Статья
Бенефис — это спектакль, приносящий доход
0

Бенефис — это спектакль, приносящий доход

by admin01.11.2018

Многозначное слово «бенефис» прижилось в России главным образом как театральное понятие. Любители литературы прекрасно знают, что в XIX веке так называли спектакль, который устраивали ради одного актера: он не только получал доход от спектакля, но и сам мог выбрать пьесу для постановки.

Такое представление становилось чествованием любимого актера, торжеством, юбилейным или прощальным вечером. Именно эта сторона бенефиса делает его интересным и в наши дни. Хотя не все так гладко складывалось в истории российского театра: бенефисы не всегда были в милости властей (не только после революции, но и до нее).

Заглянем в словарь

В толковом словаре В. И. Даля слово «бенефис» имеет несколько значений. Первое из них — наиболее знакомое широкой публике понятие: зрелище, представление в пользу одного из участвующих. Второе относится к торговле (отмечено, что к иностранной): процентная скидка с товара, уступка.

Слово «бенефициант» также имеет два совсем разных смысла. Так называют художника, актера, музыканта, в пользу которого дается представление. В женском роде — «бенефициантка». Однако согласно Далю, есть и другое значение — это духовные лица римско-католического вероисповедания, получающие доход с недвижимого имущества.

По-французски бенефис — это польза, барыш, доход.

В театральной энциклопедии указано, что слово «бенефис» в значении «способ вознаградить одного из актеров» появилось во Франции в 1735 году.

Чем жив театр

Такая форма распределения дохода от спектакля быстро прижилась. Она предусматривала выплату всей суммы определенному лицу или лицам за вычетом расходов на проведение представления.

А варианты существовали различные: в театральной среде есть понятия «полный бенефис», «полубенефис», «четвертьбенефис» и так далее. Главных действующих лиц в одном спектакле могло быть несколько, и это не только актеры или певцы. Бенефис мог проводиться в честь композитора, драматурга, работников театра.

Зритель, заплативший за билет, обычно не задумывается о том, как распределяются поступившие в театральную кассу средства. Для этого всегда существовали антрепренер, дирекция, контора императорских театров, министерство культуры, самого разного рода агенты и менеджеры. Кстати, великий русский драматург А. Н. Островский также принимал участие в реорганизации театрального управления в России. Изданы его заметки «О наградных бенефисах».

Малый театр 30-е годы

Русский дореволюционный театр — это не только императорский или крепостной театр. В XIX веке существовал частный театр, где порой антрепренеры безбожно обкрадывали актеров. В. И. Немирович-Данченко свидетельствовал, что встречал в провинции артистов, которым по милости нанимателя приходилось играть только за еду. Театр Карабаса-Барабаса — не такая уж выдумка.

Когда же администрация театра была на высоте, то и оплата труда актеров соответствовала их уровню. Бенефис — это не только разовая помощь в трудных обстоятельствах. Он существовал как определенная часть жалования, о нем при приеме в театр актер мог заранее договориться. «Доходные» спектакли делились на контрактные и наградные.

Бенефисы и юбилеи

Бенефисы в русском театре появились в 1783 году. Пьеса выбиралась с расчетом на максимальный кассовый сбор. По воспоминаниям актеров, спектакль такого рода по-особому принимался и зрителями. Вознаграждение поступало не только от продажи билетов (иногда с удвоенной ценой), но и от зрителей, готовых внести дополнительные средства или сделать подарки любимому лицедею в честь его юбилея или премьеры.

Довольно спорным был вопрос о влиянии бенефиса. Это положительно сказывается на репертуаре театра или нет? С одной стороны, многие пьесы А. Н. Островского были поставлены таким образом, а с другой стороны, в качестве «доходных» часто выбирались низкопробные произведения.

Дирекция императорских театров не слишком приветствовала бенефисы и отменила их в 1908 году. Однако в частных театрах эта практика продолжалась. Запрет 1925 года на такого рода вознаграждения для актеров в годы национализации театра казался вполне логичным.

Концерт "Хворостовский и друзья"

Одна из форм бенефиса, существующая в наши дни — торжественный юбилейный концерт. Доход от него преимущественно получит артист, которого чествуют его друзья, поклонники, зрители.

Есть и другая нестандартная форма выступления — противоположная бенефису. Это благотворительный концерт. Великий артист (писатель, певец, музыкант, танцор) выступает перед широкой публикой, не получая гонорар за свою игру или отдавая полученные от концерта средства пострадавшим в какой-либо трагической ситуации. Расходы по организации мероприятия берет на себя государственная или общественная структура. Выступление деятеля искусств — его подарок зрителям.

Синонимы

Фильм "Ах, водевиль"

В наше время множественным числом от слова «бенефис» является «бенефисы». А. Н. Островский употреблял в своих заметках теперь устаревшую форму. А именно — «бенефисА». Спектакль, представление, зрелище, шоу, пьеса, постановка — это, конечно, синонимы слова «бенефис». Однако неполные. Значение слова «бенефис» определяет экономическая сторона праздничного действа. Оно указывает не только на исключительность события, но и на его финансовую составляющую.

Театр "Бенефис. Елец

Использование этого термина для обозначения связанных с театральной жизнью событий, школ, выступлений, программ, которые в прямом значении слова бенефисом не являются, несколько «затушевывает» его смысл.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *