- Определение понятий
- Описание процессов восприятия
- Методика Троцкого и ее обоснование
- Опознавательные признаки
- Работа с учениками начальных классов
- Психология формирования орфографической зоркости
- Применение слухового фактора
- Применение зрительного фактора
- Применение артикуляций и проговаривания
- Комментирование для повышения грамотности
- Заключение
Формирование грамотного письма является одной из самых сложных задач на начальном этапе обучения детей в школе. Учителя русского языка ежегодно сталкиваются с необходимостью подготовки школьников и прекрасно осознают всю ценность первых шагов в данном направлении. Становление навыков орфографической зоркости — это систематическая работа, которую педагоги начинают проводить с детьми в младших классах. Весь процесс дальнейшего обучения во многом зависит от того, насколько квалифицированно подавался материал для усвоения необходимых навыков на уроках русского языка.
Определение понятий
Вам будет интересно:Синтагма - это... Определение, виды связей, примеры
Для понимания сути вопроса следует обратиться к базовым терминам. В основе всего лежит слово орфограмма, без которого едва ли обходится хотя бы один урок русского языка в школе. Под данным понятием может подразумеваться трудное место в слове или ошибочное место в письме. Однако такое определение плохо раскрывает вкладываемый в термин смысл, а потому нередко вводит учеников в заблуждение. Одним из самых распространенных ложных обобщений можно назвать то, когда школьник воспринимает орфограмму как конкретное место в слове, где звук слышится неясно или где пишется не так, как слышится. Определения от ученых-методистов также полностью не раскрывают суть данного понятия. В них лишь говорится, что орфограммой можно считать те буквы, слова или части текста, в которых существует опасность ошибки, а потому требуются проверка и применение соответствующих правил языка.
Учащиеся должны понимать, что правильный выбор обеспечивается исключительно наличием необходимых знаний. Орфографическая зоркость — это умение обнаруживать орфограммы. Если же рассмотреть данный термин со стороны фонетической концепции, то он представляет из себя способность к оцениванию каждого звука в слове, возможности определения слабой и сильной позиции. Процесс восприятия орфограмм для пишущего человека при этом бывает двух видов — зрительный и слуховой. Высокий уровень грамотности подразумевает наличие обоих вариантов. Как правило, комплексы упражнений специально созданы для развития зрительного восприятия, однако слуховая орфографическая зоркость является основой для правильной устной и письменной речи.
Вам будет интересно:Что такое бластула: определение,строение и классификация
Описание процессов восприятия
В ходе различных исследований устанавливалась эффективность применения разных методик. В частности, удалось обнаружить тот факт, что на начальном этапе развития орфографической зоркости у школьников следует обратить особое внимание на речевые кинестезии, то есть обычное проговаривание. С помощью данного действия дети в ходе обучения начинали воспринимать речь более точно. Зрительная составляющая при этом призвана привлекать внимание школьников к отличительным особенностям и уникальным чертам орфограмм. Также с помощью визуального восприятия проводятся упражнения в сравнении и анализе.
Стоит отметить, что любые графические и орфографические написания возможны лишь при условии постоянного сопоставления этих написаний с произношением языковых единиц. Буквы, слоги и слова непрерывно подвергаются фонетическому анализу и фонологической оценке. Если с сильными позициями написание простое и однозначное, то со слабыми все несколько сложнее. Именно здесь важную роль начинает играть формирование орфографической зоркости учащихся. Развитый фонетический слух дает возможность быстро находить такие слабые места и правильно решать возникшие в ходе написания задачи.
Методика Троцкого и ее обоснование
Вам будет интересно:Борогидрид натрия: свойства, получение и применение
Не так давно современные школы взяли на вооружение новый метод, автором которого принято считать учителя русского языка с большим стажем педагогической работы П. С. Троцкого. Основа применяемого способа достаточно проста: следует совмещать орфографическое чтение с артикуляционной памятью. Метод позволяет запоминать сложные слова путем многократного повторения этих слов вслух, при этом произношение должно в точности повторять правильное написание. Однако специалисты признают, что такой вариант не может считаться универсальным для полноценного формирования орфографической зоркости. Дело в том, что таким образом дети не проводят теоретического осмысления изученного материала, хотя сама методика однозначно положительно влияет на общий уровень грамотности школьников.
