Понятие формы, многообразие форм окружающего мира рассматриваются в рамках внеурочной деятельности в школе, а также на занятиях в начальной школе. Все творения окружающей нас природы и весь предметный мир можно построить на основе простых геометрических фигур.
Страницы истории
С древних времен люди начали использовать многообразие форм окружающего мира для изготовления оружия, ювелирных изделий, предметов мебели. Именно тогда возникли первые представления о размерах. И в наше время понятия формы и многообразие форм окружающего мира являются важными аспектами для дизайнеров, художников, скульпторов. Они не только дают людям творческих профессий возможности для новых идей, но и позволяют устанавливать глубокие взаимосвязи между дизайном и законами существования живой природы.
Вам будет интересно:Интонация в английском языке: типы, правила постановки, интонационная шкала
Современные тенденции
Понятие формы (многообразия форм окружающего мира) приобрело новое значение после того, как появились инновационные материалы, современные технологии. Они позволили создавать и применять бионические модели в дизайне и живописи, раздвинули границы возможностей скульпторов.
Вам будет интересно:«Пловцы» или «плавцы»? Кто такие и как пишутся?
В настоящее время существенно расширилось понятие форм. Многообразие форм окружающего мира является неотъемлемой частью дизайна, живописи. Именно поэтому данной теме уделяется пристальное внимание в современной школе.
Теоретические моменты
Многообразие форм окружающего мира в школе ребята изучают на уроках ИЗО. Формой является объемно-пространственная и морфологическая организация какого-то объекта. Это структурное либо внешнее выражение содержания. Именно форма является важнейшей категорий, которая обуславливает предмет деятельности в искусстве, дизайне, архитектуре, литературе.
При ее отсутствии нельзя вести речь о том, что вещь есть в пространстве и во времени. Суть понятия многообразия форм в окружающем мире заключается в том, что объект должен отвечать определенным требованиям. Например, дизайнеры обращают внимание на единство свойств: форму, фактуру, цвет, внешний вид. Учитель рассказывает ребятам о многообразии форм. Вокруг человека есть удивительные по красоте очертания гор, громадные многоэтажные здания, обтекаемые формы автомобилей и самолетов, пластика птиц, нежность бабочек, цветов.
Основные признаки
Как можно представить детям многообразие форм окружающего мира? ИЗО — это предмет, который связан с зрительным восприятием разнообразных объектов. Именно поэтому в нем важны следующие признаки:
- конструкция (геометрический вид);
- фактура;
- расположение в пространстве;
- масштабность;
- цвет;
- текстура;
- светотень
Педагог учит ребят отличать форму деревьев в ветреный день и в спокойную погоду. Он отмечает, что на глазах человека происходит превращение обычного облака в настоящего дракона, красивую птицу, сказочный замок. Нужна фантазия, чтобы увидеть и принять многообразие форм окружающего мира. Внеклассная работа в школе на занятиях по ИЗО предполагает и проведение экскурсий по осеннему лесу, весенним лугам, зимним полям. Во время таких познавательных уроков ребята учатся видеть и понимать уникальность природы, замечать яркие образы, необычные формы предметов.
Интересные аллегории
В быту и в природе часто встречаются схожие формы. Например, сходство есть между пышным оперением павлина и формой раковины, носиком чайника и хоботом слона, хвостом петуха и веткой, которая склонилась под ветром. В рамках внеурочной деятельности педагог ИЗО учит ребят младшего школьного возраста находить между бытовыми предметами и объектами живой природы сходство, использовать его для создания творческих работ.
Использование материалов
Если внимательно приглядеться к окружающему миру, можно понять, что во всех живых объектах, а также в повседневной жизни применяются простейшие геометрические фигуры.
Например, в различных орнаментах, которые используются для художественного оформления изделий из ткани, при желании можно увидеть квадраты, треугольники. Этот прием используется преподавателями изобразительного искусства при объяснении правил составления рисунка. Если разбить все изображение на отдельные фигуры, можно существенно упростить создание портрета, пейзажа, натюрморта.
Образование формы можно свести к тому, что в конкретном объекте фиксируют и выделяют основные его качества и свойства, определяют содержание оболочки, которая выступает способом их существования в реальности. В наше время абсолютно понятно, что форма образуется с учетом содержания. В рисовании понятие формы имеет особое значение, так как от того, насколько она продумана, зависит конечный результат – получаемое изображение.
В рамках занятий ИЗО дети узнают о том, что существуют простые и сложные формы. Первые базируются только на одной геометрической фигуре. Они являются основой для формирования у подрастающего поколения изобразительных навыков.
Более сложные варианты объектов именуют комбинированными, подразумевая, что в их составе содержится несколько разнообразных геометрических фигур. В качестве примеров можно привести животных, машины, иные реальные объекты. Для их изображения ребенок сначала рисует на бумаге отдельные геометрические фигуры, и только потом соединяет их между собой дополнительными линиями.
Художники и дизайнеры неслучайно подчеркивают важность геометрических форм объектов, выделяя шарообразные, цилиндрические, кубические предметы.
Какие простые формы должны быть усвоены ребятами начальной школы? Основной геометрической фигурой, с помощью которой можно изобразить многие объекты живой природы, является круг. На уроках учитель предлагает и квадратные предметы, ассоциируя их со статичностью, тяжестью, строгостью, стабильностью, обоснованностью, правильностью линий.
Подведем итоги
Природа у человека всегда ассоциируется с целостностью и совершенством, взаимосвязью между отдельными элементами. Разнообразие ландшафтных зон и климатических условий позволяет ребятам создавать, имея одинаковые исходные геометрические формы, разные изображения объектов, встречающихся в живой природе.
Помимо занятий по изобразительному искусству, разнообразные геометрические фигуры также применяются и на уроках обслуживающего труда. Вооружившись знаниями о формах предметов, их отличительных особенностях, дети создают разнообразные орнаменты.
Отметим, что важна взаимосвязь между природной средой, геометрическими фигурами, творческим воображением. Основной задачей педагога является установление таких связей. В рамках новых образовательных стандартов педагог особое внимание уделяет формированию индивидуальной образовательной траектории для каждого школьника, создает для своих воспитанников оптимальные условия для саморазвития и самосовершенствования.