«Я учусь в лицее». Получать образование в учреждении такого уровня всегда считалось престижным. Особенно если речь идет об учреждении, которое на протяжении нескольких лет входит в топ-20 лучших школ столицы. И место в рейтинге вполне заслуженное, учитывая уровень преподавания, результаты обучения и дополнительные возможности для учащихся. Переименование ГБОУ «Лицей 1501» в школу отнюдь не стало поводом для снижения образовательной планки.
Как появился лицей
История этого образовательного учреждения началась почти 30 лет назад. В 1989 году при техническом университете «Станкин» был основан лицей. По прошествии десяти лет образовательная организация стала расширяться. В 1999 году произошло объединение технического лицея № 1501 и лицея 1550, действовавшего под эгидой московского автомобильно-дорожного института. Через некоторое время объединенному коллективу было выделено другое здание. Новым адресом для лицея № 1501 стал Тихвинский переулок.
Вам будет интересно:Когда начнет прибавляться световой день? Когда самый короткий световой день?
В 2001 году он становится участником экспериментальной площадки под руководством известного педагога-исследователя А. В. Леонтовича. Целью работы было создание организационной модели учебно-исследовательской деятельности учащихся.
С 2005 года началось планомерное сотрудничество лицея с государственным техническим университетом имени Н. Э. Баумана и медико-стоматологическим университетом.
Вам будет интересно:Что такое цветовая температура: понятие, определение, единицы измерения и формулы расчета
Став победителем конкурса в рамках нацпроекта «Образование» в 2006 году, лицей принял участие еще в нескольких экспериментальных площадках (по внедрению программ предпринимательской деятельности и формированию познавательных компетенций в ходе использования учебно-игрового оборудования).
В 2012 году, после присоединения к лицею еще нескольких образовательных учреждений, он получает статус многопрофильного технического лицея № 1501. Через несколько лет по распоряжению департамента образования всем гимназиям и лицеям города Москвы возвращают наименование «школа».
Основные сведения
Сегодня это многопрофильное образовательное учреждение, реализующее программы всех ступеней общего образования. В его структуре семь образовательных площадок. Лицей № 1501 в рейтингах столичных школ регулярно занимает почетные места. Ежегодно не менее 5 лицеистов набирают 100 баллов на ЕГЭ по одному из предметов.
Адрес лицея № 1501: Москва, пер. Тихвинский, 3 (район станции метро «Менделеевская»).
Вам будет интересно:Что такое ускорение? Формулы ускорения при равноускоренном движении по прямой траектории
Среди профилей работы лицея: экономический, физико-математический, химико-биологический, медицинский, инженерный. На углубленном уровне ведется преподавание трех языков (немецкий, английский, французский). Один из основных принципов обучения – приоритет исследовательской деятельности по специализациям. Многолетние сотрудничество с крупными вузами дает возможность учащимся, кроме основных занятий, посещать семинары и лекции ведущих преподавателей, а также проходить практику в университетских лабораториях.
Палитра дополнительного образования лицеистов довольно обширна. Организованы кружки и внеурочные занятия по следующим направлениям: естественнонаучное, социально-педагогическое, спортивное, туристическо-краеведческое, техническое, художественное.
Для поступления в профильные классы необходимо выдержать вступительные испытания. Также учитываются результаты городских и всероссийских олимпиад, оценки по итогам основного государственного экзамена (для 10 класса). Стать учеником 7 класса лицея можно после прохождения письменного испытания и устного собеседования по математике и русскому язык. Для поступления в 8 класс понадобится сдать еще физику и английский, в девятом добавляется информатика.
Подготовительные курсы в лицее № 1501 по основным предметам организованы для учащихся 6-9 классов (с октября по май). Завершаются они итоговым тестом, результаты которого учитываются при поступлении.
Дошкольное обучение
Программы дошкольного образования реализуются лицеем № 1501 по адресам: Москва, ул. Самотечная, 17а; пер. Нововоротниковский, 6; Тихвинский переулок, 16; пер. Чернышевского, 4а. Расположение предоставляет возможность выбора для семей воспитанников и способствует взаимодействию с находящимися рядом учреждениями культуры, спорта, здравоохранения.
Функционируют группы полного дня (с 7.00 до 19.00), а также группы кратковременного пребывания «Ручеек» и «Развитие» (утром и вечером по 3,5 часа при 5-дневном посещении).
Основные цели образовательной программы: разностороннее личностное развитие ребенка; успешная социализация в ходе общения со сверстниками и взрослыми; выявление и развитие творческих способностей и инициатив. Программа состоит из обязательной части (85% объема), основанной на авторской разработке М. А. Васильевой и Н .Е. Вераксы «От рождения до школы», и компонента, формируемого образовательной организацией самостоятельно. Приоритетными направлениями вариативной части являются:
- художественно-эстетическое развитие;
- поддержка детской инициативы и свободной игровой деятельности;
- физическое и экологическое воспитание;
- поддержка отношений ребенка с родителями.