К. Д. Ушинский, будучи преподавателем русского языка в 19 веке, пришел к выводу, что совокупность зрительного, слухового и кинестезического восприятия у ребенка младшего возраста является основной чувственной базой для орфографических навыков. Впечатления гораздо лучше откладываются в памяти, если в их формировании принимало участие большое количество органов чувств. Более современные изыскания на предмет откладывания информации в человеческой памяти свидетельствуют о том, что без опоры на какую-либо мыслительную деятельность и понимание событий, процессов и явлений вовсе невозможно усвоить материал или получить необходимые знания. В свою очередь, отрывочные и поверхностные сведения, которые не дают возможности полного рассмотрения всех нюансов, требуют многократного повторения увиденного или услышанного с целью последующего закрепления. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка позволяет сократить время, нужное для усвоения материала и его корректного воспроизведения.
Опознавательные признаки
В первую очередь ребенок должен выработать у себя сознательное отношение к собственному письму, а также сформировать мотивацию для обращения к правилам и словарям. Грамотное написание начинается с изначального умения видеть орфограммы. Ученику необходимо не только воспринимать и осознавать свои действия. Не менее важным моментом является умение классифицировать найденные орфограммы, верно определяя их тип. В самом начале необходимо пользоваться последовательной проверкой всех изученных ранее признаков. Когда же мы развиваем орфографическую зоркость на должном уровне, такая фиксация свойств уже не требуется, а орфограмма опознается одномоментно. Корректное нахождение обуславливается знанием опознавательных признаков и сформированным навыком их определения.
Существует еще одно определение орфографической зоркости. Как правило, оно приводится в различной прикладной литературе по психологии. Обобщенно в подобных источниках говорится, что орфографическая зоркость — это способность учащихся применять целенаправленно опознавательный процесс для обнаружения и последующей классификации орфограмм в результате оценки их признаков на основе последовательной фиксации. Такой метод допускается применять лишь на начальном этапе, а в будущем во главу угла ставится одновременное нахождение интегрального образа-ориентира. Из приведенного определения можно сделать одно достаточно важное заключение о том, что стартовая методика обучения подразумевает обязательное ознакомление школьников с опознавательными признаками орфограмм и их последующим запоминанием.
Работа с учениками начальных классов
Вам будет интересно:Лары - это божества у древних римлян
Всего имеется шесть основных правил, которые следует продемонстрировать. Приведенные ниже необходимые и достаточные для обнаружения орфограмм опознавательные признаки обычно применяются в работе с учениками 1-4 классов.
Психология формирования орфографической зоркости
Работы ряда специалистов дали возможность систематизировать и классифицировать структуру данного процесса. В трудах А. Р. Лурия, П. И. Зинченко и М. С. Шехтера принято выделять три главных компонента орфографической зоркости: мотивационный, операционный и контролирующий. Первый из них для письменной речи действует в основном в коммуникативном плане. Учащиеся должны осознавать важность постановки орфографических задач и необходимости грамотного написания. Преподаватель в этом случае проводит мотивирующую лекцию о том, почему письменная и устная речь нуждается в соблюдении языковых правил и норм.
С точки зрения психологии, развитие орфографической зоркости у младших школьников также неразрывно связано с операционным компонентом, который базируется на активном участии фонетического слуха учеников в ходе работы. Процесс проговаривания позволяет проводить звуковой анализ, а на уже сформированном уровне в дальнейшем применяется целенаправленное зрительное восприятие. Контролирующий компонент предлагает детям провести самоанализ написанного текста и сверить полученный результат с отложившимися в памяти зрительными образами, полученными во время обучения.
Все вышесказанное подводит к тому, что существует четыре нюанса, активно влияющих на формирование орфографической зоркости у младших школьников:
- произвольное и непроизвольное внимание для установления самоконтроля и самопроверки непосредственно в процессе и после выполнения работы;
- зрительное и слуховое восприятие, подразумевающее под собой применение целенаправленного анализа написанного текста;
- проведение ряда логических операций в ходе работы, включая классификацию, конкретизацию, систематизацию и сравнение;
- становление зрительной памяти, которая дает возможность запоминать и в будущем воспроизводить зрительные образы каких-либо конкретных орфограмм.
