Статья
Обучение финансовой грамотности в школе
0

Обучение финансовой грамотности в школе

by admin31.10.2018

Школа является важнейшим социальным институтом, который помогает учащимся адаптироваться к условиям взрослой жизни. Современные дети, еще учась в школе, активно оперируют деньгами, покупают товары и пользуются банковскими картами, являясь участниками торговых взаимоотношений. Это требует от них владения определенным уровнем финансовой грамотности.

Разработка программы

Курсы финансовой грамотности включены в школьную программу в рамках предмета «Обществознание». Введение обучения детей финансовой грамотности как отдельной дисциплины пока нецелесообразно из-за объема информации и ее специфики: часть информации актуальна для детей начальных классов, часть будет полезна для учеников 6-7-х классов, на что-то следует обратить внимание в 8-м классе, когда проходит изучение экономических систем. Более подробно говорить о финансовой грамотности стоит в 10-11-м классе.

учитель учит детей

С 1 сентября 2016 года в российских школах стартовали занятия по финансовой грамотности. Первыми их включили в свою программу Алтайский, Краснодарский, Ставропольский края, Саратовская, Калининградская, Томская области, Татарстан. В 2018 году обучение осуществляется уже в 72 регионах страны.

Необходимость введения новых предметов не говорит о том, что размываются границы традиционного образования. Это скорее попытка разнообразить формы и содержание обучения. Так, например, ранее был внедрен курс формирования антикоррупционного мировоззрения, сейчас добавилась программа обучения финансовой грамотности. В ближайшее время планируется запуск курсов правовой и цифровой грамотности.

Задачи проекта

Линия финансовой грамотности выделена в отдельный компонент школьного образования для подготовки ребенка не только к будущей жизни, но и к жизни настоящей. Задачами проекта обучения финансовой грамотности являются:

  • Снижение разрыва между теоретической системой обучения в школе и реальной жизнью, возможность практического применения своих знаний.
  • Приобретение навыков, которые можно использовать в условиях товарно-денежных отношений.
  • Обратная сторона финансовой грамотности – умение управлять своими эмоциями и телом.
  • Открытие возможности межличностной и информационно-технической коммуникации для полноценного участия в жизни общества.
  • Снижение риска исключения человека из общественной жизни.
  • Создание навыка для оперативного реагирования на экономические изменения для сохранения своего благополучия. денежный цветок
  • Работа педагогов

    Для успешной реализации обучения финансовой грамотности в школах требуется решение двух главных вопросов:

    • обеспечение и подготовка необходимых информационных материалов;
    • подготовка педагогов для обучения новой дисциплине.

    Проблема предоставления качественных учебных материалов с учетом возрастных особенностей учеников на сегодняшний день благополучно решена. Для их составления были привлечены специалисты банковского сектора, преподаватели вузов, финансисты, сотрудники отдела образования и другие компетентные участники.

    Что касается второго пункта, то обучение педагогов финансовой грамотности было осуществлено на специальных курсах повышения квалификации, где они получили возможность ознакомиться с основами финансово-экономических связей в обществе. Что содержалось в плане обучения:

    • понятие инвестиций, ценных бумаг, кредита;
    • банковские операции;
    • виды мошенничества и способы защиты;
    • создание собственного бизнеса.

    Как правило, такая программа рассчитана на 72 академических часа. К 2018 году в установленных федеральных учебных центрах прошли обучение 19 тысяч учителей, которые имеют право проводить обучение финансовой грамотности в школе.

    Содержание программы

    Мировая практика внедрения обучения финансовой грамотности в школах показывает отличный результат. С чем должен ознакомиться ребенок в ходе занятий:

    • национальная денежная валюта и ее история;
    • иностранные, коллективные виды валют;
    • операции с деньгами;
    • семейный бюджет и его планирование;
    • защита от мошенников;
    • организация и оптимизация семейного бюджета;
    • долгосрочное управление финансами;
    • финансовые институты и взаимодействие с ними;
    • сбережения, кредиты, налоги, пенсии, страхование;
    • правовые аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников, трудоустройство и карьерный рост;
    • денежные вознаграждения;
    • организация частного предпринимательства;
    • управление личными финансами с учетом развития экономики.

