28-11-2018 09:15

Стокгольмская конвенция "О стойких органических загрязнителях" и ее ратификация

В 1995 году Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) призвал к принятию глобальных мер по СОЗ, которые он определил как химические вещества, сохраняющиеся в окружающей среде, биоаккумулирующиеся через пищевую сеть и представляющие собой риск причинения неблагоприятного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Проще говоря, через этот договор устанавливался перечень стойких органических загрязнителей.

Члены конвенции.

Суть

История полиции России: основные этапы, особенности возникновения и развитиеВам будет интересно:История полиции России: основные этапы, особенности возникновения и развитие

После этого международные организации и комитеты, аффилированные с ООН, подготовили список из 12 худших веществ, известных как "грязная дюжина". Это и был главный перечень стойких органических загрязнителей.

Итоги переговоров

Переговоры были окончены 23 мая 2001 года в Стокгольме. Конвенция вступила в силу 17 мая 2004 года. Тогда же было решено запретить производство диоксинов и фуранов.

Стороны Конвенции согласились с процессом, посредством которого стойкие токсичные соединения могут быть пересмотрены и добавлены в список. Это произошло в Женеве 8 мая 2009 года.

По состоянию на июнь 2018 года в Конвенции было 182 участника (181 государство и Европейский союз). В число известных государств, не ратифицировавших Конвенцию, входят Соединенные Штаты, Израиль, Малайзия и Италия.

Стокгольмская конвенция была принята законодательством ЕС как закон № 850/2004.

Заседание конвенции.

Структура

В состав Комитета входит группа экспертов в составе 31 человек, назначенная Организацией Объединенных Наций, которая анализирует нужные химикаты в три этапа. Сначала Комитет определяет, соответствует ли вещество критериям скрининга СОЗ, подробно изложенным в приложении D к Конвенции, в отношении его стойкости, биоаккумуляции, потенциала для переноса на большие расстояния (LRET) и токсичности. Если считается, что вещество отвечает этим требованиям, Комитет затем разрабатывает профиль риска исходя из положений и устава документа, анализируя, может ли это вещество привести к значительным неблагоприятным последствиям для здоровья человека и/или окружающей среды, и, следовательно, требуется ли вносить его в список загрязнителей.

Также в этой конвенции часто обсуждают появление новых опасных веществ и вопросы их запрещения, что очень важно и актуально в наше нелегкое для экологии время. Конвенция собирается, эксперты представляют свои мнения, после чего эти мнения обсуждаются делегатами. После обсуждения принимается решение по запрету какого-либо вещества, который обязаны соблюдать все страны-участники договора.

Кадровая служба - это... Понятие, задачи, функции и состав кадровой службыВам будет интересно:Кадровая служба - это... Понятие, задачи, функции и состав кадровой службы

Участники конвенции.

Последние совещания

В 2011 году комитет по этому договору рассмотрел три предложения по включению в приложения A, B и/или C следующих веществ: хлорированные нафталины (CN), гексахлорбутадиен (HCBD) и пентахлорфенол (PCP), его соли и сложные эфиры. Различные предложения по анализу и оцениванию веществ требует от КРСОЗ определить, соответствует ли предлагаемое химическое вещество критериям, указанным в приложении D к Конвенции. Также она накладывала запрет на различные источники стойких органических загрязнителей. POPRC-8 предложил включить в список гексабромциклододекан, который часто используется в строительстве. Это предложение было согласовано на шестой конференции, которая произошла 5 лет лет назад.

POPRC-9 предложил ди-, три-, тетра-, пента-, гекса-, гепта- и октахлорированные нафталины и гексахлорбутадиен для включения в приложения А и С. Он также создал дальнейшую работу по пентахлорфенолу, его солям и сложным эфирам, и декабромдифениловому эфиру, перфтороктансульфоновой кислоте, ее солей и перфтороктановому сульфонилхлориду.

Запрет на "антимоскитные" химикаты

По мнению скептически настроенных экспертов, данный договор несет ответственность за продолжающуюся смерть от малярии. На самом деле договор разрешает использование ДДТ в общественном здравоохранении для борьбы с комарами (переносчик малярии). Существуют также способы предотвращения большого количества инсектицида, потребляемого с использованием других векторов малярии, таких как оконные экраны.

Пока предпринимаются конкретные меры, такие как использование ДДТ в помещении, тогда ограниченное количество инсектицидов может использоваться регулируемым образом. Отсутствие в некоторых странах объективных данных об уровне выбросов СОЗ препятствует переговорам по конкретным соединениям и их включению в список опасных веществ, а также указывает на необходимость дальнейших исследований.