Применение слухового фактора
Широко известно, что пишущий человек в первую очередь опирается на слышимое. Квалифицированный преподаватель обязательно уделит первостепенное внимание раннему развитию фонематического слуха у своих учеников. Ребенок должен уметь хорошо слушать и слышать как свою собственную речь, так и наставления на уроках. Работа начинается уже в первом классе школы. В качестве примера упражнений для формирования орфографической зоркости на уроках русского языка можно предложить указанные ниже варианты.
Применение зрительного фактора
Приемы орфографической зоркости во многом строятся на визуальном восприятии рассматриваемых языковых конструкций. Зрительный фактор работает, если ребенок запоминает какое-либо непроверяемое написание. По данным исследований группы ученых, дети могут всего лишь один раз неверно написать любое слово, а полученный при этом графический образ уже крепко отложится в их памяти. Для устранения такой намеренной ошибки придется не менее 100 раз произвести корректное написание. Эксперты советуют изначально приучить школьников к тому, чтобы они подвергали сомнению «опасные места» и предупреждали ошибки. Для этого существует ряд способов и упражнений, перечисленных ниже.
Вам будет интересно:Рокселлановы ринопитеки: описание, поведение, фото
Применение артикуляций и проговаривания
Специалисты отмечают, что правильному развитию навыков грамотности не в последнюю очередь способствуют упражнения, при которых пишущая рука совершает ритмичные движения. По этой причине многие учителя в ходе проведения урока дают много письменных заданий. Это можно назвать непрямым методом развития орфографической зоркости в русском языке, потому как ученик автоматически запоминает графические образы всех записанных им слов, а в последующем просто воспроизводит их из памяти.
Не меньшая роль отводится и проговариванию. Слова при этом произносятся в точности так же, как и должны быть написаны. Преподаватели отмечают, что этот прием является одним из самых эффективных при работе с учениками различных возрастов. Ребенку потребуется четко по слогам проговаривать каждое записываемое слово. Таким образом произношение вслух сочетается с артикуляциями при письме. Особенную эффективность для орфографической зоркости учащихся этот метод показывает с наиболее трудными в запоминании словами. Проговаривание одних и тех же проблемных участков производится в рамках нескольких занятий, пока ребенок полностью не закрепит правильное написание в памяти.
Комментирование для повышения грамотности
Приведенный способ хорош тем, что ученик способен серьезно повысить уровень самоконтроля при работе с текстом. Смысл упражнения заключается в озвучивании ребенком в процессе написания объясняющих рассуждений, которые давали бы четкий ответ на то, почему в том или ином случае выбрано какое-либо решение. В первую очередь ученик определяет и комментирует найденную орфограмму. При этом не следует в точности цитировать правила из учебников в полном объеме. Достаточно просто привести отдельные комментарии, которые бы могли отразить ход мысли ребенка. Подобный способ зарекомендовал себя также при самообразовании в развитии орфографической зоркости. Среди плюсов регулярного применения этого упражнения можно отметить повышение общего уровня мышления, внимания, памяти и речи у обучающихся. Сознательное применение правил отлично способствует своевременному предупреждению ошибок при письме.
Благодаря комментированию ребенок учится выражать свои мысли ясно, четко и достаточно лаконично, но при этом обоснованно и в нужной степени полно. Для преподавателя же таким образом отлично выявляется текущий уровень развития орфографической зоркости у младших школьников. Таким методом учителя зачастую проводят систематическую проверку знаний и при необходимости заостряют внимание на наиболее проблемном материале. Само по себе комментирование проявляется также и в письменной форме путем выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее корректное правописание. Обычно применяется одинарное и двойное подчеркивание. Первым выделяется орфограмма, а вторым — предшествующие или последующие буквы, влияющие на выбор.
Заключение
Прививать любовь к русскому языку и правильному письму следует начинать с самого младшего возраста школьников. Можно сказать, что орфографическая зоркость — это систематическая и целенаправленная работа, способствующая формированию у детей навыков по распознаванию орфограмм и привитию ученикам грамотной и поставленной устной и письменной речи. Хорошо сформированные способности при этом в любом случае позитивно сказываются и на общем уровне развития детей, помогая им открыть новые возможности в различных сферах жизни.