Для того чтобы успешно функционировать в условиях современного рынка, предприятия должны осуществлять целый комплекс мер, направленных на увеличение конкурентоспособности. Факторами повышения этого показателя являются: ценовая политика, ассортимент, расположение места продажи, качество товара и сервиса, научно-техническое развитие и современное оснащение производства, высокая квалификация персонала, территориальная распространенность точек продаж внутри страны и за ее пределами. Для эффективного осуществления ценовой политики предприятие должно регулярно пересматривать свои затраты и снижать их.
Факторы снижения себестоимости
Вам будет интересно:Прикладная социология: функции, задачи, методы, этапы развития и применение
Чтобы добиться уменьшения затрат на производство товара, необходимо выполнять ряд условий:
- повышать производительность труда;
- уменьшать трудоемкость;
- снижать показатель материалоемкости;
- сокращать брак;
- ввести режим экономии на предприятии.
В совокупности процедуры, направленные на сокращение расходов, помогут предприятию увеличить прибыль при прежнем или увеличенном объеме производства.
Остановимся подробнее на материалоемкости, поскольку именно статья материальных затрат в большинстве случаев занимает основную долю в структуре себестоимости. Если показатель увеличивается в динамике, значит, сырье и материалы используются неэффективно, и фирма нуждается в пересмотре и корректировке расходов сырья и комплектующих.
Материалоемкость
Это показатель, характеризующий, какое количество материалов используется для производства единицы продукции. Иными словами, какую долю занимают материальные затраты в составе издержек производства. Для примера: к производствам с большой долей затрат на сырье и материалы относятся выплавка металлов, изготовление сахарного песка, машиностроение и иные.
В структуру материалоемкости входят основные материалы, вспомогательные, а также топливо, энергия и амортизация основных производственных фондов.
Материалоемкость - это показатель, обратный материалоотдаче.
Формула вычисления
Материалоемкость - это та цифра, которая находится в прямой взаимосвязи с суммой материальных затрат. То есть чем выше сумма издержек на сырье и материалы в процессе изготовления продукта, тем больше будет материалоемкость, формула для расчета которой представлена ниже:
Ме = МЗ / C, где
Me - материалоемкость,
МЗ - сумма затрат на покупку сырья и материалов,
С - полная себестоимость готового продукта.
Виды материалоемкости
Существует несколько видов материалоемкости. Это удельная, структурная и абсолютная. Удельная материалоемкость говорит о доле материалов в одной штуке товара в натуральном выражении. Структурная помогает узнать, какую долю в денежном выражении занимает конкретный вид сырья в производстве единицы продукта. Абсолютная величина позволит менеджеру узнать норму затрат ресурсов на производство одной штуки продукции, а также ее долю в чистом весе и уровень издержек запасов. Она рассчитывается отношением чистого веса продукта к норме расхода сырья на единицу продукции. Удельная материалоемкость является суммой произведений видов сырья и их удельных весов в составе продукта.
Пути улучшения
Во-первых, определяют, соответствует ли план расходов фактическим цифрам. Во-вторых, решают, насколько организация нуждается в подобных ресурсах. В-третьих, оценивают эффективность использования материалов. В-четвертых, с помощью факторного анализа выясняют, каких ресурсов требуется больше, и где требуется снизить потребление ресурсов. В–пятых, производят расчет стоимости материалов и ее влияния на объемы производства.
На основании полученных данных делают выводы и принимают соответствующие управленческие решения об улучшениях или о сокращении затрат.