- Внеурочная деятельность или дополнительное образование
- Организация внеурочной деятельности
- Сотрудничество школы и системы дополнительного образования
- Принципы интеграции
- Виды интеграции общего и дополнительного образования
- Федеральные модели
- «Школа – социокультурный центр»
- «Школа – единое образовательное пространство»
- Примеры интеграции из практики
- Интеграция программ среднего общего и профессионального образования
Задача современной школы уже давно не заключается только в передаче знаний по ряду предметов. Более того, эта функция отходит на второй план, и приоритетным становится создание условий для всестороннего развития ребенка. У каждого есть склонности и способности к той или иной области знаний, творчества, практической или спортивной деятельности. И выявить эти задатки, дать им возможность развиться – одна из основных педагогических задач. Одних уроков для этого недостаточно. Поэтому такое внимание сегодня уделяется различным видам внеурочных практик школьников. Именно интеграция общего образования и дополнительного образования дает ребенку максимум возможностей для личностного развития.
Внеурочная деятельность или дополнительное образование?
Вам будет интересно:Объем правильной четырехугольной пирамиды. Формула и примеры задач
Эти два понятия часто путают между собой. Они действительно схожи тем, что создают условия для разностороннего развития школьника, но фактически это две разные сферы образования.
Внеурочная деятельность - это обязательная часть основной образовательной программы, по которой работает школа. Программы дополнительного образования реализуют соответствующие учреждения. Причем к их услугам прибегают учащиеся, которые уже определились, какая сфера деятельности или творчества им ближе, и часто это бывает связано с профессиональной ориентацией. Задача педагога при этом – развить имеющиеся способности, помочь их реализовать.
Вам будет интересно:Характеристика деятельности: общая, профессиональная, экономическая. Виды деятельности, процесс и общая оценка
Внеурочной деятельностью охвачены все школьники, участие в ней обязательно. Ребята пробуют себя в разных направлениях, чтобы понять, какая область им ближе. Учитель сопровождает этот процесс, помогая выявить задатки и склонности.
При определенных условиях интеграция общего и дополнительного образования возможна. Более того, внеурочные занятия и посещение кружков во дворце творчества могут эффективно дополнять друг друга. Непосредственные механизмы интеграции общего и дополнительного образования зависят от многих факторов: нормативной базы, материальных и технических возможностей, локации, кадрового потенциала и т. д.
Организация внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями федеральных стандартов внеурочные занятия направлены на достижение образовательных результатов, решение задач воспитания и социализации ребенка. Проводятся в формах, отличных от классно-урочной практики. Выделяют несколько основных тематических направлений внеурочной деятельности:
- социальное;
- общекультурное;
- интеллектуальное;
- духовно-нравственное;
- спортивное и оздоровительное.
Вам будет интересно:Биография польского политического деятеля Болеслава Берут
В качестве организационных форм используются кружки, общества, мастерские, лаборатории, а также массовые экскурсии, конференции, соревнования, проекты.
Разработан ряд моделей внеурочной деятельности, базирующихся как на возможностях самой школы, так и на интеграции общего и дополнительного образования детей.
Сотрудничество школы и системы дополнительного образования
Результативность процесса развития школьника может быть увеличена за счет использования ресурсов учреждений дополнительного образования. Это следует и из положений стандартов. Во ФГОС об интеграции в среднем общем образовании говорится: при организации внеурочной деятельности могут быть использованы возможности организаций культуры, спорта.
Кадровые, технические, информационные возможности системы дополнительного образования способствуют расширению развивающего пространства, формированию межпредметных знаний.
При этом основным условием интеграции общего и дополнительного образования остается выработка четких правил и форм взаимодействия. Эффективность сотрудничества обеспечивается созданием общего программного и методического пространства. Предусматривается разработка соответствующей нормативной базы, коррекции локальных актов, распределение полномочий, модернизация образовательных программ.
Принципы интеграции
Вам будет интересно:Залегания горных пород: формы, условия, порядок
Само понятие «интеграция» предполагает эффективную и продуктивную связь ряда элементов, относящихся к разным системам. То есть в случае вовлечения в образовательное пространство учреждений нескольких типов коэффициент полезного действия должен возрасти. Уровень образовательных результатов, которых дети могут достичь, находясь в таких условиях, значительно выше.
В ходе интеграции создается особая развивающая среда, которая может разрушиться в случае прекращения сотрудничества. Любые интеграционные связи мобильны и динамичны, для их эффективного использования требуется постоянная коррекция, оперативная реакция на возникающие сложности со стороны участников образовательного процесса.
Можно выделить несколько обязательных условий продуктивной интеграции общего и дополнительного образования детей. К ним относятся:
- предварительный опыт совместной работы;
- приоритет образовательных целей над финансовыми задачами;
- наличие совместно разработанной программы и плана работы, локальных актов, защищающих интересы и определяющих обязанности учреждений в рамках сотрудничества;
- обладание ресурсами разного типа, которые при объединении могут создать необходимые возможности (информационные, организационные, кадровые, социальные, материальные);
- пространственная близость учреждений.
Виды интеграции общего и дополнительного образования
В связи с введением новых стандартов меняются принципы взаимодействия на разных образовательных ступенях, появляются новые формы сотрудничества. Их задача – обеспечить непрерывность образования, создать условия для успешной социальной адаптации учащегося.
В сфере интеграции общего образования и дополнительного образования можно выделить два компонента: внешний и внутренний. Первый отвечает за создание единой педагогической системы, второй – за взаимное проникновение элементов разных образовательных областей.
Для обеспечения совместного использования ресурсов применяются:
- договорные отношения;
- административное регулирование (если учредитель один);
- сетевое образовательное объединение;
- создание нового юридического лица (учебно-воспитательные комплексы).
Последние признаны наиболее эффективной, хоть и организационно трудоемкой формой интеграции. Довольно часто применяются: модель муниципальной сети с рядом крупных ресурсных центров, расположенных недалеко друг от друга; формат межшкольного комбината, взаимодействующего с профессиональными учреждениями, технопарками, учреждениями культуры и спорта.
Отдельного внимания заслуживает проблема интеграции и дифференциации общего и специального образования. Речь идет о социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями. Основная идея состоит в применении принципов «нормализации», когда ребенок растет и развивается в условиях, максимально приближенных к стилю жизни современного общества. Интеграция специального и общего образования это реальный шанс для таких ребят участвовать в различных формах социальной жизни в условиях, компенсирующих ограниченность их возможностей. В современной школе практикуются различные формы совместного обучения, а также создаются классы коррекции и педагогической поддержки.
Федеральные модели
В ходе проектирования формата интеграции общего образования и дополнительного образования создана вариативная модель взаимодействия. Она включает в себя ряд компонентов, каждый из которых может быть выбран как основа для разработки собственной версии и адаптирован под конкретные условия.
Если речь идет не просто о выборе ребенком некой дополнительной сферы интересов, а о профессиональной ориентации, организационно этот процесс осуществляется в ходе интеграции профессионального и общего образования.
«Школа – социокультурный центр»
Данная модель строится на взаимодействии школы сразу с несколькими типами учреждений. Это могут быть организации допобразования, спорта, культуры, иные социальные партнеры. Фактически происходит интеграция общего и дополнительного образования при организации взаимодействия нескольких образовательных пространств: учебного, внеурочного, дополнительного в рамках сетевого взаимодействия.
В таких условиях залогом успеха является слаженность действий сотрудников всех задействованных организаций, единство педагогических целей, задач, используемых технологий. Фактически речь идет о создании единой воспитательной системы на основе межведомственного взаимодействия. Дополнительное образование, урочная, внеурочная деятельности ориентированы на общий результат – развитие личности ребенка в ходе его приобщения к учебным, социальным и культурным практикам. Такой подход обеспечивает:
- ориентацию на способности и интересы учащегося;
- широкий выбор сфер и видов деятельности;
- практико-ориентированность образовательного процесса;
- возможность самоопределения и самореализации.
Вам будет интересно:Скупердяй - это просто жадный или сильно жадный человек?
В ходе совместной работы учреждений может быть создана единая система информирования учащихся о готовящихся на территории района (города) проектах, мероприятиях, событиях, которые становятся частью общего воспитательного процесса.
«Школа – единое образовательное пространство»
Достаточно результативная модель интеграции дополнительного образования и общего образования, предусматривающая создание единого пространства развития и воспитания детей путем включения центра дополнительного образования в структуру школы.
Такое объединение позволяет более эффективнее решать общую для двух сфер образования задачу реализации индивидуальных социальных, творческих, познавательных интересов и потребностей школьника, формирования индивидуальной траектории его развития.
Подобная интеграция не становится формальностью. Каждая школа проводит анализ своих возможностей, позволяющих обеспечить дальнейшее развитие нового структурного подразделения.
Создаваемая образовательная среда дает ребенку возможность:
- выбирать тематическое содержание и формы деятельности, позволяющие раскрыть его внутренний потенциал;
- исполнять различные социальные роли, выбирать и менять коллективы и объединения;
- общаться и взаимодействовать со взрослыми и ребятами разного возраста и круга интересов.
Показателями эффективности модели выступают: расширение спектра дополнительных образовательных программ; увеличение числа совместно проводимых мероприятий и проектов; заключение договоров о сотрудничестве; сохранение и увеличение контингента обучающихся и педагогов; удовлетворенность участников образовательного процесса.
Примеры интеграции из практики
Сегодня опыт разработки и внедрения эффективных моделей интеграции общего и дополнительного образования есть во многих регионах.
Так, в Мурманске на базе школы успешно действует музыкально-эстетический центр, в задачи которого входит приобщение подростков к музыкальному, изобразительному, театральному искусству. Открыто три отделения: хоровое, фольклорное, оркестровое. После 9-го класса ребята могут получить не только аттестат, но и свидетельство центра с правом поступления в средние и высшие музыкальные образовательные учреждения.
Нередким становится и создание крупных учебно-воспитательных комплексов, когда в рамках одного кластера объединяются образовательные организации разного уровня. В Ставрополе создан образовательный центр для одаренных учащихся на базе лицея, Дворца детского творчества и государственного университета, реализующий программу «школа – университет – аспирантура».
Интеграция программ среднего общего и профессионального образования
Реформы в сфере образования предоставляют учреждениям больше возможностей для выбора программ и форм обучения. Расширяется и диапазон форматов взаимодействия разных ступеней образования. Одно из востребованных направлений – интеграция основной образовательной программы среднего общего образования и программ среднего профессионального образования на основе индивидуального учебного плана. Это становится возможным в результате профилизации старшей школы, позволяющей сочетать элементы программ разного уровня. Вариативная часть программ, по которым учатся старшеклассники, может быть скорректирована таким образом, чтобы на первый план выходило изучение материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью. Важное значение при разработке образовательно-профессиональной программы имеет выбор форм и методов обучения. В них особенно заметно влияние системы профобразования с его упором на практико-ориентированность и деятельностный подход.
Целью такой интеграции являются: оптимизация сроков обучения; повышение качества профессиональных знаний и навыков; привлечение потенциальных работодателей к разработке конечных образовательных результатов. При этом школьники могут заранее ориентироваться на востребованные программы, заинтересовавшие работодателей.
После окончания обучения по такой интегрированной программе в 10-11-х классах и сдачи ЕГЭ, помимо школьного аттестата, выпускник получает академическую справку с указанием освоенных дисциплин (модулей) программы профобразования и результатов итоговой аттестации по ним.
При продолжении обучения по выбранному направлению студенту зачитывается ранее освоенный материал, что сокращает продолжительность получения профессионального образования.