Оборона Осовца – одна из важных страниц в отечественной военной истории. Русские воины начали защиту места 21 сентября 14-ого года. Практически любой современный человек знает о героизме защитников Брестской крепости, но вот почему-то Осовец известен гораздо меньше, хотя его защитники положили свои жизни и проявили героизм не меньший, стремясь отстоять свободу и защитить Родину. Впрочем, современников история Осовца потрясла очень сильно, поэтому из воспоминаний и мемуаров, трудов историков, занимавшихся теми днями, можно достаточно детально восстановить события значимого военного момента.
О чем идет речь?
Вам будет интересно:Плавание судов. Плавание судов - физика (7 класс)
Оборона Осовца – это этап Первой мировой. Благодаря силе, верности, несгибаемости защитников крепость была славна на всю империю. Ее возвели, дабы защитить коридор Вислы, Немана. Значимость этого участка нельзя недооценить, именно тут можно было пройти с минимальными временными затратами вглубь Российской Империи, двигаясь с востока Пруссии. Не представлялось возможным обойти этот защитный пункт. Его поставили на речных берегах Бобры, дабы держать округу под четким неусыпным контролем. Крепость была окружена непреодолимыми болотами. Единственной слабостью, как оказалось позднее, была непродуманная численность гарнизона. Чтобы защищать Осовец, направили несколько полков.
Позднее, когда началась атака, записанная в анналах нашей истории, защитники сложили песню, в которой кратко, но очень ярко описали место своего обитания. Особенный акцент в этом народном творении сделали на страшные окружающие болота, в которые не рисковал сунуться никакой враг. Сам Осовец его защитники называли крепостью «на краю мира».
Вам будет интересно:Школы для аутистов в Москве: отзывы
Герои и не только
В наши дни мало кто помнит о перипетиях обороны Осовца, но еще меньшее число людей может припомнить, чем была известна Новогеоргиевская крепость. Некоторое время она была истинной гордостью нашей державы – огромное, безупречно укрепленное здание, поистине грандиозное для своих дней. Эту крепость считали едва ли не самой сильной на европейских территориях. Казалось, враг ее не сможет взять, какие бы усилия ни прикладывал. Гарнизон составлял почти 100 тысяч воинов, на которых приходилась тысяча орудий. Такая крепость поистине была неприступной. Немцы осадили этот словно бы неподвластный им участок, и всего лишь через десять суток уже праздновали победу. Генерал, ответственный за охрану, переметнулся на сторону врага и уже из его стана отправил распоряжение капитулировать. Более двух тысяч офицеров сдались на милость врага. Генералов, участвовавших в этом позорном событии отечественной военной истории, было 23 человека. Враг получил невероятно сильную, укрепленную, роскошную крепость в свое полное распоряжение в идеальном состоянии, а вместе с тем – обилие артиллерии и боезапасов.
Как говорят историки, из всех моментов военной истории этот – один из самых постыдных. Еще за несколько месяцев до осады гарнизон разложился. Единственной темой для разговоров было обсуждение момента, когда генерал предаст подчиненных. Что удивительно: ставка Великого князя игнорировала происходящее. Впрочем, совсем не так сложилась впоследствии оборона Осовца.
Неповторимый и важный
Вам будет интересно:Информационные технологии обучения: определение, использование и возможности
Из описанного выше ясно, что значение других укреплений на сходном участке фронта неизмеримо возросло. Особенно значимым морально стал Осовец. Первый месяц крепость оборонялась под контролем Шульмана. В самом начале 1915-го года ему на смену прибыл Бржозовский. Последующие исследования событий того времени показывают: оба этих военных безупречно исполнили обязательства, возложенные на них чином и случаем. Среди офицеров имя, более всего известное историкам – Хмельков. В боевых действиях он показал свою смелость, храбрость и разумность, отражая нападение врага. Хмельков отвечал за оборону крепости. Дважды получил контузию, стал жертвой ядовитого газа. Как считают многие, именно благодаря Хмелькову о крепости, в которой он служил, будут помнить долгие столетия. В период советской власти ему довелось проявить себя в качестве военного инженера. В 39-м наркомат постановил издать книгу, посвященную обороне крепости Осовец.
Стоит признать, на тот момент многие молодые военнослужащие или вообще не знали об этом событии в истории своей страны, или имели смутное представление о происходившем ранее. Книга позволила донести до широких масс правду о мужестве защитников Отечества. Считается, что народная песня, сочиненная защитниками укреплений, дошла до наших дней только благодаря этой книге и самому Хмелькову.
Как все началось
От Осовца до прусской границы насчитывалось 23,5 км. Едва стало известно о войне, гарнизон понял: враг скоро будет рядом. Уже в сентябре 40 батальонов показались в пределах видимости. Количество наступающей армии было сравнимо с той, что увидели на подступах к дому обитатели Новогеоргиевска.
Оборона крепости Осовец началась с четкого осознания невероятного численного перевеса нападающих. Роты защитников Отчества в скором времени оттеснили на достаточное расстояние, чтобы можно было начинать артиллерийский обстрел. Власти противника отправили из Кенигсберга шесть десятков орудий калибром до 203 мм.
Двое суток непрекращающегося обстрела позволили нападающим решить, что защитники в шоке, а значит, сопротивляться не смогут. Начался новый штурм, завершившийся отступлением под огнем артиллерии защитников. На следующий день немцы снова удивились: пехота, которую должны были деморализовать первичное нападение и численная доминация, начала контратаку с фланга. Нападающие отступили, отвели артиллерию. Командующие операцией немецкие чины поняли: просто так крепость не сдастся.
Народ и царь
Оборона крепости Осовец в Первую мировую войну давалась защитникам непросто, да и со стороны было понятно: риски велики. Это не помешало царствующей персоне лично направиться в укрепления, дабы поддержать моральный дух армии. Военные встретили его восторженными криками. Комендант, как известно из дошедших источников, растерялся, слишком опасаясь за жизнь царственной персоны, явившей себя на передовой. Царь направился в форт, затем в церковь, ранее поврежденную при обстреле, перекрестился у иконы, которую сам же и подарил храму в 97-ом. Священник, с которым побеседовал император, сказал, что страшного ничего не было, лишь заскучать пришлось, когда снаряды начали падать вблизи церкви – тогда святой отец перешел в храм.
Вам будет интересно:Как найти площадь боковой поверхности пирамиды: формулы, пример задачи
Оборона крепости Осовец в Первую Мировую войну, как показалось царю, будет успешной. Довольный увиденной картиной, монарх отбыл. Как вспоминают современники, у царя была привычка лично посещать важные для отечественной военной истории точки в преддверие особенно значимых событий. Сходная ситуация сложилась, когда враги атаковали Саракамыш: царь появился перед бойцами, дал им моральные силы, и местность, прежде никому не известная, записала свое имя в легенды. Осовец пережил похожие перипетии судьбы.
Попытка номер два
Первичное нападение на российскую крепость не дало желаемого результата, поэтому враг удалился для размышлений и построения планов, соответствующих положению дел. Необходимо было дождаться, когда мороз прихватит болота, реку. Впрочем, выбора у наступающих просто не было: за укреплениями начиналась дорога к Минску и Гродно. Альтернатив не существовало. Основная оборона крепости Осовец в Первую мировую началась в первый месяц 15-го года. Первый штурм пришелся на 3 февраля. В течение пяти суток, располагая лишь мелкими окопами, доблестные защитники не давали врагу пройти, хотя укрепления не обеспечивали совершенно никакой защиты от крупнокалиберных орудий, используемых противником.
Последний резерв, вышедший на героическую оборону крепости Осовец – комендант, командовавший укреплением. Бржозовский привел с собой все штабные чины. К этому моменту рядовые были без сил, измученные несовместимыми с жизнью условиями. Крепостную пехоту решили вывести на вторую линию защиты. Ответственность за мероприятие взял на себя командующий крепостным гарнизоном.
Передвижение сил
Если говорить кратко, оборона крепости Осовец и при первой, и при второй попытке немцев имела сходный сюжет: пехота отступала, враг переводил орудия в зону выстрела, начинался обстрел.
При анализе происходивших тогда действий стоит упомянуть: крепость возводили в период, когда авиации, тем более боевой, не было в принципе. Соответственно, не было никакой маскировки для взгляда сверху, все форты можно было осмотреть и зафиксировать их особенности, положения.
На солнце сверкали наполненной водою рвы, бруствера создавались с идеально правильными поверхностями, казарменные стены были покрыты маслянистой краской. Враг мог в деталях восстановить, какова крепость изнутри. Не составляло труда определить, где ее слабые точки, дабы нанести удар именно сюда.
Еще одной слабой стороной, сыгравшей роковую роль в год обороны крепости Осовец, было состояние орудий, положение оборудования. Всего гарнизон располагал 18-ю батареями, из которых укрытие имели лишь четыре. Сопровождавшие выстрелы вспышки позволяли нападающим без труда уточнить, откуда ведется стрельба.
Есть ли шанс?
Как считают многие, русские войска всегда имели слабую подготовку, располагали плохим оружием, боеприпасами. Если бы это было абсолютной правдой, вероятно, хроника обороны крепости Осовец в Первую мировую была бы кардинально другой. Впоследствии аналитики, восстанавливая события эпохи, посчитали: враг имел артиллерию, подготовленную значительно хуже российской. Между прочим, и в те времена бытовало мнение, что у нас самые лучшие пехотинцы, а вот все прочее отстает от иностранцев. Как показала практика, в Осовце отечественные артиллеристы показывали лучшую выучку и подготовку в сравнении с вражескими. Во многом, как считают исследователи, сыграли свою роль традиции и воспитание.
Новые дни – новые возможности
В феврале 14-ого немцам казалось, что до личного ознакомления с итогами обороны крепости Осовец рукой подать. Начальство выслало на поддержку наступающим специальные сверхтяжелые орудия, пушки калибром 420 мм. Во всем мире такая техника не имела себе аналогов по мощности и качеству. В сравнении с прежними 203 мм новые казались настоящими гигантами. Один снаряд такой пушки весил 800 кг. После его взрыва оставалась пятиметровая в глубину воронка, диаметр которой достигал 15 м. Вместе с ними на помощь нападающим пришли пушки калибром 305 мм, дававшие залп из 360 единиц. Технические ресурсы позволяли повторять такие залпы каждые четыре минуты. Немцы привлекли аэропланы, с которых также осуществлялась бомбежка защитников укреплений.
Изначально считалось, что интенсивной суточной бомбардировки будет достаточно, чтобы защитники сложили оружие. Максимальный расчет включал два дня сопротивления. Генштаб просил защитников выдержать 48 часов, впрочем, не допуская, что это окажется реализуемым. Поверить в то, что укрепления простоят еще полгода, не мог бы никто. Лишь ретроспективно, подсчитав все дни и часы, исследователи поняли: оборона крепости Осовец завершилась через 190 суток после старта осадных мероприятий.
Страшные дни
Позднее Хмельков поведает в своих воспоминаниях, как выглядели первые дни насыщенного обстрела, стартовавшего 25 февраля. 27-28 числа обстрел стал ураганным. Попытка разгромить не прекращалась до третьего марта. Всего, как прикинул позднее Хмельков, враг выпустил до 250 000 тяжелых снарядов. Суммарно взрывчатая сила всего этого боезапаса составляла ту, что вся армия Империи потратила на фронте за несколько месяцев. Центром всего этого ужаса оказалась небольшая крепость, затерянная в болотах и оберегаемая малочисленным гарнизоном.
Из воспоминаний можно узнать, что кирпичные части внутренних укреплений запросто рассыпались, а все деревянные занимались огнем. Бетонные были слабы, шли трещинами, в стенах появлялись отколы. Воронки испортили шоссе, окопы были стерты, связь нарушена. Густота попаданий оказалась столь велика, что площадки словно бы кто-то взрыл. Форты разрушились, ничего живого в этих местах сохраниться не могло. По крайней мере, так решили немцы, пока внезапно в ответ не получили залп пары пушек, привезенных ранее из Кронштадта. Разведчики противника не заметили эти орудия, за что нападающие хорошо поплатились. Первым же выстрелом уничтожили одно из крупнейших орудий наступающих, второе попало в еще одну пушку. Третий выстрел лишил немцев боезапаса.
Разум и чувства
Такой поворот, как можно узнать из истории обороны крепости Осовец, ошеломил противника. Самым разумным было бы направить оставшуюся дорогостоящую технику на безопасное удаление, откуда продолжить обстрел, но вместо этого орудия сдвинули в тыл. В тот момент защитники крепости не располагали объектами, которые бы не рухнули при попадании снарядов, какими стреляли немцы. Всего десяток-другой удачных выстрелов – и крепость была бы разрушена. Вместо этого нападающие отвели свою самую перспективную силу и больше не пользовались ею в попытке взять Осовец.
Вам будет интересно:Советская космическая программа. Космические корабли и орбитальные станции
Вторая оборонная крепостная линия находилась вне Осовца. Здесь пехота держалась крепко, нападавшие не смогли одержать победу. Из воспоминаний переживших те страшные времена можно узнать, что люди настолько привыкли ко взрывам, что могли спать под их звуки. Усталость воинов была неизмерима, слишком много сил они положили на укрепление защищаемого объекта и непосредственно бои.
Как известно из хроник обороны крепости Осовец в Первой мировой, гусары, артиллеристы, пехота вложили свой немалый вклад в защиту этого места. Позднее подсчитали: на территории крепости осталось 30 000 воронок от вражеских снарядов. Сотни тысяч упали в реки, окружавшие укрепления болота. Казалось, если защитники не погибнут от попадания снаряда, контузия наверняка выведет из строя выживших, а если и не она, то шоковое состояние. Известно, что тогда написали множество докладных, посвященных бесперспективности защиты крепости – только вот простые люди о них не знали, поэтому стояли не на жизнь, а на смерть.
«Атака мертвецов»
В обороне Осовца эта страница, пожалуй, по справедливости считается самой известной. Весной 15-го стартовало крупномасштабное наступление, фронт прорвали у прибалтов, затем сходное произошло в Галиции. Для армии в целом ситуация оценивалась как катастрофическая. Осовец, однако, сопротивлялся. Защитники верили в свои силы, злились на нападающих. Третий штурм начался в последний летний месяц, 6 числа. Он прославил эти укрепления больше всего случившегося ранее. Из архивов известно, что немцы в течение десяти дней выжидали подходящей погоды. В их распоряжении было несколько тысяч наполненных ядовитым газом емкостей. Рано утром в направлении русской крепости начал распространяться зеленый туман, наполненный бромными взвесями и соединениями хлора. Около десяти минут оказалось достаточно, чтобы ядовитый газ добрался до укреплений. Высота волны достигала 15 метров, ширина – 8 км. В крепости не было ни одного противогаза.
Из воспоминаний Хмелькова можно узнать, что все находившееся на открытом воздухе погибло мгновенно. Сам командир защиты тоже пострадал от яда. Зелень в крепости и вокруг нее погибла, трава почернела, медные предметы окислились. Еда, не упакованная герметически, поглотила яд и стала непригодной для использования.
Страшные истории в военных анналах
Позднее Буняковский писал в своих работах про атаку мертвецов при обороне крепости Осовец, начиная все с описания того зловещего утра газового нападения. Было холодно, царил туман, ветер дул с севера, средний по силе. Порядка половины защитников погибли мгновенно. Наполовину отравленные пытались выбраться из опасного участка, но жажда вынуждала клониться к воде, где скапливались газы, и вторичное отравление несло за собой мучительную смерть. К моменту, когда нападавшие подошли к позиции, выживших русских было не более двух сотен. Из Заречного форта на подмогу отправили три роты, но каждый третий скончался по пути к месту назначения. Прошло соврем немного времени, и атакующие выпустили красные ракеты, начали обстрел позиций российских воинов.
9, 10, 11 роты скончались мгновенно, полностью. Из 12 выжило лишь четыре десятка человек, располагавших одним пулеметом. Бялогронду прежде защищали три роты; из них выжило около 60 человек. Суммарно – не более двух сотен. Этим людям предстояло скорое сражение с восьмой армией наступающих. Около семи тысяч наступающих пошли следом за газовой волной. Атаки не планировалось: предполагалось, выживших не будет. Задачей армейцев было зачистить территорию.
Как это выглядело
Атака мертвецов при обороне крепости Осовец была неожиданной для немецких военных. Из ядовитого тумана навстречу атакующим вышли полумертвые русские воины, задыхающиеся, обмотанные тряпками, выплевывающие вместе с воздухом легкие при кашле. Они настолько испугали свои видом вышедших на зачистку, что те даже не попытались вступить в бой, а лишь развернулись и бросились убегать, затаптывая насмерть своих же соратников. Им вслед из батарей начала стрелять артиллерия. Несколько десятков умирающих человек выстояли против трех полков пехоты и обратили их в бегство – такого примера военная история всего мира на тот момент еще не знала.
Сегодня уже не выяснить, кто назвал это «атакой мертвецов», но словосочетание стало известно всему миру. О беспримерном мужестве и стойкости воинов писали газеты всех стран. Нападающие начали понимать: Осовец не взять.
Чем все закончилось
Как бы ни был велик героизм воинов, начальство четко осознавало: смысла оборонять крепость нет. Выживших эвакуировали. Мероприятия начали 18 августа. Ополченцы, артиллеристы отводили пушки на себе – лошадей было слишком мало. Чтобы скрыть отсутствие пехоты, две роты, обслуживая четыре пушки, беспрестанно обстреливали противника. К семи вечера саперы запустили запалы и взорвали крепость, в которую нападающие осмелились зайти лишь через два дня.