Основные принципы дошкольного образования должен знать каждый преподаватель, выбравший для себя такое направление работы. Не менее важно ориентироваться в этой сфере студентам, обучающимся на воспитателей и учителей, поскольку такие категории лиц должны иметь представление о правилах взаимодействия со всеми возрастными группами. Дошкольное образование предполагает работу с детьми с двухмесячного возраста до 7 лет, включает развитие интеллекта, личности, физического состояния ребенка.
О чем идет речь?
Вам будет интересно:Генерал Абакумов В.С.: биография, семья, военная карьера, обвинение, дата и причина смерти
Основные принципы дошкольного образования обусловлены направленностью такой работы на развитие человека. Задача воспитателей – предоставить все условия для совершенствования ума и тела малыша, для нормального, здорового формирования его личности. Минимальная возрастная планка, допускающая начало обучения – двухмесячный возраст. Его можно продолжать до достижения семи лет. Воспитательными задачами занимается персонал специальных учреждений. Чаще всего детей отправляют в детские сады, организованные державой либо частными предпринимателями. Сходные воспитательские задачи решают центры, посвященные раннему развитию и образованию до периода поступления в начальную школу.
Соблюдая основные принципы дошкольного образования, воспитатели и учителя должны объяснить ребенку, какова культурная база общества. Чадо получает представление о мире вокруг себя, учится корректному поведению. Преподаватели, работающие с детьми, обеспечивают возможности расти и развиваться в интеллектуальной сфере, прививают представление о прекрасном. Именно в этом раннем возрасте закладывается общее понимание эстетики.
Вам будет интересно:Сервировка - это праздничное украшение стола и блюд: особенности и правила
Детский сад
Действующими основными принципами дошкольного образования обуславливается значимость такого учреждения как самого первого общественного института, обучающего малолетнего выживать в обществе. В садике ребенок самостоятельно контактирует с другими персонами, взаимодействует с ними, обучается общению. Играя, разговаривая с детьми сходного возраста, малыш осваивает навыки, умения, получает знания. Чем младше ребенок, тем выраженнее эффект подражания, во многом являющийся базой детсадовской воспитательной, образовательной программы. Чтобы новоприбывший адаптировался к обществу, воспитатели помогают ему влиться в среду. Задача старших – содействовать каждому, кто столкнулся с проблемной ситуацией.
Вам будет интересно:Генералиссимус Шеин Алексей Семенович (1662-1700): родословная, биография, память
Как показывают исследования, посвященные важности соблюдения принципов дошкольного образования, малыши, получавшие обучение в домашних условиях, не посещавшие специальных учреждений, зачастую существенно сложнее адаптируются ко школе. Им не так просто начать обучение, поскольку не хватает навыков взаимодействия. Вместе с тем воспитательская работа в детсаде направлена на развитие волевого поведения. Ребенка обучают искать компромисс между собственными и чужими желаниями. Малыш обучается защите собственных интересов с минимальным ущербом для других людей.
Значимость детсада
Действующие принципы дошкольного образования требуют от детсадов обучать детей самостоятельной регуляции. Малыш, воспитываясь в таком учреждении, должен научиться своими силами выбирать некоторое занятие, на которое затем тратится разумное количество времени. Такое умение – база для организованности персоны. Качество в равной степени важно и в школьном обучении, и в выполнении дел по дому по мере взросления.
Детсад – учреждение, где формируют среду, естественным образом дающую каждому полезные качества. Они закладываются при взаимодействии в игровой форме, без которой воспитание непредставимо. Время, которое тратят на игры, одновременно дарит чаду способность быть самостоятельным, договариваться и взаимодействовать с другими. Воспитание направлено на удовлетворение потребности в общении, прогрессе личности.
О содержании
В последние годы в нашей стране меняются подходы, а следом за ними – стандарты. Ведущие принципы ФГОС дошкольного образования требуют инновационного рабочего процесса и организации работы с детьми максимально научно, компетентно, с ориентацией на результат. Компетентностный подход – классический вариант, подробно рассмотренный Хуторским и Зимней в значимых трудах. В изданных ими работах признается принадлежность подхода к моделирующим, направленным на повышение качества образовательного процесса и результата. Зимняя в своих трудах акцентирует внимание на статусе такого подхода как рамочного, направленного на продвижение к заранее оговоренному результату. ФГОС обязывает рассматривать цели как базу выбора стратегии воспитания и образования. Через них возможно модернизировать образовательную систему державы в принципе.
Как считают некоторые, основным принципом дошкольного образования по ФГОС следует обозначить полиподходность. Это означает, что воспитатели применяют в своей работе несколько комбинирующихся и дополняющих друг друга подходов. Чтобы добиться установленного заранее результата, можно сочетать гуманистические методы и системный подход, исторические, культурные, ориентированные на личность, диалогические, деятельностные подходы и квалиметрический метод. Рассмотрим их детальнее.
С самого начала
Вам будет интересно:Метод Чохральского. Технология выращивания монокристаллов кремния и германия
Нередко на экзамене преподаватель спрашивает студента, которому выпало рассказать про эту методику: «Как вы понимаете принцип дошкольного образования, основанный на культуре и истории?». Этот вариант предполагает комбинировать воспитательную работу, образование детей и обучение подрастающего поколения в единый комплекс, базирующийся на нравственных, духовных ценностях, общих социологических и культурно значимых явлениях. Обязательно учитывают довлеющие над социумом правила, поведенческие нормы. При этом воспитатель пользуется этими инструментами на благо и пользу ребенка, каждой общественной ячейки и социума в целом.
Гуманистический, в свою очередь, представляет собой метод, посредством которого реализация принципов в дошкольном образовании происходит с акцентированием внимания на значимости личности каждого ребенка. Эта методика требует полноценно развивать каждую личность еще до начала обучения в школе. Работа не зависит от места обитания, половой принадлежности или национальности, родного наречия, психики или физических особенностей обучаемого. Все дети располагают правами на равное отношение со стороны воспитателей, ответственных за работу с дошкольниками.
Система и ориентация на личность
Один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС – системный, имеющий много общего с деятельностным. Оба варианта предполагают оценивать образование как гибкий подход, направленный на формирование подходящих конкретной личности условий развития. Они направлены на выявление новых возможностей и обеспечение положительной социализации персоны. Эти методы дают возможность личности расти и развиваться, укреплять инициативу и способность творить за счет взаимной работы со старшим поколением и людьми сходного возраста. Важный нюанс: это касается только такого формата образования, который соответствует возрасту ребенка.
Ориентированный на личность принцип образования ребенка дошкольного возраста предполагает ставить во главу угла особенности персоны. Таковые диктуются не только индивидуальными качествами, но и принадлежностью к возрастной группе. Методика требует в первую очередь развивать способности маленького человека и его потенциал в сфере творчества. Сам ребенок воспринимается как субъект взаимоотношений с собой, окружающим обществом, старшими.
Диалогический метод
К основным принципам дошкольного образования относится подход, названный в педагогической науке диалогическим. Он предлагает рассматривать процесс образования и возникающие при этом отношения между субъектами как диалог, в котором принимают участие лица, обладающие равными правами. И старшие, и младшие общаются, строят диалог, цель которого – развитие ребенка. Такой подход допускается применять к одной конкретной области, можно охватить несколько разом. Можно распространить метод на несколько разновидностей деятельности, применять в культурной практике. Основная идея подхода – формирование полноценного диалога, общения, в котором все участники обладают равными правами.
Диалог дает каждому принимающему участие возможность формировать, обрабатывать, усваивать опыт социального взаимодействия в конкретной ситуации на фоне личностного совершенствования ребенка. Отношения, допускающие применение этого принципа, должны быть уважительными, с соблюдением интересов всех сторон. Каждая персона уникальна и этот факт должен цениться. Не менее важно осознание взрослыми самоценности детства. Этот период при диалогическом методе воспринимается как безусловно значимый и сам по себе, и в качестве фундамента дальнейшего развития. Формат взаимодействия, основанный на диалоге, сопровождается помощью другим развиваться, одновременно создает условия для личностного роста.
Квалиметрия и образование
Квалиметрический – такой принцип системы дошкольного образования, чья основная идея – оценка качества работы учреждения, отвечающего за работу с дошкольниками. Качественная оценка, как принято считать в рамках теории, позволяет реализовать несколько образовательных функций, в первую очередь организационную. Через оценку качества можно понять, насколько эффективна работа, как значимо повышение культуры персонала, родителей. Организационные аспекты затрагивают работу с родителями, их привлечение к воспитательному и образовательному процессу, а также экспертизу работы педагогов. Не менее значима диагностическая функция квалиметрии в функционировании образовательного учреждения, так как она предполагает мониторинг работы воспитателей. Можно оценить, насколько успешно достигаются поставленные перед учреждением цели, соблюдены ли действующие стандарты, качественны ли услуги. Сюда входит оценка эффективности документооборота.
Квалиметрический представляет собой принцип организации дошкольного образования, уделяющий внимание развивающей функции учреждения. Она включает рост уровня культуры за счет обучения родителей, персонала, а также самообучения. Таковые должны затрагивать культурные базисы личности, профессиональный статус и общую культуру поведения. Коммуникативная функция предполагает равноправие всех субъектов работы, обусловленное заинтересованностью и уважением друг к другу.
О функциях детальнее
В рамках квалиметрического принципа, стандарта дошкольного образования важна мотивационная функция. Подразумевается стимуляция каждого субъекта работы. Учитывается, насколько довольны процессом обучения и пространством, в котором оно организовано, обучающиеся, их родители, персонал. Мотивационная, побудительная функция направлена на повышение активности всех участников процесса за счет педагогических способностей обучающих, специфики их личности.
Поскольку одним из основных принципов дошкольного образования является квалиметрический, стоит уделить внимание его информационной функции как одной из существенных составляющих. Речь идет о применении в рабочем процессе методического материала, соответствующего случаю. Задача преподавателя – не просто следовать стандартам и общим правилам, но внедрять инновационные подходы и технологии, делающие работу результативнее, эффективнее.
Вам будет интересно:Субъекты образовательного процесса: особенности и характеристика
Принцип целостности
Как считают опытные методисты, основными принципами дошкольного образования являются целостность и стремление к индивидуальности, комплексность и единство решаемых задач наравне с интерактивностью. Целостность как рабочий принцип проявляется в сознательности, стимулирующей деятельность всех субъектов образования. Обучающийся, его родители, обучающий персонал заинтересованы в достижении высокого уровня развития. Целостный процесс образования предполагает единение образования с обучением и воспитательной работой, дабы личность конструктивно и эффективно развивалась во всех направлениях: физической формы, интеллекта, социального взаимодействия, речи, стремления к познанию. Целостность обязывает гармонично сочетать компоненты образовательной программы, организовывая педагогическую работу, дабы ребенок мог оптимально развиваться.
Целостность как принцип дошкольного образования по ФГОС предполагает рассматривать образование в качестве целенаправленного комплексного процесса, включающего воспитательные, обучающие мероприятия. Такой реализуется ради ребенка, в его интересах, а также ради социума, семьи, державы. Воспитание в рамках такого подхода воспринимается как работа, чья цель – развить малыша и сформировать условия, в которых он станет полноценной частью общества, сохраняя свою индивидуальность.
Обучение и развитие
Современные принципы дошкольного образования по ФГОС предлагают трактовать обучение как процесс, направленный на организацию образования, овладения навыками, информацией, умениями. Его задача – сделать ребенка компетентным, сформировать личностную культуру. Идея обучения – дать слушателю самостоятельность и сделать его ответственным, заложить предпосылки к дальнейшему постижению наук и социальных взаимоотношений в школе. Обучение дает всю ту базу, которая нужна для успеха в социуме.
Развитие обучающегося – это комплексный процесс изменений как качества его психики и физической формы, так и количественных показателей, отражающих эти сферы. Развитие протекает за счет различных эндо-, экзогенных факторов, часть которых поддается контролю, остальными управлять нельзя.
Организационные и педагогические условия, сформированные через образовательную систему, дают детям базовые компетенции, без которых невозможно пережить нормально, полноценно этапы детства, обогатив себя лично всеми необходимыми знаниями и пониманием. На это обращал внимание в своих работах Сластенин, указывавший на возможность признания гармоничной, целостной только такой личности, которая появилась в результате целостных работ по образованию.
Принцип единства: нюансы
Такой принцип предполагает формирование условий, для которых основная цель – развитие малыша. Таковая доминирует и для учителя, и для родителей. Организовывая работу, нужно учитывать требования, методы, подходящие возрасту и нюансам личности. Образование необходимо для разностороннего личностного прогресса и появления компетенций.
Индивидуализация, в соответствии с которой организуют дошкольное образование, требует строить работу так, чтобы учитывались специфические особенности каждой персоны, задействованной в рабочем процессе. Ребенок при этом – активный участник, который также выбирает, чему его будут учить. Тем самым обучающийся превращается в субъект работы.
Комплексность и интеграция
Такой аспект рабочего процесса предполагает координацию аспектов педагогической работы. Необходимо учитывать все этапы от составления проекта до непосредственно работы с ребенком, его родителями. Важный момент – формирование методов контроля успешности работы. Чтобы такой принцип адекватно исполнялся, базовые компетенции педагогического персонала должны продумываться заранее. Процесс формирования проекта, организации работы требует использования специальных приемов, разработанных для этого.
Логичным дополнением такого принципа стала интегративность. Термин скрывает процесс образования, соответствующий квалиметрической теории и методическому обеспечению; направленный на образование, формирование личности, развитие персоны. Организационные работы обязывают иметь специализированные знания педагога, реализовывать системно компетенции такого специалиста, вместе с тем – родителей. Интегративность предполагает исключение пробелов образовательного процесса, воспитательной работы, обучения дошкольников.
Методика и качество
Методическое обеспечение работы с детьми предполагает применение комплекса организационных подходов и методологических средств, направленного на максимальную эффективность взаимодействия с детьми. Он позволяет добиться качественного контроля, корректной оценки, направлен на развитие науки и прогресс исследований, а вместе с тем – на благо каждого отдельного учреждения, работающего с дошкольниками. Методическое обеспечение – предоставление профессионально ориентированных заданий, игровых сценариев, а также материалов для проведения собраний родителей и вечеров, в рамках которых дети реализуют склонность творить.