    денежное дерево из книги

    Развивающая программа для дошкольников

    Обучение финансовой грамотности дошкольников в детских садах сегодня практически не проводится. Основной груз лежит на родителях: они объясняют ребенку, что то, что ему хочется, покупается на деньги, которые перед этим необходимо получить на работе.

    В возрасте 4-7 лет должно сформироваться понятие о том, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает большие возможности, дарит радость. На этом этапе объясняются нормы поведения в магазине, транспорте (оплата проезда) и так далее в форме ролевых игр.

    малыш кидает деньги в копилку

    Начальные классы

    В начальной школе дети начинают делать первые шаги во взрослую жизнь. Чтобы не растеряться и совершать меньшее количество ошибок, ребенку необходимо быть знакомым с азами финансовой грамотности, научиться считать и понимать, для чего существуют деньги. Введение в дисциплину начинают со 2-го класса, курс рассчитан:

    • 8 часов во 2-м классе;
    • 8 часов в 3-м классе;
    • 16 часов в 4-м классе.

    В этот период дети знакомятся с понятием денег, их историей, видами и выполняемой функцией, а также определением семейного бюджета. Ознакомление происходит на уроках математики и окружающего мира.

    Средние и старшие классы

    На школьников 5-11-х классов в первую очередь ориентировано обучение финансовой грамотности. Дети этого возраста уже имеют базовые знания о деньгах, финансовых институтах, товарно-денежных отношениях. Они уже являются потребителями, начинают осваивать финансовые продукты и инструменты, пользуются информационными ресурсами (Интернет, приложения смартфонов).

    урок в школе

    Целью обучения является создание прямой связи между приобретаемыми знаниями и их применением в жизни. На уроках ребята в интерактивном формате ситуационного моделирования и ролевых игр учатся оценивать и принимать обоснованные решения. В такой форме подростки легче усваивают знания о финансовых рынках, продуктах и услугах, выстраивают адекватное восприятие рисков в этой сфере.

    Методика

    Для школьников начальной школы обучение проходит в более понятной игровой форме с учетом возрастных особенностей:

    • игры;
    • исследования;
    • проекты.

    В ходе обучения формируются навыки работы с таблицами и схемами, анализа выступлений.

    финансовая грамотность обучение

    Методика обучения финансовой грамотности для школьников среднего и старшего возраста сводится к следующим способам:

  • Ознакомление с материалом проходит в форме лекций, бесед. Текст стилистически должен быть адаптирован с учетом возрастной категории.
  • Использование информационно-раздаточных материалов: буклетов, плакатов, брошюр, карточек.
  • Применение телевизионных и мультимедийных средств, проекторов.
  • Проведение игр, соревнований, тестов, конкурсов, открытых уроков, олимпиад.
  • Разбор конкретных ситуаций в экономической области и поиск выхода из них.
  • Прикладные аспекты

    Результативность программы обучения финансовой грамотности можно отследить по возрастанию интереса к участию в различных мероприятиях, конкурсах, форумах, олимпиадах, выставках, онлайн-соревнованиях, например:

    • региональные и городские конкурсы «Лучший предпринимательский проект среди учащейся молодежи»;
    • всероссийский конкурс «Финансовый баттл»;
    • научно-практические конференции;
    • конкурс «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»;
    • конкурс проектных работ «Горизонты открытий»;
    • фестиваль «Северное созвездие» и другие.

    Результаты обучения

    После прохождения курса финансовой грамотности и успешного его усвоения в школе ученики для прикладного применения должны:

    • понимать и правильно использовать экономические термины;
    • иметь представление о роли денежных ресурсов в семье и обществе;
    • уметь трактовать виды и функции денежных средств;
    • знать источники доходов и направления расходов своей семьи;
    • уметь рассчитывать и составлять семейный бюджет;
    • определять проблемы и уязвимые места в семейных финансах, знать пути их решения;
    • проводить простые финансовые расчеты. Девочка с рюкзаком

    Неоценимо родительское участие в решение таких вопросов: как потратить карманные деньги, как накопить на нужную вещь, как приобрести качественную, но недорогую вещь и так далее. При совместной работе родителей и учителей полученные знания у детей помогут снизить напряжение в потребительском секторе, повысить финансовую грамотность, чтобы во взрослом возрасте не возникало денежных проблем и человек мог более уверенно себя чувствовать.

    Источник

    About The Author
    admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *