- Почему дети так любопытны
- Причины исчезновения всеобъемлющего любопытства у ребенка
- Определение исследовательской деятельности и сопряженных с ней понятий
- Исследовательская деятельность в онтогенезе
- Почему так важно самовыражение для ребенка
- Плюсы исследовательской деятельности ребенка
- Исследовательская деятельность в начальной школе
- Польза исследовательского метода обучения
- История появления метода исследований
- Направления и задачи исследовательской деятельности по ФГОС
- Продуктивность исследовательской деятельности
- Принципы личностно-ориентированного образования
- Результаты исследовательского обучения
Дошкольное образование ставит перед собой цели обеспечения самореализации и развития детей, а также развития инициативы и исследовательской деятельности ребенка. Одним из лучших средств развития вышеуказанных качеств служит технология исследовательской деятельности, о которой мы подробно поговорим в этой статье.
Почему дети так любопытны?
Ребенок постоянно ищет новые для себя предметы и впечатления потому, что им движет тяга к ориентировочно – исследовательской деятельности, которая направлена на изучение окружающей среды. Чем более разнообразна и интенсивна поисковая деятельность ребенка, тем большим количеством информации он будет обладать, и, соответственно, более высоким уровнем развития будет отличаться.
Вам будет интересно:Как найти объем правильной шестиугольной призмы (формула)
Лучше всего информация усваивается ребенком, когда он исследует сам окружающий мир звуков, предметов и запахов. Для ребенка весь окружающий мир нов и интересен, он смотрит на него незамыленным взглядом. Разве можно узнать мир лучше, чем через личные ощущения и опыт? Технология исследовательской деятельности изучает способы и причины познавательной деятельности ребенка.
Причины исчезновения всеобъемлющего любопытства у ребенка
Вам будет интересно:Физические изменения у подростков: юношей и девушек
Что же является причиной того, что некогда веселый и любопытный ребенок вдруг потерял всякий интерес к жизни?
Родители, разумеется, из лучших побуждений, часто говорят своим детям, чтобы они не смотрели по сторонам, чтобы не споткнуться, не трогали листья, землю и снег, не бегали по лужам.
Из-за таких действий непредусмотрительных взрослых у ребенка рано или поздно пропадает интерес к тому, почему же трава зеленая, радуга появляется после дождя, а бензин оставляет на лужах причудливые цветные разводы.
Технология исследовательской деятельности учит педагогов правильно отвечать на вопросы и одновременно оберегать ребенка от многих неприятностей, ведь задача взрослых - не препятствовать, а способствовать разностороннему развитию детей.
Определение исследовательской деятельности и сопряженных с ней понятий
Технология исследовательской деятельности – это раздел интеллектуально-творческой деятельности, основой которой являются поисковая активность и исследовательское поведение. Также это активная деятельность ребенка, которая направлена на постижение причинно-следственных связей между окружающими явлениями, а также на их упорядочивание и систематизацию.
Вам будет интересно:Влияние звука на человека: описание, уровень, польза и вред
Несколько основ исследовательской деятельности:
- Поисковая активность – поведение, целью которого является изменения ситуации или отношения к ней, если отсутствует определенный прогноз ситуативных результатов. При этом постоянно ведется учет ситуативной эффективности и результативности.
- Исследовательское поведение – это действия, направленные на изучение и поиск новой информации из окружающей среды.
- Исследовательская активность – нормальное состояние ребенка, выражающееся в его желании все изучить и узнать. Можно сказать, что исследовательская активность - это шаг в неизведанное для ребенка.
Исследовательская деятельность в онтогенезе
Теория исследовательской деятельности в ДОУ изучает детей с раннего детства, и поначалу их деятельность представляет собой простые эксперименты с вещами, в ходе которых происходит дифференциация восприятия, а также оттачивается навык различать предметы по цвету, форме, назначению. Происходит обучение простым орудийным действиям.
В дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивные ориентировочные действия, пробу возможностей нового материала.
В старшей группе ДОУ познавательная деятельность проявляется у ребенка как в виде экспериментов, так и в виде многочисленных вопросов взрослому.
Почему так важно самовыражение для ребенка?
Есть несколько причин, по которым не стоит пренебрегать внедрением технологий проектно-исследовательской деятельности в ДОУ:
- развитие мыслительной деятельности ребенка, активизация его мыслительных процессов;
- качественное развитие речи;
- расширение спектра умственных комбинаций и приемов;
- формирование и развитие самостоятельности, способность приспосабливать определенные предметы для своих целей и для достижения определенного результата;
- развитие эмоциональной сферы ребенка и его творческих способностей.
Благодаря проводимым исследованиям, ребенок сам ищет ответы на все свои вопросы. Это колоссальный опыт для ребенка, а также развитие его способности творить, думать и самовыражаться.
Плюсы исследовательской деятельности ребенка
Вам будет интересно:Боковая поверхность конуса обычного и усеченного. Формулы и пример решения задачи
В процессе изучения технологии исследовательской деятельности по ФГОС, педагог учится развивать в ребенке познавательную активность и любознательность, память, активизировать его мыслительные процессы, потому что нельзя игнорировать постоянно возникающую необходимость совершения операций по анализу и синтезу информации, а также обобщения, классификации и сравнения последней. Развитие речи стимулируется необходимостью заключать выводы и формулировать определенные закономерности. Ребенок накапливает многочисленные умственные навыки и умения, развивает творческие способности. Дети учатся измерению, счету, сравнению. Также развивается эмоциональная сфера ребенка.
