Под словом «природа» человек, как правило, понимает физический мир. В науке термин используют для обозначения биосферы — части среды, являющейся необходимым условием существования жизни. На протяжении развития философской мысли обществознание человека, общество и природу, их взаимоотношения, рассматривало по-разному.
Мнение мыслителей
Науки-предшественницы современного обществознания общество и природу пытались анализировать. Философии древних цивилизаций Греции и Рима характерен космоцентризм. Древние верили, что человек — это маленькая вселенная, микрокосмос и должен жить в гармонии с окружающим миром. Средневековое христианство, провозглашающее душу божественной составляющей, игнорировало природное начало в человеке. Эпоха Возрождения принесла новое отношение. Бог, как и природа, находится везде. Они отождествляются.
Вам будет интересно:Леушинский монастырь: создание, гибель, возрождение
Французский мыслитель Жан Жак Руссо озвучил призыв «Назад к природе!». Вольтер, не менее знаменитый мыслитель, писал, что Руссо предлагает всем встать на четвереньки и ползти назад в каменный век. По мере развития науки прослеживается развитие взглядов на сущность человека. В XVIII веке распространяется представление о человеке, как о животном. Например, биолог Карл Линней называет его отдельным видом - homo sapiens. Американский физик Бенджамин Франклин смотрит на человека как на животное, изготавливающее орудия труда.
Чарльз Дарвин создает теорию эволюции, провозглашающую, что человек — неотделимая часть общества.
Как бы не воспринимался человек, как часть естественной среды обитания или как ее противопоставление, в XX веке в обществознании общество и природа рассматриваются во взаимосвязи. Появляется теория ноосферы, согласно которой, знания влияют на окружающий мир, так же, как, например, геологические или океанические процессы.
Преобразование окружающего мира
Взаимодействию общества и природы в обществознании, географии и биологии посвящены целые разделы. Почему так важно разобраться в этом вопросе?
Преобразование природы человеком изучается в ходе исторического процесса. Первые попытки изменения среды обитания относятся к первобытному обществу. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству, выращивание растений и разведение животных — пример такого влияния. К древнейшим способам изменения природы относится строительство оросительных каналов, практиковавшееся в Египте и Месопотамии в IV-III веке н. э.
Начавшаяся в начале XVIII века Великобритании промышленная революция охватила весь мир и негативно повлияла на экологию.
Вырубка лесов, необходимая для массового производства, сделала нежизнеспособными огромные территории. Деревья, вырабатывающие кислород и тем самым оздоравливающие атмосферу, необходимы для нейтрализации ядовитых веществ, выбрасываемых заводами. Деятельность химических и металлургических предприятий приводит к загрязнению не только воздуха, земли и воды.
Повышенный выброс отравляющих веществ в атмосферу вызвал глобальное потепление, ледники тают, океаны увеличиваются. Как следствие, исчезают отдельные виды животных. К не менее серьезным последствиям привела сельскохозяйственная революция. Применение новых типов топлива, использование пестицидов и других химических веществ, не могло не сказаться на здоровье биосферы.
Последствия научно-технического прогресса
В программе по обществознанию об обществе и природе, их взаимосвязи, рассказывается в контексте индустриализации. Научно-технический прогресс, плоды которого человечество использует каждый день, привел к почти необратимым последствиям. Содержание озона в атмосфере за последние 25 лет снизилось более чем на четверть. Истощение защитного озонового слоя является причиной около 2 млн случаев заболеваний онкологией в год. Каждый житель планеты Земля ощущает серьезность экологических проблем на себе. Страдает качество питьевой воды, воздуха, земли и, как следствие, продуктов. Может быть, человек — один из вымирающих видов?
Заключение
Природа — существенный фактор человеческого развития. В наше просвещенное время понятно, что она требует бережного отношения к себе. Обществознание общество и природу рассматривает в неотделимой связи друг от друга. Бесконтрольное потребление ресурсов, загрязнение окружающей среды способствовали возникновению экологического кризиса, создавшего угрозу существованию жизни на планете. Защита природы — задача всего общества. Живой мир существовал миллионы лет, он может обойтись без человека, а индивид без него не выживет.
Взаимосвязь общества и природы в обществознании (школьной дисциплине) подчеркивается. Возможно, пришло время перечитать учебники и сделать хотя бы один маленький шаг для восстановления разрушенной планеты.