Вам будет интересно:В чем измеряется ускорение в физике? Центростремительное и угловое ускорение. Измерение ускорения свободного падения
Среди ключевых задач программы дошкольного образования:
- полноценное развитие детей 1,5-7 лет вне зависимости от социального статуса, национальности, пола, языка, психических и физиологических особенностей;
- личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику;
- обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
- формирование инициативности, самостоятельности, ответственности у ребенка;
- создание насыщенной образовательной среды;
- педагогическая и психологическая поддержка семей воспитанников.
В качестве основных видов детских практик разработчики программы выделяют: познавательную, продуктивную, коммуникативную и бытовую деятельность, чтение художественной литературы, конструирование, музицирование, физические упражнения.
Начальные классы
Программа начального образования в ГБОУ «Лицей № 1501» составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов, запросов и потребностей учащихся и их родителей, возможностей учреждения. Обязательная часть формируется на основе авторских учебно-методических комплексов:
- Начальная школа XXI века.
- Система развивающего обучения В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.
- Школа 2100.
- Школа России.
- Методики инклюзивного обучения.
В общем содержании представлены программы: отдельных учебных дисциплин, курсов и внеурочной деятельности; формирования универсальных учебных действий, духовно-нравственного развития, воспитания экологической культуры и здорового образа жизни, коррекционной работы.
Целевые установки:
- интеллектуальное и нравственное развитие;
- самостоятельность и успешность;
- общая культура личности;
- самосовершенствование и развитие творческих навыков;
- укрепление здоровья.
Разностороннему развитию личности ученика младших классов способствует насыщенная программа внеурочной практики. Среди основных направлений:
- общекультурное;
- духовно-нравственное;
- спортивно-оздоровительное;
- социальное;
- интеллектуальное.
Ребенок самостоятельно выбирает те направления, которые ему ближе и интереснее. Организационные формы внеурочной работы – кружки, секции, общества, студии, мастерские. Так, в лицее для младших школьников действуют: студия «Дизайн и технология», курсы «Учись создавать проекты» и «Увлекательная астрономия», кружок по робототехнике и многие другие (более 10 наименований).
Программы начального обучения реализуются на 4 образовательных площадках лицея, а также в интернате для детей с нарушениями слуха. Последний предусматривает возможность бесплатного круглосуточного пребывания школьников.
Основная и старшая школа
Образовательный процесс в 5-11 классах многопрофильного лицея No 1501 строится на принципах:
- доступности, гуманизации и демократизации, предусматривающих возможность выбора ребенком траектории своего развития;
- профилизации и практико-ориентированности;
- преемственности и непрерывности в системе «детский сад – школа – вуз»;
- технологий здоровьесбережения.
Учебные программы направлены на обеспечение готовности учащегося к самоопределению в области профессиональной деятельности, науки, культуры, коммуникации, досуга.
В работе с учащимися основной и старшей школы педагогический коллектив лицея № 1501 г. Москвы особое внимание уделяет формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации, психолого-педагогическому сопровождению, использованию современных технологий обучения, нравственному воспитанию подростков, сотрудничеству с родителями. Многие преподаватели лицея имеют ученые степени и многолетний опыт работы в вузах, являются наставниками в рамках олимпиадного движения школьников.
В соответствии с профилем подготовки на этой ступени образования выделяют лингвистические, социально-экономические, инженерные, медицинские, математические и научно-технологические классы.
Преподавание предметов по выбранному направлению ведется на высоком уровне сложности, часто с применением авторских методик и приемов олимпиадной подготовки.
Разнообразна программа дополнительного образования. Начиная с профильных объединений и обществ («Математика и развитие интеллекта», «Путь к Олимпу. Химия», «IT-практик») и заканчивая развивающими («Прогулки по Москве», «Французский театр», «Класс барабанов»).
На уровне старших классов большое внимание уделяется оценке уровня образованности учащихся. В 10-11 классах проводятся предварительные, тематические, текущие, итоговые оценочные мероприятия в форме практических работ, письменных и устных тестов. Прослеживается динамика результатов в течение учебного года. Помимо государственной итоговой аттестации, ребята выполняют контрольные задания, тестирование (разработанные педагогами лицея), участвуют в опросах и зачетах.
Оснащение образовательного процесса
Когда речь заходит об оценках работы образовательной организации, учащиеся и их родители обращают внимание не только на качество учебных занятий, но и на те условия, в которых они проходят. В отзывах о лицее № 1501 часто встречается упоминание о здании главного корпуса. Оно было спроектировано специально для лицея и выгодно отличается от типовых школьных построек. Комфортные условия обучения созданы и на других образовательных площадках.
В лицее оборудованы: более сорока учебных кабинетов, несколько компьютерных классов, лингафонные кабинеты, физические и химические лаборатории, кабинет компьютерной графики и дизайна, актовые, тренажерные и спортивные залы, художественные студии, мастерские, библиотеки, столовые, стоматологический кабинет. Большинство учебных кабинетов оснащены мультимедийным оборудованием и компьютерной техникой.
