08-01-2019 11:55

Функции и основные направления деятельности классного руководителя: понятие, методика воспитания детей, цели и задачи учителя

Классный руководитель, являющийся непосредственным и основным организатором внеурочной работы учебно-воспитательного характера в том или ином классе, всегда играл и продолжает играть важную роль в российской школе. Именно он оказывает значительное влияние на становление личности детей, а также на раскрытие их интеллектуального и творческого потенциала.

учительница с глобусом рассказывает детям

Если классный руководитель является настоящим профессионалом, то он непременно будет защищать интересы и права детей, организуя свой воспитательный процесс исходя из принципов гуманистической педагогики. А в том случае, когда деятельность этого учителя будет иметь еще и развивающий характер, то это поможет стать ребенку настоящим Человеком.

Немного истории

Прозорливость — это что такое: толкованиеВам будет интересно:Прозорливость — это что такое: толкование

Классное руководство как институт сложилось довольно давно. Произошло это еще при возникновении учебных заведений. Таких педагогов в дореволюционной России называли классными дамами или классными наставниками. На них возлагались особые обязанности. Такие наставники должны были знать обо всех событиях, происходивших во вверенных им учебных коллективах, следить за взаимоотношениями между учениками и формировать доброжелательную атмосферу в классе. Также этому педагогу необходимо было являться примером для подражания во всем, начиная со своего внешнего вида.

В СССР классное руководство было введено в 1934 г. На эту должность назначался учитель, который становился ответственным за ведение целенаправленной воспитательной работы в данном ученическом коллективе. Такие обязанности являлись дополнительными. Выполнялись они учителем помимо основной преподавательской работы.

Виды классного руководства

Туркменский - официальный язык ТуркменистанаВам будет интересно:Туркменский - официальный язык Туркменистана

На сегодняшний день рассматриваемое направление в образовательном процессе претерпело некоторые изменения. Произошло это в связи с наличием нескольких типов классного руководства. Среди них:

  • Учитель-предметник. Для этого педагога осуществление функции деятельности классного руководителя является дополнительной работой.
  • Учитель с минимальной учебной нагрузкой. Это специалист, преподающий отдельную дисциплину в школе. Иногда, ставя такого учителя во главе детского коллектива, его называют куратором, что в переводе с латинского означает лицо или попечителя, наблюдающего за определенной работой.
  • Освобожденный классный руководитель. Им является лицо, которое выполняет только воспитательные функции.
  • Классный наставник. Некоторые учебные заведения ввели для себя и такую должность. Она аналогична освобожденному классному руководителю. Имеется еще и другой вариант названия такой должности. Это тьютор, что в переводе с латинского означает «опекун», «покровитель» и «защитник». Тьютор – это педагог, имеющий самую небольшую учебную нагрузку.
  • Стоит отметить, что функции, цель и задачи деятельности классного руководителя при любых версиях названия его должности приблизительно одинаковы. Все они регулируются Уставом школы.

    Цель деятельности

    Ежедневные усилия классного руководителя направлены на создание условий для самореализации и саморазвития личности детей. Достижение такой цели позволит обучающимся успешно социализироваться в обществе.

    Социальная сущность потребностей и функций человекаВам будет интересно:Социальная сущность потребностей и функций человека

    учительница наклонилась к детям

    Основными направлениями деятельности классного руководителя при этом являются:

    • Создание условий, позволяющих ребенку нормально существовать в общеобразовательном учреждении.
    • Содействие творческому разностороннему развитию детей, их духовному становлению и пониманию смысла жизни.

    Среди основных направлений деятельности классного руководителя для достижения поставленных целей находится получение и обработка информации о своих учениках, об их социальном окружении и психофизическом развитии, а также об имеющихся семейных обстоятельствах. Полученные данные позволяют:

    • контролировать ход процесса становления личности детей и их нравственных качеств;
    • анализировать характер воздействий, оказываемых на учеников.

    Все это позволит добиться самоопределения, саморазвития, самовоспитания обучающихся и сформировать ученический коллектив. Ведь основной задачей воспитательного и образовательного процессов должно быть вовсе не приобретение детьми знаний в виде набора теорий, фактов и определенного материала. Все функции и направления деятельности классного руководителя должны иметь своей целью изменение личности школьника, которое происходит благодаря самостоятельному учению. Ведь одной из основных целей работы учреждения образования является возможность саморазвития и развития личности, помощь в поиске своей индивидуальности и пути, ведущего к самоактуализации.

    Классному руководителю, управляющему ученическим коллективом и координирующему деятельность педагогов, приходится занимать двоякую позицию. Ведь с одной стороны он является представителем администрации школы, а с другой выражает интересы своих учеников в процессе управленческой деятельности. От этого задача педагога в значительной мере усложняется.

    Системность работы

    Классный руководитель является центральным лицом в воспитательном процессе, который имеет место в учреждении образования. При этом деятельность учителя является довольно многогранной и сложной. В функции и основные направления деятельности классного руководителя входит проведение работы не только с детьми, но и со своими коллегами. Большую роль в достижении поставленных перед педагогом целей играет взаимодействие с родителями учеников и с общественностью.

    Задачи и основные функции деятельности классного руководителя определены общими воспитательными направлениями. Определяются они исходя из условий, характерных для жизни конкретного класса.

    учительница у исписанной доски

    В процессе становления коллектива детей происходит изменение и конкретизация задач воспитания. При их определении педагог учитывает возраст школьников, их успеваемость, уровень знаний и дисциплины, а также наличие таких качеств, как коллективизм, трудолюбие и осознание общественного долга.

    Наиболее эффективное выполнение основных функций деятельности классного руководителя становится возможным, если осуществляться они будут в определенной системе. Что она представляет собой? Система работы, которой придерживается классный руководитель, является совокупностью определенных воспитательных мероприятий, которые довольно тесно связаны друг с другом и вытекают из задач и целей воспитания. Она подразумевает продуманный отбор необходимого материала, а также умелое использование педагогом методов воздействия и самых эффективных средств.

    Супрамолекулярная химия: сложные химические системы, типы взаимодействия, объекты изучения и общие понятияВам будет интересно:Супрамолекулярная химия: сложные химические системы, типы взаимодействия, объекты изучения и общие понятия

    Отвечая на вопрос: «Назовите основные направления деятельности классного руководителя», стоит рассмотреть те разделы его работы, которые в совокупности и складываются в систему, реализуемую в рамках образовательного учреждения, воспитательной работы.

    Изучение учащихся

    Существует 2 основных направления деятельности классного руководителя в начальный период его вступления в должность. Заключаются они в изучении всего класса и каждого из учеников в отдельности. Подобная работа позволяет создать необходимые условия для рациональной и правильной организации всего процесса воспитания. Изучение учеников должно длиться на протяжении всего срока обучения. Это позволит педагогу осуществить к ним индивидуальный подход.

    Направление, предполагающее изучение учащихся, способно достичь своей цели и дать нужные результаты только в том случае, когда оно будет соответствовать ряду предъявляемых к нему требований:

  • Работа проводится для повышения качества обучения и воспитания школьников. Классный руководитель, основываясь на систематическом изучении детей, способен творчески подойти к выбору методов и форм воспитательного воздействия на ученический коллектив в целом и на каждого из его членов в отдельности.
  • При изучении учеников учитель будет оказывать на них воспитательное воздействие. Классному руководителю важно «проектировать» развитие у ребенка положительных качеств, а также преодоление в его характере и поведении имеющихся отрицательных черт.
  • Работа будет проводиться систематически и планомерно.
  • Изучение детей проводится в тех естественных условиях, которые имеют место в их жизни.
  • Ознакомление с условиями быта детей.
  • Изучению подлежат не отдельные черты ученика, а его личность в общем своем проявлении.
  • При проведении работы необходимо акцентировать внимание не на отрицательных, а на положительных чертах поведения и характера ребенка.
  • Соблюдение перечисленных выше требований позволит значительно повысить эффективность изучения классным руководителем своих учеников. Для сбора необходимой информации учитель может воспользоваться одним из следующих методов:

  • Повседневное наблюдение за детьми на уроках и внеклассных часах.
  • Проведение групповых и индивидуальных диагностических бесед.
  • Посещение учеников на дому.
  • Изучение результатов, полученных учащимися при проведении своей деятельности.
  • Естественный эксперимент. Применение данного метода предусматривает включение детей в определенный вид деятельности. При этом педагогу необходимо наблюдать за поведением своих воспитанников, выявляя качества их характера.
  • Проведение рейтинга и выставление компетентных оценок. Подобные методы позволяют педагогу накапливать материал, указывающий на особенности поведения детей, их интересы, склонности и творческие способности.
  • Укрепление дисциплины и повышение качественного уровня знаний

    Рассмотрим следующий раздел системы основных направлений социально-педагогической деятельности классного руководителя. Он представляет собой укрепление дисциплины и повышение уровня знаний.

    классный руководитель улыбается детям в синей униформе

    Рост этих показателей указывает на правильную организацию деятельности учебно-воспитательного характера. В задачу классного руководителя входит забота о повышении качества тех знаний, которые получаются школьниками. Одно из его направлений деятельности состоит и в предупреждении второгодничества и отставания отдельных учеников.

    Проведение внеурочной работы

    Это еще один важнейший раздел в системе основных направлений содержания деятельности классного руководителя. Сегодня в школах учителя применяют самые разнообразные формы подобной организации. Внеклассные часы позволяют значительно расширить рамки процесса воспитания. При этом такая работа, как правило, сочетает в себе два основных направления деятельности. Это идейно-воспитательное и организация практических занятий. В работе учителя каждое из них является довольно важным.

    учительница проводит мероприятие

    Те мне менее основные направления воспитательной деятельности классного руководителя заключены в организации детского коллектива. Этот раздел работы учителей находится в списке ведущих. Объединяя детей в целеустремленный и дружный коллектив, педагог создает предпосылки для решения стоящих перед школой задач учебно-воспитательного плана.

    Совместные усилия педагогического коллектива

    Основные направления воспитательной деятельности классного руководителя включают в себя и координацию работы других учителей. И это должно найти свое отражение в Уставе школы. Среди обязанностей, возложенных на каждого учителя, находится не только подача ученикам знаний. Педагог должен формировать мировоззрение детей и развивать их способности, а также познавательные интересы.

    В задачи и функции деятельности классного руководителя входит обеспечение тесного сотрудничества с учителями, которые ведут уроки у учеников его класса, с целью выработки единых педагогических воздействий и требований к школьникам. Каким образом может быть достигнута поставленная цель? Для этого классному руководителю время от времени необходимо проводить встречи с педагогами своего класса, на которых должны обсуждаться состояние дисциплины, качество знаний, а также выполнение детьми единых требований. Активное общение в коллективе учителей позволит классному руководителю значительно улучшить учебно-воспитательное направление своей деятельности.

    Работа с родителями

    Это следующий раздел основных направлений деятельности классного руководителя. Кратко его можно описать как необходимость поддержания контакта с родителями своих учеников. Именно через классных руководителей осуществляется тесная связь учреждения образования с семьей, ведь эти педагоги более всего общаются с родителями, предоставляют им информацию о поведении детей и об их учебной деятельности. Вместе с близкими для своих учеников людьми классный руководитель вырабатывает единую политику индивидуального воспитательного процесса. Это позволяет решить задачи по становлению личности ребенка.

    учительница беседует с родителями ученика

    Какие методы могут быть использованы педагогом при работе с родителями учеников? Среди них следующие:

