех типах учебных заведений, которые существовали за этот период. К начальным учебным заведениям относились волостные училища. В них готовили исключительно писарей для сельских управлений и государственных палат.
На начальной ступени находились духовные училища, в которых готовили священнослужителей для Русской православной церкви, и начальные народные училища. Срок обучения в них составлял один-два года. Предназначались для людей с низким заработком, так как обучение в них оставалось бесплатным. Преимущественно открывались в сельской местности, находясь в ведении Земской управы.
Первоначальное образование давали и церковно-приходские школы, находившиеся под духовным ведомством. Промежуточное положение между начальным и средним образованием занимали городские училища, которые изначально назывались уездными. Они должны были обеспечить полным образованием малоимущих, однако занятия организовывались за плату.
Средние учебные заведения
Самое распространенное среднее учебное заведение в Российской империи - гимназия. Плата за обучение в ней была доступна большинству слоев населения. Причем гимназии были как государственными, так и частными. Женщины и мужчины обучались раздельно.
Первая в России светская общеобразовательная гимназия появилась еще в 1726 году. Она заработала при академии наук. На тот момент для поступления следовало состоять в податном сословии. С 1864 года учреждены реальные и классические гимназии. В классических обучались восемь лет, а после их окончания имели право поступать в университет, так как изучали латинский язык.
Отдельно при гимназиях существовали дополнительные подготовительные классы, которые были предназначены только для того, чтобы дать начальное образование. При этом в них могли подготовить и к поступлению в гимназию.
Реальное училище
В отличие от классических гимназий, в реальных основное внимание уделялось изучению прикладных дисциплин, в первую очередь, естественно-математического цикла. Первоначально они были созданы, чтобы распространять техническое образование в массы. С 1864 они стали подготовительной ступенью для желающих поступить в вузы. После принятия устава 1872 года их предназначение кардинально изменилось.
С этих пор в них давали образование, необходимое только для работы в промышленности и торговле. Срок обучения составлял шесть лет. Духовные семинарии были средними учебными заведениями для будущих священников. На полном пансионе созданы средние учебные заведения для будущих военных - кадетские корпуса.
Высшие учебные заведения
Основу высшего образования в Российской империи составляли университеты. К началу XX века они существовали на территории Москвы, Петербурга, Дерпта, Казани, Киева, Харькова, Одессы, Новороссийска, Томска и Варшавы.
Также работали светские высшие учебные заведения - институты. В них готовили преимущественно специалистов естественнонаучных и технических отраслей.
В системе РПЦ высшими учебными заведениями были духовные семинарии. Первой стала Московская, появившаяся еще в 1685 году. На протяжении долгого времени называлась Славяно-греко-латинской академией.
Военное образование офицеры получали на базе академий. В школе навигационных и математических наук готовили для службы в артиллерии. Первое исключительно военное учебное заведение открылось в Гатчине в 1795 году.
Частные школы
В данной системе важную роль играли частные школы. Например, воскресные, обучение в которых проводилось один раз в неделю. В Российской империи такие учебные заведения представители интеллигенции устраивали для малограмотных рабочих, ремесленников, крестьян, а также работающих подростков, которые желали получить образование.