Статья
Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи
0

Развитие познавательных способностей младших школьников, ФГОС: формирование, основы воспитания, цели и задачи

by admin05.12.2018

Одной из сложнейших проблем является развитие познавательных способностей младших школьников. ФГОС предъявляет новые требования к выпускнику начальной школы, поэтому данная проблема является актуальной и своевременной. Психические качества ребенка формируются в процессе обучения, в воспитании, в повседневной деятельности.

развитие познавательных способностей младших школьников фгос программа

Актуальность вопроса

Почему так важно своевременное развитие познавательных способностей младших школьников? ФГОС нового поколения уделяет центральное место развитию индивидуальности ребенка, раскрытию его творческого потенциала. При ранней диагностике одаренности у педагога появляется возможность построить для своих воспитанников индивидуальные образовательные траектории, создать условия для саморазвития и самореализации школьников.

В начальной школе дети проявляют повышенный интерес к учебе. Развитие познавательных способностей у младших школьников — это необходимое условие для успешности и самореализации каждого ребенка. Если ребенок увлеченно занимается по одному либо нескольким предметам, наблюдается интенсивная работа его восприятия, памяти, мышления, следовательно, формируются способности.

проверка внимания

Способности: краткая характеристика

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников — это задача, от успешности решения которой напрямую зависит социализация ребенка. Они позволяют успешно и быстро овладевать какой-то деятельностью, приобретать навыки и умения, добиваться достижений.

Почему при начальных равных возможностях одни дети добиваются существенных успехов в музыке, искусстве, конструировании, а некоторые ученики не справляются с простейшими заданиями, предлагаемыми педагогом? Как развивать познавательные способности у младших школьников? Эти вопросы заслуживают детального изучения и рассмотрения.

Способностями называют внутренние условия совершенствования человека, формируемые в рамках его взаимоотношений с внешним миром.

Формирование познавательных способностей младших школьников — это задача, которая стоит перед учителями начальной школы.

Признаки

развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников

Интеллектуальные возможности человека формируются по мере изменения природы, познании ее. Выделяют три признака:

  • особенности восприятия, ощущений, мышления, памяти, эмоций, воли, воображения, двигательных реакций, отношений;

  • вспыльчивость, безразличность, вялость при выполнении действий;

  • индивидуальные характеристики (умения, навыки).

Способности — это индивидуальные психологические особенности, отвечающие требованиям конкретной деятельности, являются фактором ее успешности.

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников предполагает формирование качеств, свойств личности, которые помогут ребенку быть успешным в школе, внеурочной деятельности. В качестве показателей эффективности подобного процесса выступают следующие параметры: легкость, темп, качество выполнения конкретных задач.

Помимо психических процессов (восприятия и ощущений, мышления, памяти, воображения) также важны и эмоционально-волевые моменты, элементы отношения к различным видам деятельности. Педагог предлагает своим воспитанникам тесты на развитие познавательных способностей младших школьников, анализирует результативность проводимой работы.

На основе полученных данных педагог выстраивает свою работу, направленную на формирование личности. Развитие познавательных способностей младших школьников ФГОС рассматривает как обязательный элемент личностное-ориентированного подхода.

1 младший школьник развитие познавательных способностей

Важные моменты

Обнаружение и развитие индивидуальности младших школьников осуществляется только в рамках соответствующей деятельности. К примеру, если ребенок никогда не занимался музыкой, сложно вести речь о развитости у него чувства ритма, музыкальной памяти.

Ребенок не рождается с талантом в конкретной сфере (литературе, музыке, живописи). Формирование его способностей происходит только при условии правильно организованной и системной работе. На протяжении всей жизни человек совершенствует приобретенные первичные ЗУН, оттачивает свои способности.

Важным в данном процессе является связь между умениями и способностями. В рамках обучения происходит формирование способностей, а наличие природных задатков – это условие успешности ребенка.

Связь склонностей, задатков, интересов

Развитие познавательных способностей школьников младших классов – задача педагога. Он должен владеть приемами и методиками, позволяющими выявлять природные задатки каждого ребенка, а на основе полученной информации подбирать условия личностного роста. Задатки могут определяться особенностями мышечной и нервной систем, физиологическими особенностями, спецификой органов чувств. У каждого малыша есть определенные задатки для формирования способностей. И. П. Павловым выделяется три типа высшей нервной системы:

  • художественный;

  • мыслительный;

  • средний.

К примеру, люди художественного типа отличаются образностью памяти и восприятия, богатством воображения, эмоциональностью. Задатки являются только условиями, на их основе осуществляется развитие познавательных способностей у младших школьников. Если ребенок не будет заниматься музыкой, у него нет шансом стать известным композитором. Трудолюбие, настойчивость – это качества, позволяющие ребенку достигать прекрасных результатов даже без наличия природных ярких задатков.

При создании благоприятных условий можно развить литературные, музыкальные, художественные, изобразительные способности ребенка.

специфика работы педагога

Обучение школьников по интересам

Развитие познавательных способностей школьников должно базироваться на интересах – индивидуальных особенностях личности, направленности детей. Судить о способностях ученика можно по следующим показателям:

  • темпу продвижения ученика в овладении определенной деятельности;

  • по качеству достижений;

  • по склонности к занятиям.

Недостаточно только способностей для успешности осуществления определенной деятельности. Они должны сочетаться с эмоционально-волевыми качествами, потребностями в ведении подобной деятельности.

Склонность проявляется в выборе ребенком конкретной области, в которой ему хочется самостоятельно развиваться, приобретать новые умения и навыки. Чтобы добиться успеха, помимо склонностей и интересов, важно трудолюбие, сосредоточенность, организованность, настойчивость, целеустремленность. Талант – это огромный труд, который предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование.

Условия развития детей младшего школьного возраста

Развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС) предполагает раннюю диагностику одаренности. Детский психолог предлагает разнообразные тесты для выявления склонностей малышей 3-5-летнего возраста, знакомит воспитателя с полученными результатами. На их основе педагог формирует развивающую программу, включая в нее инновационные приемы и методы, позволяющие в полной мере развивать способности ребенка.

Вариант программы для развития обучающихся 1-4 классов

Как должно осуществляться развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС). Программа предполагает учет психологических особенностей. Учитывая, что в последнее время существенно возросло количество детей, которые имеют психические нарушения: эмоциональную незрелость, неврозоподобный синдром, задержку развития, социально-психологическую запущенность. Предлагает вариант программы, адаптированной для таких школьников.

Она предполагает развитие познавательных способностей младших школьников на уроках, во внеурочное время. Любое занятие делится на 3 составные части. Первая предполагает пояснение и направление деятельности детей. Вторая касается осуждения полученных результатов. На третьем этапе предлагается самоанализ (рефлексия), целью которого является определение информированности УУН.

При проведении внеурочного занятия, дети «работают по кругу», поэтому важно большое пространство. Для анализа эффективности педагог использует следующие показатели:

  • самостоятельность;

  • активность, заинтересованность.

Инструменты и материалы для работы: карандаш, тетрадь, ручка, альбом для рисования, набор карандашей.

Программа развитие познавательных способностей у младших школьников предназначена для решения следующих целей:

  • развития мышления;

  • совершенствования внимания;

  • развития восприятия формы, величины;

  • совершенствования наблюдательности;

  • развития навыков анализа, сравнения.

Какие методики можно использовать для успешной реализации поставленных целей?

Упражнение 1. Ребятам предлагается найти два одинаковых предмета на рисунке с 5 изображениями. Помимо выявления предметов, они должны пояснить свое решение.

Какие еще задания для развития познавательных способностей младших школьников можно использовать педагогу начальной школы?

Упражнение 2. Дети должны, вооружившись палочками, выложить узор, котоырй им предлагается на рисунке.

При выполнении такого задания, школьники не просто копируют картинки, но и совершенствуют свое воображение и логическое мышление. Для успешного выполнения предложенного им задания, они должны подобрать палочки так, чтобы из них получилось изображение.

Как еще осуществляется развитие познавательных способностей младших школьников (ФГОС)? Программа предполагает формирование воображения.

Упражнение 3. Ребятам предлагаются рисунки с людьми и домами. Они должны соотнести человека с домом, в котором он проживает. Это упражнение способствует знакомству подрастающего поколения с разными культурами, национальностями, позволяет формировать терпимость к другим культурам и обычаям у младших школьников.

В ответе ребята не только озвучивают свой выбор, но и подробно его поясняют.

Упражнение 4. «Найдите тень». Благодаря такому заданию, у малышей формируется представление о форме, размерах предметов.

Учитель предлагает изображения разных фигурок, а также тени, которые ими отбрасываются. Дети должны внимательно изучить рисунок, затем найти тень, пояснить свой выбор.

1 Младший школьник, развитие познавательных способностей которого становится для его наставника главной задачей, с удовольствием включается в такую деятельность.

Упражнение 5. «Найдите лишнее».

Педагог показывает ребятам карточки с разными цифрами: 12,56,34,89,3,51,14,26,98,13. Они должны обвести красным фломастером только числа, которые входят в диапазон: от 1 до 20.

тесты на развитие познавательных способностей младших школьников

Игровая деятельность как способ развития младших школьников

Особое внимание педагог уделяет включению в учебную и внеурочную деятельность элементов игры. Как развитие познавательных способностей младших школьников связано с игровой деятельностью? В рамках различных занятий педагог предлагает ребятам себе «опробовать» различные социальные функции. К примеру, в рамках сюжетное-ролевой игры, ребята делятся на «детей» и «родителей». Каждая группа старается максимально выполнять обязанности, возложенные на них.

В ходе таких занятий формируется логическое мышление, совершенствуются творческие способности. Ребята не только отрабатывают модель социального поведения, но и получают навыки работы в команде.