Другие разногласия

Еще одним разногласием могут быть определенные СОЗ (которые постоянно активны, особенно в Арктической биоте), которые были упомянуты в Стокгольмской конвенции, но не были частью "грязной дюжины", такие как сульфонаты перфтороктона (PFOs). PFOs имеют много общих применений, ведь среди них есть пятновыводители, но эти вещества имеют много свойств, которые могут сделать его опасным из-за того, что PFOs могут быть очень устойчивы к экологическому разрушению. PFOs могут быть токсичными с точки зрения увеличения патологий новорожденных и деформаций плода, снижения массы тела и нарушения неврологических систем.

Образование, его значение для личности и общества: определение понятия, роль и проблемыВам будет интересно:Образование, его значение для личности и общества: определение понятия, роль и проблемы

Эмблема Роттердамской конвенции.

Базельская конвенция

Логическим продолжением Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях является широко известная Базельская конвенция.

Главным приоритетом этого договора является борьба с распространением различных опасных и ядовитых веществ в бедных странах. Там, как известно, эта проблема все еще существует и очень актуальна. Связано это с низким уровнем культуры, плохо развитой медициной, плохим обеспечением производства и прочими серьезными факторами, сильно влияющими на распространение вредных, устаревших и экологически небезопасных средств. В слаборазвитых странах они все еще используются в качестве лекарств, средств для борьбы с насекомыми (особенно малярийными комарами), средств для очищения одежды, топлива и т. д. В этом плане данный договор является дополнением к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.

Впрочем, эффективность борьбы с распространением подобных веществ весьма сомнительна как раз в силу их незаменимости и важности для экономики бедных государств, особенно африканских.

Тем не менее деятельность участников конвенции никоим образом не касается обращения с радиоактивными отходами. Конвенция также призвана свести к минимуму количество и токсичность образующихся отходов, обеспечить регулирование их производства и помочь НРС в экологически обоснованном регулировании опасных отходов, которые они генерируют. К ним же относятся и стойкие органические загрязнители (СОЗ).

История

Одним из поводов, которые привели к созданию Базельской конвенции, был инцидент, связанный с удалением отходов. Судно, содержащее пепел от сжигания отходов из города Филадельфия в Соединенных Штатах, сбросило половину своего груза недалеко от пляжа Гаити. Оно прокурсировало еще много месяцев, несколько раз меняя свое название. Не имея возможности отгрузить свой груз в любом порту, экипаж, как полагали, сбрасывал большую часть опасной поклажи в море.

"Ядовитый колониализм"

Еще один случай 1988 года произошел в Коко. В то время пять судов перевозили 18000 баррелей опасных отходов из Италии в небольшой город Коко в Нигерии в обмен на ежемесячную арендную плату в размере 100 долларов США, которая была выплачена нигерийцам за использование их сельскохозяйственных угодий.

Многие из развивающихся стран считают эту практику «ядовитым колониализмом».

Роттердамская конвенция

Роттердамская конвенция, будучи еще одним логическим продолжением Стокгольмской, способствует открытому обмену информацией и призывает экспортеров по опасным химическим веществам использовать надлежащую маркировку, что включает в себя составление инструкций по безопасному обращению и информирование покупателей о любых известных ограничениях или запретах. Страны-подписанты могут решить, разрешать или запрещать импорт химических веществ, перечисленных в договоре, а страны-экспортеры обязаны следить за тем, чтобы производители в пределах их юрисдикции соблюдали договор.

Работа над конвенцией.

Интеграция трех конвенций

В 2012 году секретариаты трех вышеупомянутых конвенций объединились в единый Секретариат с матричной структурой, обслуживающей три конвенции. Они в настоящее время считаются чем-то вроде единой децентрализованной структуры. В сущности, эта структура была примечательна не только самым большим в истории списком стойких органических загрязнителей, но и эффективными методами по борьбе с их распространением.

Участники

Седьмое совещание Роттердамской конференции было проведено с 4 мая по 15 мая 2015 года в Женеве, Швейцария.

По состоянию на октябрь 2018 года, в конвенции насчитывается 161 участник, в который входят 158 государств-членов ООН, включая Острова Кука, Палестину и Европейский союз. Государства, не являющиеся членами, на сегодня представлены лишь Соединенными Штатами.

Конфликт с Канадой

7 лет назад на совещании Роттердамской конвенции канадская делегация удивила многих отказом разрешить добавление хризотиловых асбестовых волокон в список запрещенных конвенцией веществ. В ближайшее время в ЕС запланированы слушания, чтобы оценить позицию Канады и добиться с ней какого-то компромисса.

Продолжая свое возражение, Канада является единственной страной «большой восьмерки», которая возражает против включения в список этого вещества. Кыргызстан, Казахстан и Украина поддержали позицию Канады. Вьетнам также выдвинул возражение, но пропустил последующую встречу по этому вопросу. Отстаивая свою позицию, канадское правительство вступило в конфликт с Индией, которая отозвала свое давнее возражение против добавления хризотила в список непосредственно перед конференцией 2011 года.