Исследовательская деятельность в начальной школе
В наше время очень важно создать подходящие условия для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, с которыми школьник выходит за стены среднего учебного заведения, должны быть применимы на практике и способствовать его успешной социализации. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо отказаться от классических методов преподавания, которые направлены на формирование знаний, умений и навыков, и перейти на методики личностно-ориентированного развития.
Приоритет должен отдаваться методикам с элементами творчества. Среди них особое внимание уделяется такому методу обучения, как технология организации исследовательской деятельности. Она решает проблемы внедрения в современные образовательные учреждения методик личностно-ориентированного развития. Ребенок в младшей школе учится анализировать, изучать, синтезировать и оценивать полученную информацию так, чтобы применять ее на практике.
Польза исследовательского метода обучения
Чтобы поднять процесс обучения на качественно новый уровень, необходимо внедрить технологию научно-исследовательской деятельности в систему внеурочного и урочного обучения, целью которого является развитие творческих и аналитических способностей ученика с учетом индивидуальных особенностей.
С помощью непосредственного участия в исследовательской деятельности учащиеся начинают осознавать свою принадлежность и значимость в большой науке, знакомится со способами творческой и научной работы, развивают в себе интерес к познанию, учатся общению со сверстниками, принимают участие во всевозможных научно-исследовательских экспериментах.
История появления метода исследований
Технология учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике была востребована еще в глубокой древности. С тех пор как у человечества появилась потребность к обучению, люди думали, как же оптимизировать и улучшить этот процесс.
Сократ стал первым ученым в истории человечества, который внедрил в обучение методы исследования. Намного позже Фридрих Адольф Дистервег, известный немецкий ученый, признал, что методы Сократа являются венцом учительского искусства. Главная мысль Сократа заключается в том, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить ее самостоятельно.
Технология развития исследовательской деятельности находила свое отражение в трудах представителей просветительской деятельности восемнадцатого века. К ним относятся такие ученые как Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце девятнадцатого века свой неоценимый вклад в изучение исследовательской деятельности детей внесли такие ученые как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой.
Направления и задачи исследовательской деятельности по ФГОС
К основным задачам в технологии исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС можно отнести:
- выявление интересов учащегося и включение его в исследовательскую деятельность;
- обучение учащихся в соответствии с современной научной литературой и развитие навыков поиска информации;
- изучение науки под руководством опытных научных руководителей;
- предоставление рецензии на работы учеников, участвующих в научных конференциях;
- проведение всевозможных конкурсов и олимпиад.
Основные задачи педагога при работе с методами исследовательской деятельности являются:
- удовлетворение исследовательской тяги ученика педагогом;
- пробуждение у ученика интереса к поисковой деятельности;
- применение средств, которые активизируют процесс изучения и познания;
- помочь ребенку найти свою индивидуальную стратегию познания;
- донести до ребенка мысль, что осознание - плод познавательной потребности;
- доведение учащегося до стабильного результата;
- стимулирование учащегося путем создания подходящих и комфортных условий для познания.
Продуктивность исследовательской деятельности
Ребенок проявит недюжинный интерес к исследовательской деятельности, если будет чувствовать свою значимость в этом процессе. Чтобы в ученика начали появляться первые успехи, преподаватель должен знать несколько простых правил.
Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать педагогу для того, чтобы у ученика проснулся интерес к исследованиям:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития.
Принцип доступности означает подбор индивидуальных заданий и методов обучения для ученика с учетом возрастных и временных особенностей.
Принцип поуровневости означает участие и обеспечение доступности в исследовательской деятельности на всех уровнях дошкольного и школьного образования: школьной администрации, коллектива педагогов, родителей и самих дошкольников и школьников. При этом каждый уровень учитывает индивидуальные особенности ученика, его таланты, способности и желания, а также удобство времени и занятость. К примеру, исследовательская деятельность на уроках технологии в школе разная для девочек и для мальчиков.
Принцип временного развития учитывает особенности каждого периода времени и ставит задачи, опираясь на временные особенности и рамки. Принцип временного развития представляет определенную трудность для учеников, поскольку требует недюжинной настойчивости и навыков достижения цели, а также определенного уровня трудолюбия.
Принципы личностно-ориентированного образования
Разумеется, современный подход к реализации потенциалов учеников должен быть основан на системе личностно-ориентированного образования. Благодаря этой системе ребенок развивается как личность и одновременно получает знания, необходимые в будущем.
Благодаря внедрению теории исследовательской деятельности в образовательный процесс, ребенок учится ценить нахождение и самостоятельное решение проблем и задач. Взаимодействие, ориентированное на личность, невозможно без конструктивного диалога учителя и ученика. В этом взаимодействии очень важно, чтобы учитель не просто навязывал свою точку зрения, ведя ученика по протоптанной дорожке, а помог сделать собственные выводы и самостоятельно решить возникающие проблемы.
Результаты исследовательского обучения
Результаты исследовательского обучения можно оценить по двум критериям: соответствие результата педагогическим критериям и требованиям и непосредственное развитие личности в процессе этой деятельности.
Можно сделать вывод, что использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ и школе помогает ребенку развиваться как личность, готовит его к возможным сложностям в современном мире, помогает процессу успешной социализации, а также реализовать свои творческие задатки и способности, стать полезным окружающему миру и окружающим людям.