В числе сотрудников лицея не только высокопрофессиональные педагогические кадры, но и медицинские работники, психологи, вспомогательный персонал.
Вам будет интересно:«Понурый» – это о положении головы и уровне настроения
В каждом корпусе учащиеся обеспечены горячим питанием и могут воспользоваться услугами врачебных кабинетов или кабинетов психологической помощи.
Классы лицея № 1501
В целях развития профильного образования лицей принял участие в ряде проектов совместно с ведущими вузами столицы. В результате были созданы специализированные классы для основной и старшей школы.
Проект «Инженерные классы». Основная задача – способствовать профессиональной ориентации школьников по технологическому и естественно-научному направлениям. Его участниками стали более 90 образовательных организаций, вузов и крупных предприятий. Ученики таких классов работают по программам, разработанным с участием университетов, большой упор делается на внеурочную деятельность и возможность проходить практику на производстве. Преподаватели и ведущие инженеры становятся консультантами учащихся в рамках исследовательской работы.
«Медицинские классы» – еще один проект школы-лицея № 1501. Запущен в 2016 году. Предусматривает смену естественно-научного профиля в основной школе медицинским на уровне 10-11 классов. Для этого переоборудованы соответствующие учебные кабинеты, педагоги прошли специальную подготовку, введены практикумы по биологии, химии, биотехнологии. Сотрудничество с медицинскими вузами обеспечивает проведение дополнительных практических занятий и научных конференций.
Проект «Академический класс» направлен на организацию исследовательской деятельности обучающихся по технологическому и естественнонаучному профилям. В проекте принимают участие вузы и научные организации. Программы классов связаны с погружением в проектную работу, изучением возможностей применения научных достижений на практике, профессиональной ориентацией в сфере высоких технологий.
Международное сотрудничество
На протяжении 20 лет многопрофильный лицей № 1501 г. Москвы является участником международной программы по подготовке школьников к сдаче экзамена по немецкому языку (DSD) в соответствии с общеевропейским стандартом. Сертификаты, полученные по итогам экзамена, не имеют ограничений по срокам давности и позволяют начать обучение в германских вузах без дополнительной языковой подготовки. Работа в данном направлении осуществляется с помощью преподавателей немецкого языка, являющихся экспертами ГИА и DSD. В лицее также работают носители языка. С 5-го класса дети могут начать знакомство с требованиями европейской языковой комиссии.
Школа задействована еще в нескольких проектах: театральных постановках совместно с немецкой школой при посольстве, конкурсах чтецов и немецкой песни, подростковых дебатах, рождественских базарах. Отзывы о лицее № 1501, касающиеся этих направлений работы, говорят о большой заинтересованности учащихся.
Действуют программы школьного обмена для 7-10 классов с Вальдорфской школой в Берлине, гимназией Ферде, школой города Кельна.
Проектная и исследовательская деятельность
Исследовательское направление работы всегда было приоритетным для лицея. Участие в ряде экспериментальных площадок соответствующей тематики позволило разработать собственную модель организации исследовательской практики школьников.
Учителя лицея № 1501 придерживаются мнения, что проектно-исследовательская работа - это обязательный элемент профильного обучения. Планомерная работа в этом направлении начинается с 8 класса, а в конце десятого каждый учащийся выбирает тему исследовательской работы, связанную с будущей профессией. Работа выполняется в течение года, параллельно с посещением спецкурсов. Для отработки исследовательских навыков в учебном плане 11 класса предусмотрена дисциплина по основам проектной деятельности. Среди научных руководителей проектов большое число преподавателей вузов и ученых-практиков. Итоговая презентация и защита результатов проходят публично, в рамках традиционных конференций «Исследуем и проектируем» и «Шаг в будущее». Материалы конференций публикуются в сборнике, а успешная защита проекта, выполненного под руководством университетского преподавателя, становится основанием для зачисления в вуз по результатам собеседования.
Лицей № 1501: отзывы
На сегодняшний день лицей это масштабный образовательный комплекс, вполне заслуженно находящийся в списке наиболее востребованных учебных заведений, реализующих инновационные программы. В средствах массовой информации можно найти огромное количество отзывов о лицее № 1501, авторами которых являются учащиеся, выпускники, их родители, педагоги и преподаватели. И если среди этих мнений и попадаются негативные интонации, то в основном речь идет о высоких нагрузках в процессе обучения. Однако то, что пишут выпускники школы-лицея № 1501, можно обобщенно представить одной фразой: «Если вы не хотите утруждаться во время учебы, то вам не стоит сюда поступать, здесь придется действительно учиться». Но подобная нагрузка оправдывается возможностью развить собственные способности, учиться в комфортной атмосфере с прекрасными педагогами, а также увеличением шансов на поступление в хороший вуз.