Многочисленные неправительственные организации публично высказали критику в отношении решения Канады заблокировать это дополнение к договору.

В сентябре 2012 года канадский министр промышленности Кристиан Паради объявил, что правительство Канады больше не будет выступать против включения хризотила в конвенцию.

Восемь из крупнейших стран-производителей и стран-экспортеров хризотила выступали против такого шага на Роттердамской конференции в 2015 году: Россия, Казахстан, Индия, Кыргызстан, Пакистан, Куба и Зимбабве.

Вузы Южно-Сахалинска: обзор специальностей, общая информацияВам будет интересно:Вузы Южно-Сахалинска: обзор специальностей, общая информация

Карикатура на органические загрязнители.

Проблема воздуха

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния предназначена для защиты окружающей среды от загрязнения воздуха, а также для постепенного сокращения и предотвращения этого процесса. Она имплементируется Европейской программой мониторинга и оценки (ЕМЕП), проводимой Европейской экономической комиссией ООН. Главная цель подобных договоров - борьба с распространением органических загрязнителей окружающей среды.

Этот договор был подписан в 13.11.1979 и вступил в силу в 16.03.1983.

В договоре по препятствованию загрязнения воздуха на данный момент участвует 51 сторона, в качестве ее секретариата определяется Исполнительный секретарь Европейской экономической комиссии.

Конвенция осуществляется Европейской программой мониторинга и оценки загрязнителей воздуха. Результаты программы ЕМЕП в виде обновляющегося перечня органических загрязнителей воздуха (а также методов борьбы с их распространением) регулярно публикуются на веб-сайте ЕМЕП.

С 1979 года Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния рассмотрела некоторые из основных экологических проблем региона ЕЭК ООН посредством научного сотрудничества и переговоров по вопросам политики. По важности она вторая после Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.

Цель Конвенции состоит в том, чтобы стороны стремились ограничивать и, насколько это возможно, постепенно сокращать и предотвращать загрязнение воздуха, включая трансграничное загрязнение на большие расстояния. Стороны разрабатывают политику и стратегии по борьбе с выбросами загрязнителей воздуха путем обмена информацией, консультациями, исследованиями и мониторингом.

Объединившись, три упомянутые выше конвенции на повестку поставили вопрос о борьбе с органическими загрязнителями воды.

Органически загрязненная вода.

Стороны ежегодно собираются на сессиях Исполнительного органа для обзора текущей работы и планирования будущей деятельности, включая план работы на предстоящий год. Три основных вспомогательных органа - Рабочая группа по воздействию, Руководящий орган для ЕМЕП и Рабочая группа по стратегиям и обзору, а также Комитет по осуществлению Конвенции каждый год представляют доклады Исполнительному органу.

В настоящее время приоритетными мероприятиями всех трех договоров являются обзор и возможный пересмотр их последних протоколов. Интегральной среди этих договоров является, конечно же, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях.

Критика

Многие политики в развитых странах всячески противятся подобным интернациональным пактам, считая их помехой для экономического развития. Против таких конвенций (включая Стокгольмскую) выступает, например, президент США Дональд Трамп и приближенные к нему круги Республиканской партии США. Также против "экологических" договоров, пактов и конвенций выступают многие другие политики правого толка, например, новоизбранный президент Бразилии Жаир Болсонару. Европейские правые склонны как минимум скептически или равнодушно относиться к подобным инициативам, считая, что есть проблемы куда более важные, чем забота об абстрактных экологических угрозах.

Несмотря на свое участие во всех подобных инициативах, Китай является самой экологически неблагополучной страной. Возможно, это связано с тем, что эффективность Стокгольмской конвенции и прочих договоров все еще слишком низкая для того, чтобы помочь некоторым странам справиться с проблемами загрязнения окружающей среды.

Россия стабильно участвует во всех подобных инициативах, хотя экологическая ситуация в нашей стране также оставляет желать лучшего. Это заставляет многих (например, Юлию Латынину) говорить о том, что договоры по экологической безопасности являются следствием либо коррумпированности международных организаций, желающих заработать на идеализме борцов за природу, либо скрытого заговора, существующего в ООН и ЕС.

Заключение

Подобные договора очень важны, ведь они обеспечивают сохранность нашей экологии. По важности они стоят наравне с различными конвенциями по охране климата. Стокгольмская конвенция о СОЗ - очень прогрессивный и важный шаг в деле обеспечения чистоты и сохранности нашей природы. Это особенно важно с учетом того, что современный мир движется в направлении альтернативных источников энергии и постепенно отказывается от любых ядовитых веществ - как органических, так и неорганических. Характеристика стойких органических загрязнителей, предоставленная вышеупомянутыми конвенциями, в этом плане служит интересам всего мирового сообщества.



Источник