Как определить: одушевленные или неодушевленные существительные перед нами? Общепринятая практика рекомендует задать вопрос "кто?" к одушевленному, а вопрос "что?" к неодушевленному имени существительному. Можно, конечно, и таким путем пойти, только какой вопрос можно отнести к слову "покойник"? Он "кто?" или "что?". Категорию одушевленности к этому понятию можно применить весьма условно... А что можно сказать о таком персонаже русских сказок, как леший? Его можно отнести к одушевленным существительным, или он в противоположной категории? Вопросы, вопросы... попробуем найти ответы.
Живая и неживая природа
Вам будет интересно:Значение слова «подвизаться» в быту и в храме
Все, что нас окружает, в русском языке определяется именем существительным. Оно представлено двумя категориями: одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Суть этих понятий кроется в их корне: он у них один - "...душ..." и, стало быть, слова эти - однокоренные. Что же касается того, как определить одушевленные и неодушевленные существительные, то рассмотрим их кардинальное отличие друг от друга.
Смысл слова "душа" достаточно всеобъемлющий и восходит к понятиям "живое" и "мертвое". Если некая часть окружающего нас мира определяется словом и имеет отношение к "душе" как фрагмент живой природы, то мы здесь имеем дело с одушевленным существительным.
Вам будет интересно:Печатное издание - это что такое
Если более предметно подойти к смыслу понятия "живая природа", то оно означает ту часть окружающего мира, которая имеет отношение к процессу жизни, т. е. самостоятельному движению, физиологическим проявлениям, в частности, дыханию, воспроизведению, питанию и т. п.
Соответственно, понятие "неживая природа" несет совершенно противоположную смысловую нагрузку, и слова, определяющие подобные фрагменты нашего окружения, относятся к категории неодушевленных имен существительных.
Задаем вопросы
Переходим к вопросительной части. Как известно, имена существительные склоняются по падежам и отвечают на вопросы "кто?" или "что?". Согласно правилу, к одушевленным именам существительным имеет отношение вопрос "кто?", а к неодушевленным - "что?". И здесь, вроде бы, все просто: надо задать нужный вопрос к существительному - и все становится на свои места.
Перейдем к примерам. Определим категорию слов: щенок, соловей, рыба, ребенок, учитель. Все они, разумеется, относятся к живой природе, и к ним уместно задать вопрос "кто?".
Переходим к следующему словесному ряду: стол, кровать, тетрадь, карандаш, дерево, телефон. Этот список из неживой природы, и перечисленные существительные отвечают на вопрос "что?".
Теперь разберем слово "мертвец" с точки зрения его принадлежности к живой или неживой природе. Возникает тупиковая ситуация, и здесь необходим другой путь.
Они "иные"...
В русском языке существует группа слов, которая не укладывается в рамки понимания как живой природы, так и неживой.
Вышеупомянутое слово "мертвец" относится именно к таким понятиям. И обычный алгоритм действий, применяемый для определения одушевленных и неодушевленных имен существительных, здесь не работает. Тогда как быть в этих случаях? В спорных случаях можно вспомнить правила склонения имен существительных.
Воспользуемся пошаговой инструкцией для того, чтобы узнать, как определить одушевленные и неодушевленные существительные:
- Склоняем слово "мертвец" в родительном падеже, употребляя множественное число: нет (кого, чего?) мертвецов.
- То же самое делаем с множественным числом в винительном падеже: вижу (кого, что?) мертвецов.
- Вывод: оба ответа на падежные вопросы идентичны друг другу, следовательно слово "мертвец" относится к одушевленным существительным.
Если так же просклонять слово "покойник", то в результате получим подобный ответ.
- Особый подход в данном контексте к мужским именам собственным и существительным мужского рода. Если их просклонять в единственном числе, то можно увидеть, что в винительном и родительном падежах они идентичны.
"Мертвая натура"
Применяем тот же порядок действий для того, чтобы выяснить, как определить одушевленные и неодушевленные существительные и в чем их отличие:
- Задаем вопросы родительного падежа к слову "труп", поставив его во множественном числе: нет (кого, чего?) трупов.
- Повторяем эти же действия с винительным падежом: вижу (кого, что?) трупы.
- Вывод: слово "труп" относится к неодушевленным существительным, т. к. при склонении формы слова изменились.
Применяя данное правило, вы сможете всегда отличить одушевленные и неодушевленные существительные с учетом их природы.
Понятия "с секретом"
Русский язык, как шкатулка с секретом полон тайн, касающихся тем жизни и смерти. Так, понятия, не имеющие отношения к жизни, могут переводиться в область живой природы. Рассмотрим примеры:
- Как уже выяснилось выше, слова "мертвец", так же как и "покойник" относятся к одушевленным существительным, вследствие того, что ранее они проявляли признаки жизни.
- Человек в силу своего желания наделяет душой определенные объекты, не являющиеся явной реальностью, переводя их в сферу живой природы. К таким понятиям относятся Бог, леший, домовой.
- В определенных случаях неодушевленным предметам придаются свойства живых персонажей, наделяя их всеми качествами личности. Наглядный случай - шахматные фигуры.
- Еще происходит перевод неживой природы в живую при объединении множества разрозненных элементов в единую сущность, представляющую собой своего рода "коллективный разум".
Так происходит с понятиями прайда, стаи, народа, коллектива.
Средний род
Итак, мы разобрались с одушевленными и неодушевленными существительными "иного" происхождения.
Рассмотрим еще одну разновидность понятий живой природы. Сюда входит средний род одушевленных существительных, таких как насекомое, имеющее отношение к живым организмам; млекопитающее, также обладающее всеми живыми признаками.
- Ко всем подобным представителям живой природы уместен вопрос "кто?", а также определение "оно мое".
- Часто можно услышать обращение к малышу: дитя или чадо. Эти существительные также подразумевают живое существо среднего рода, ввиду невозможности определиться с мужским или женским родом младенца без дополнительных уточнений.
- Понятия, имеющие отношение к мифическим персонажам, например, "чудовище" - представляют собой существительные, относящиеся к категории одушевленных и к среднему роду. Они также обладают качествами живых существ.
Теперь вы знаете, что делать в случае затруднений с определением одушевленного или неодушевленного существительного.