Все случаи аварии самолетов в эпоху советских времен были засекречены. 13.10.1972 г. недалеко от Москвы (берег оз. Нерского) потерпел крушение пассажирский лайнер "Ил-62". Катастрофы такого масштаба в мире случались крайне редко. Это был международный рейс Париж - Ленинград - Москва.
История катастрофы "Ил-62" в 1972 г.
По поводу приземления в Северной столице можно встретить две версии:
Вам будет интересно:Базовое образование - это... Базовое общее среднее образование
Затем лайнер вылетел в столицу, поднявшись на высоту 9000 м. Экипаж в рабочем порядке держал связь с диспетчером, принимал указания согласно маршруту движения. На высоте 3700 м было пройдено Савелово и получено разрешение на дальнейшее снижение. Несколько раз командир экипажа связывался с диспетчерской службой для подтверждения высоты, координат. Последняя радиосвязь с бортом была на высоте следования 750 м. После команда экипажа на связь не выходила. На высоте 400 м исчезла отметка на мониторах радиолокатора.
Вам будет интересно:Present Perfect Passive: правила и примеры
Самолет, выполняя поворот, накренился направо, врезался в поверхность крылом. Сначала от столкновения разрушилась крыловая консоль, затем с землей столкнулась носовая часть фюзеляжа. Самолет пронесся по полю около 330 м и врезался в лесополосу, через которую проскользил до полного разрушения около 200 м. Все 174 человека, находящихся на борту, погибли.
На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в мире по числу жертв. На сегодня катастрофа "Ил-6"2 1972 г. - 2-я по масштабности в мире среди произошедших с данной авиамоделью, в России 2-я после крушения "Ту-154" в Омске по числу погибших.
Расследование
По сообщениям экспертов, до столкновения с поверхностью все системы находились в функциональном состоянии. Погодный фактор не мог стать причиной аварии. Были обычные показатели:
- 1,5 тыс. м горизонтальной видимости при слабом ветре, температуре воздуха +6 °С.
- Борт оборудован системой автопилотирования, которая давала возможность осуществить заход на посадку автоматически.
По данным регистратора полета, за 34 сек до крушения скорость составляла 560 км/ч, до высотной отметки 740-600 м маневренные действия соответствовали установленным нормам и правилам полета. Затем по неизвестной причине экипаж не предпринимал действий по предотвращению столкновения.
Был обнаружен ряд нарушений в диспетчерской работе, несоответствие данных барометра, что не могло послужить основанием для падения "Ил-62". Катастрофы при таких показателях возможно было избежать.
Предполагаемые причины трагедии
Существует несколько предположений о причинах катастрофы:
Следовательно, точных выводов о причинах одной из самых масштабных катастроф "Ил-62" за всю историю не только российских, но и мировых авиаперевозок, сделать невозможно.
Исторический анализ потерь
Всего было сконструировано 286 машин, самая первая потерпела крушение на испытательной стадии. По статистике, остальные причины происшествий с крушением самолета данной модели таковы:
1. 48% - человеческий фактор (ошибки личного состава). Большая часть аварий возникала по причине преждевременного снижения или заканчивалась тем, что машина оказывалась за пределами взлетно-посадочной полосы:
- 20.07.1975 г. в районе Дамаска ударился о землю "Ил-62", катастрофы не удалось избежать из-за стремительного снижения.
- 27.05.1977 г., Гавана, в густом тумане машина снизилась ниже допустимого уровня, задев линию электропередачи, столкнулась с землей.
- 1.07.1983 г., Лабе, лайнер врезался в гору.
- 30.06.1990 г., Якутск, позднее распознание ошибки, самолет выскочил за пределы ВПП, разрушился.
- 21.11.1990 г., п. Маган (Якутск), пилоты не были готовы к посадке в условиях заснеженной ВПП, самолет выкатился в овраг, разрушился.
- 23.10.2002 г., Бишкек, ошибка при взлете, самолет столкнулся с бетонным забором.
- 29.03.2006 г., Домодедово (Москва), сошел со взлетной полосы, развалился на несколько частей.
- 24.07.2009 г., Мешхед, посадка на повышенных скоростях, столкновение с огнями, вылет машины с ВПП, врезался в ограждение аэродрома и столбы ЛЭП.
2. 42% - причины в отказе систем авиатехники:
- 14.03.1980 г., Варшава, неполадки шасси, доклад экипажа о заходе на 2-й круг, повреждено электрооборудование, что привело к падению.
- 6.07.1982 г., Шереметьево, после взлета на 160 м сработала пожарная сигнализация 1-го, затем 2-го двигателей, экипажем было принято решение вернуться на аэродром. Несмотря на соблюдение инструкций, самолет ударился о поверхность.
- 9.05.1987 г., район Варшавы, на высоте 8 тыс. м разрушилась турбина, произошло повреждение фюзеляжа и систем электрооборудования. На высоте около 1,5 тыс. м потеряно управление, произошло столкновение с поверхностью.
- 20.04.2008 г., Санто Доминго, при заходе на посадку разрушился 2-й двигатель, повреждение обломками топливной системы и 1-го двигателя, возгорание. Выполнена аварийная посадка.
- 29.09.1982 г., Люксембург, отказ системы управления, самолет выкатился за ВПП, сгорел.
- 17.07.1989 г., Берлин, из-за плохой управляемости самолет выехал за ВПП, произошло столкновение с препятствием, сгорел.
- 14.08.1972 г., Кенигсвюстер, после вылета на высоте 8,9 тыс. м возникла проблема с управлением, экипаж начал снижение, слив топлива, возникло возгорание в хвостовой части, полная потеря управления.
3. 5% - воздействие внешних факторов:
- 3.09.1989 г., Гавана, самолет попал в нисходящий поток проливного дождя, падение на жилые постройки.
- 13.10.1972 г., Шереметьево, из-за плохих метеоусловий произошло столкновение с поверхностью земли
4. 5% - причины происшествий не установлены.
"Ил-62" соответствовал критериям для перелета на значительные расстояния, был создан с учетом международных стандартов такого класса. Но трагедий избежать все же не удалось. С самыми тяжелыми потерями произошло два крушения "Ил-62" - катастрофа под Москвой в 1972 г. (174 погибших) и в 1987 г. под Варшавой (183 человека).