26-02-2019 01:36

Сущность педагогического процесса: структура, функция и этапы

Разобраться в сущности педагогического процесса не всегда бывает просто, несмотря на то что каждый из нас, так или иначе, сталкивается с ним в жизни, выступая как объектом, так и субъектом. Если рассматривать это широкое понятие во всей целостности, то придется остановиться на ряде моментов. Речь идет о принципах, структуре, функциях, специфике процесса педагогического взаимодействия и многом другом.

Развитие научных представлений о педагогическом процессе

Довольно долгое время исследователи придерживались позиции противопоставления двух важнейших процессов развития личности человека – обучения и воспитания. Примерно в XIX веке эти представления стали меняться. Инициатором стал И. Ф. Гербарт, который утверждал, что данные процессы неразделимы. Воспитание без обучения сравнимо с целью без средств ее достижения, тогда как обучение без воспитания есть использование средств без цели.

Пунктуация фразы “таким образом”. Правила и примеры употребленияВам будет интересно:Пунктуация фразы “таким образом”. Правила и примеры употребления

Глубоко развил эту гипотезу великий педагог К. Д. Ушинский. Обращаясь к идее целостности педагогического процесса, он говорил о единстве учебного, административного и воспитательного элементов.

Впоследствии вклад в развитие теории внесли С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, М. М. Рубинштейн.

Очередной всплеск интереса к проблеме возник в 70-е гг. XX века. М. А. Данилов, В. С. Ильин продолжили исследование этой темы. Сформировалось несколько основных подходов, но все они сводятся к идее целостности и системности образовательного процесса.

Сущность понятия «педагогический процесс»

Довольно сложно выбрать универсальное определение. В педагогической литературе их можно встретить несколько. Но при всех нюансах большинство авторов сходятся в том, что в понятие сущности и функций педагогического процесса входит сознательно организованное взаимодействие педагогов и обучаемых, направленное на решение образовательных, воспитательных, развивающих задач. В этой связи выделяются понятия педагогической задачи и ситуации.

Основным законом процесса обучения и воспитания признают необходимость передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. Формы и принципы этой передачи обычно напрямую зависят от уровня общественно-социального развития.

Эффективность педагогического процесса во многом связана с особенностями материальных, социальных, психологических условий, в которых он протекает, а также характера взаимодействия педагога и обучаемого, внутренних стимулов и способностей последнего.

взаимодействие педагога и учащихся

Основные компоненты педагогической системы

Сущность и структура педагогического процесса определяются, исходя из того, что последний отличается четкой системой. Она включает в себя ряд воздействий и компонентов. К первым относится воспитание, развитие, обучение, формирование навыков и умений. Компонентами педагогической системы выступают:

  • педагоги;
  • цели воспитания и обучения;
  • учащиеся;
  • содержание процесса обучения;
  • организационные формы педагогической практики;
  • технические средства обучения;
  • формат управления учебно-воспитательным процессом.

Вспомогательная школа: программа обучения. Спецшкола для детей с затруднениями в учебеВам будет интересно:Вспомогательная школа: программа обучения. Спецшкола для детей с затруднениями в учебе

При изменении компонентов свои свойства меняет вся педагогическая система. Многое зависит от принципов их комбинирования. Оптимальность функционирования педагогической системы характеризуется:

  • достижением учащимся максимально возможного, с учетом его способностей, уровня развития;
  • созданием условий для саморазвития всех участников образовательного процесса.

развивающее обучение

Сущность, принципы педагогического процесса

В педагогических исследованиях выделяют ряд характеристик, связанных с системой обучения и воспитания. Их также можно отнести к принципам педагогического взаимодействия:

  • взаимосвязь практической деятельности и теоретической направленности педагогического процесса;
  • гуманность;
  • научность (соотнесение содержания образования с уровнем научно-технических достижений);
  • использование индивидуальных, групповых и фронтальных методов обучения;
  • систематичность и последовательность;
  • принцип наглядности (одно из «золотых правил» дидактики);
  • гибкое сочетание педагогического управления и самостоятельности обучаемых;
  • принцип эстетизации, развитие чувства прекрасного;
  • познавательная активность учащихся;
  • принцип разумного отношения (баланс требований и поощрений);
  • посильность и доступность содержания обучения.

обучение и воспитание

Основные аспекты целостности

Сущность целостного педагогического процесса не может быть сведена к какой-то одной характеристике из-за многообразия взаимосвязей между его компонентами. Поэтому принято рассматривать его разные аспекты: операционно-технологический, целевой, содержательный, процессуально-организационный.

В содержательном плане целостность обеспечивается за счет учета социального опыта при определении образовательных целей. Здесь выделяют несколько ключевых элементов: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и осознанность, понимание смысла выполнения действий. В рамках педагогического процесса должны сочетаться все эти элементы.

Целостность в организационном плане зависит от:

  • сочетания содержания обучения и материально-технических условий его усвоения;
  • личностного (неформального) взаимодействия педагога и учащихся;
  • формата делового общения в рамках образовательного процесса;
  • степени успешности самостоятельного освоения знаний учащимися.

Переусердствовать – это ошибка или оплошность?Вам будет интересно:Переусердствовать – это ошибка или оплошность?

Операционно-технологический аспект касается внутренней целостности и сбалансированности всех вышеназванных элементов.

учебный процесс

Этапы построения

Сущность закономерностей педагогического процесса предполагает выделение нескольких стадий или этапов в ходе организации образовательной и развивающей деятельности.

В рамках первого, подготовительного этапа, решается несколько ключевых задач:

  • целеполагание (формулировка ожидаемых результатов);
  • диагностика (анализ психологических, материальных, гигиенических условий педагогического процесса, эмоционального настроя и особенностей учащихся);
  • прогнозирование образовательного процесса;
  • проектирование его организации.

Далее следует основной этап:

  • оперативный контроль со стороны педагога;
  • педагогическое взаимодействие (разъяснение задач, общение, использование намеченных технологий и приемов, стимулирование учащихся и создание комфортной атмосферы);
  • обратная связь;
  • коррекция деятельности участников в случае отклонения от поставленных целей.

В рамках заключительного этапа осуществляется анализ достигнутых результатов и самого образовательного процесса.

Формы организации

Сущность педагогического процесса непосредственно раскрывается в рамках определенных организационных форм. При всем многообразии способов организации образовательной деятельности, базовыми остаются три основные системы:

  • индивидуальное обучение;
  • классно-урочная система;
  • лекционно-семинарские занятия.

Они отличаются охватом обучающихся, степенью их самостоятельности, сочетанием групповых и индивидуальных форм работы, стилем управления педагогическим процессом.

Индивидуальное обучение практиковалось еще в первобытном обществе в ходе передачи опыта взрослого ребенку. Затем оно трансформировалось в индивидуально-групповое. Классно-урочная система предполагает регламентированный режим места и времени проведения, состава участников. Лекционно-семинарская система используется, когда учащиеся уже обладают некоторым опытом учебно-познавательной деятельности.

воспитательный процесс

Педагогическое взаимодействие и его виды

Сущность воспитания как педагогического процесса заключается в том, что в нем обязательно принимают участие и педагог, и обучаемый. И эффективность процесса и результата зависит от активности обеих сторон.

Между субъектом и объектом воспитания в ходе педагогического взаимодействия возникают следующие виды связей:

  • организационно-деятельностные;
  • коммуникативные;
  • информационные;
  • управленческие.

Они находятся в постоянном взаимосвязи. Одновременно процесс строится на широком спектре взаимодействий: «педагог – ученик», «учащийся – коллектив», «учащийся – учащийся», «ученик – объект усвоения».

принципы обучения

Обучение как элемент педагогического процесса

Согласно классическому определению, обучение - это процесс познания, управляемый педагогом. Оно выступает одним из двух ключевых элементов двойственной сущности педагогического процесса. Вторым остается воспитание.

Обучение характеризуется целевой направленностью, единством процессуальной и содержательной сторон. Принципиальным моментом является направляющая позиция педагога в этом процессе.

Обучение предусматривает обязательную коммуникативную составляющую и деятельностный подход, обеспечивающий прочное усвоение знаний. При этом обучаемый не просто запоминает информацию, но и осваивает традиционные методы учебно-познавательной работы: умение ставить задачу, выбирать способы ее решения, оценивать результаты.

Важным компонентом при этом является ценностно-смысловая позиция учащегося, его готовность и стремление к развитию.

этапы обучения

Функции обучения

Сущность педагогического процесса заключается в его направленности на всестороннее познавательное и творческое развитие обучающегося. Эта установка определяет основные функции обучения (образовательную, развивающую, воспитывающую).

По мнению В. В. Краевского, первая связана с увеличением объема знаний, вторая – с усложнением способов и приемов усвоения, третья – с выстраиванием социальных отношений в ходе процесса.

Образовательная функция предполагает формирование прочной системы знаний и умений, системного понимания причинно-следственных связей.

В конечном итоге ученик должен свободно оперировать знаниями, мобилизовывать уже имеющиеся в случае необходимости, приобретать новые, используя соответствующие навыки учебно-познавательной работы.



Источник