Для развития пространственной ориентации и восприятия, педагог включает в свою программу специальные упражнения.

Упражнение 1. «Подбери нужные слова».

Школьники должны подобрать как можно больше слов, связанных с определенным домашним животным (кошкой, собакой), временем года (зимой, летом, осенью, весной). Во время ответа не только перечисляются прилагательные, существительные, которые подобраны ребенком, но и даются пояснения.

Упражнение 2. «Расскажи, что увидел».

Сначала ребятам показывают 5 картинок, на которых изображены: кипящий чайник, игрушка, новогодняя елка, мальчик на стуле, телефон, бабочка на цветке. Затем картинки убирают, дети должны воспроизвести их содержимое. Во время ответа (связного рассказа) они не просто перечисляют предметы, а пытаются передать то ощущение, которое у них вызвал просмотр картинок.

Упражнение 3. «Найди лишнее».

На 5 карточках изображено по 4 предмета, которые связаны друг с другом определенными признаками, один – лишний. Ребята должны выбрать 3 сходные черты, отметить тот признак, который явно лишний.

Среди вариантов карточек, которые в этом задании учитель начальных классов предлагает своим воспитанникам:

  • ботинок, тапок, тарелка, сапог;

  • машина, морковь, картофель, помидор;

  • виноград, груша, яблоко, огурец;

  • поезд, самолет, шапка, машина

Упражнение 4. «Чего не хватает?»

Ребята должны внимательно изучить карточку, определить, какая фигура должна находиться в пустой клеточке.

На карточке можно изобразить: треугольник, квадрат, оставить место для круга.

Упражнение 5. «Узор».

На листочке в клетку изображен узор, который ребята должны повторить в зеркальном отображении. Среди условий предлагаемого задания — рисование без отрыва от листа.

В рамках программы, ориентированной на индивидуальное развитие младших школьников, педагог предлагает и упражнения, которые направлены на переключение областей деятельности, оценку способности концентрировать внимание.

Упражнение. «Хлопаем в ладоши».

Педагог произносит разные слова. Как только он называет животное, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Задание способствует выявлению внимательности младших школьников, оценке их логического мышления. Примерный список слов, произносимых педагогом: книга, стол, дверь, лошадь, ножницы, стекло, кошка, лимон, дыня, белка, снег, санки, тигр, тарелка, масло, сапоги, окно, дорога, заяц, галстук, волк.

как разать познавательные способности у младших школьников

Подведем итоги

Основные способности детей формируются именно в младшем школьном возрасте. Для того чтобы у ребенка была возможность для саморазвития и самосовершенствования, важно вовлекать их в активную деятельность. В дошкольный период ребята учатся рисовать, петь, лепить, узнавать мелодии, ощущать ритм. Чуть позже они приобретают навыки конструирования, сочинения рассказов, небольших стихотворений.

В начальной школе существенно возрастают возможности для вовлечения детей в различную активную деятельность посредством творческих кружков. Ребята в этом возрасте любопытны и восприимчивы. Именно поэтому детские психологи рекомендуют развивать способности детей именно в младшем школьном возрасте.

Основной задачей воспитания по ФГОС является всесторонне развитие способностей у учеников начальных классов. Центральной задачей становится формирование познавательного интереса к учебной деятельности, своевременное выявление склонностей детей.

Любой ребенок, имеющий нормальное психическое и физическое развитие, обладает определенными способностями, которых вполне достаточно для успешного освоения учебного материала. Роль учителя заключается в помощи ребенку, умелом направлении его для развития способностей. Для этого педагогом разрабатываются воспитательные и образовательные программы, позволяющие вовлекать ребенка в активную деятельность.

При равнодушном, формальном, безразличном отношении педагога к своей профессии, сложно рассчитывать на воспитание ярких, творческих, талантливых детей. Важно, чтобы ребенок испытывал подлинную радость и удовольствие от уроков и мероприятий, предлагаемых наставником. Плоды способности могут принести только в том случае, если они дополняются устойчивой склонностью и интересом к определенной деятельности. Педагог должен постоянно развивать интересы обучающихся, повышая долю самостоятельности своих подопечных.

К примеру, для развития гуманитарных способностей, важно постоянно упражняться в написании стихотворений, очерков, выразительному изложению материала сверстникам. Если задания, предлагаемые детям, имеют творческую направленность, они заинтересуют детей, станут для стимулом для их саморазвития и самосовершенствования.

В рамках новых образовательных стандартов, которые введены на начальной ступени образования, выявление и развитие младших школьников является задачей учителя начальных классов. Педагог включает в воспитательную и образовательную программу игровые методики, направленные на формирование позитивного отношения к образовательной деятельности у обучающихся. Личный пример учителя, демонстрация им заинтересованности в успешности своих воспитанников, помощь родителей — это основные элементы, которые помогают воспитывать ярких и талантливых школьников.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *