Многие классические определения воспринимаются неоднозначно. Подобное происходит по целому списку причин: они устаревают, из-за чего современники просто не в силах припомнить истинное значение емкого термина, используются не к месту, а иногда – и в полном противоречии базовому значению! Хорошим примером является «грамотей». Это слово нередко употребляют учителя, оно откладывается в памяти, а затем повторно воспроизводится на бытовом уровне, теряя первоначальный смысл.
Что на практике?
Вам будет интересно:Закон Архимеда и условия плавания тел
Очевидна связь с грамотностью, с умением читать и записывать свои мысли. Некогда такая наука была привилегией аристократии, которая могла выделить время на обучение ребенка и нанять специалистов для передачи знаний. К тому же зачем простолюдинам чтение и письмо, если всю жизнь проводят в поле, а документооборот отсутствует как таковой? Все изменилось, когда базовую информацию о природе и мире стали преподавать в общедоступных школах.
Пусть качество образования низкое, а навыками свинарка или разгильдяй-пастух воспользуются от силы пару раз в своей жизни. Зато осознает грамотей значение слова, сможет при случае прочитать королевский указ или священную книгу. А там и в люди выбьется, устроится прислугой в господский дом, обеспечит семью!
Всего одна трактовка?
Народ закладывает в красивый термин сразу несколько значений, и все они связаны с элементарными умениями:
-
книжник – историческое определение;
-
любой образованный человек;
-
в чем-то грамотный – разговорное.
Работа с рукописями отличалась монотонностью и требовала усидчивости. Весьма уважаемая должность. Постепенно слово распространилось вслед за навыками чтения и письма, в мире становилось больше людей, способных изъясняться не только вслух. Изредка, исследуемое понятие указывало на некие абстрактные знания в выбранной профессии, пусть и не связанные напрямую с книгами.
В чем проблема?
Невероятно позитивное слово, что отмечает знания и умения собеседника. Вот только серьезно привязано к контексту и может вызвать негативную реакцию одним своим появлением во фразе. Отчего так происходит? Исторически сложилось, что «грамотей» – это хорошее поле для иронии. Добавили немного сарказма, и вот уже признание заслуг из восхваления превращается в констатацию ничего незначащего факта.
А если неопытный молодой человек услышит термин в таком ключе, может воспринять его в значении антонима. Впоследствии использовать, подразумевая «неуч», и вводя в заблуждение окружающих. Всегда старайтесь пополнять лексикон аккуратно!