  • Посещение семьи. Данный метод работы является довольно эффективным при проведении воспитательной работы. При посещении семьи учитель знакомится с теми условиями, в которых живет его ученик. При этом происходит беседа с родителями, которые рассказывают об увлечениях и склонностях своего ребенка. От педагога мамы и папы могут выслушать рекомендации по выполнению их сыном или дочкой домашних заданий и проч.
  • Переписка с родителями. Информировать мам и пап об успехах их детей можно не только в устной форме. Одним из альтернативных методов является ведение переписки с родителями. Педагог может известить их о школьных делах, поздравить с праздником, высказать пожелания в воспитании детей и дать действенные советы. Главным в переписке является доброжелательный тон.
  • Родительское собрание. Данный метод - это своеобразный анализ или осмысление, производимое на основе опыта воспитания и педагогических данных.
  • Досуговые совместные мероприятия. Оказать воспитательное воздействие на детей поможет и внеклассная деятельность с участием родителей учеников. Это спортивные соревнования, концерты, подготовленные школьниками, и различные вечера. Такие встречи позволяют родителям лучше узнать собственных детей, выявив новые стороны их таланта, увлечений и интересов.
  • Проведение университетов педагогических знаний. Этот метод работы с семьей предполагает просвещение родителей в психолого-педагогическом направлении. Такие занятия вооружат пап и мам необходимыми знаниями. Взрослые повысят свою педагогическую культуру, ознакомятся с актуальными проблемами воспитания исходя из возраста детей. Применение этого метода позволит установить контакт родителей с общественностью, школы - с семьей для совместного взаимодействия в воспитательной работе.
  • Дозиметрия - это.... Понятие, определение, основы, способы проведения исследований, норма, правила расчета и методы защиты при повышенной радиацииВам будет интересно:Дозиметрия - это.... Понятие, определение, основы, способы проведения исследований, норма, правила расчета и методы защиты при повышенной радиации

    Перечисленные выше разделы являются основными направлениями в деятельности классных руководителей. Совокупность данных элементов представлена довольно сложной системой. Но именно ее и должен придерживаться учитель, идя к стоящей перед процессом образования цели.

    Перейдем от рассмотрения основных направлений деятельности классного руководителя к функциям, возложенным на него.

    Когнитивно-диагностическая

    Данная функция возлагается на педагога при его изучении учащихся. Выполняется она при определении учителем особенностей поведения и развития учеников, а также выявлении уровня их воспитанности.

    В рамках данной функции классный руководитель выясняет состояние здоровья детей, их физическое развитие, характер обучаемости, межличностные контакты, проявляемые склонности, участие в общественной деятельности, отношение к учебному процессу и динамику успеваемости. Полученные данные должны быть доведены до тех учителей, которые работают с классом.

    Организаторско-стимулирующая

    В рамках этой функции основные направления деятельности классного руководителя и выполнение его основных задач связаны с умением педагога организовать внеурочную работу, ведь участие школьников в этих мероприятиях является делом добровольным. Именно поэтому подобную деятельность не стоит связывать ни с жестким регламентированием, ни с принуждением учащихся.

    Внеклассную работу в рамках выполнения организаторско-стимулирующей функции необходимо провести таким образом, чтобы она увлекла детей своей высокой содержательностью. Так, даже в традиционной встрече Нового года или при подготовке к празднику именинников следует постоянно применять необычные сценарии.

    Объединенно-сплачивающая

    Данная функция является действенной формой воспитания. В процессе становления личности учащегося немаловажную роль играет атмосфера в классе, забота детей друг о друге, товарищеское общение, а также влияние коллектива.

    функции задачи классного руководителя

    Основной задачей учителя при выполнении этой функции является предотвращение появления группировок учеников, имеющих негативную направленность. Сделать это позволит вовлечение детей в интересную совместную деятельность.

    Координирующая

    Выполнение этой функции и основные направления деятельности классного руководителя сочетаются друг с другом в разделах совместной работы учителя с педагогическим коллективом и с родителями. Это позволяет устранить проблемы в виде недочетов в домашнем учении детей, отклонений в их поведении и т.д.

    Личностно-развивающая

    Осуществление данной функции необходимо для придания воспитательной работе, проводимой классным руководителем, активного педагогического влияния на следующее:

    • личностные качества учеников;
    • стимулирование сферы потребностно-мотивационного характера у детей;
    • активность учебно-познавательного характера;
    • эстетическое и нравственное формирование личности;
    • развитие творческих задатков и способностей и т.д.

    Обязанности учителя

    Осуществление всех функций и направлений деятельности классного руководителя связано с соблюдением им должностной инструкции. Именно в ней говорится об обязанностях педагога, к которым относятся:

    • всестороннее изучение учеников;
    • ежедневное наблюдение за успеваемостью класса;
    • контроль выполнения учениками домашней работы, а также регулирование объема предлагаемых им заданий;
    • регулярное проведение собраний школьников в классе;
    • вовлечение детей в работу кружков;
    • организация мероприятий, в которых применяется общественно полезный труд;
    • оказание помощи добровольным детским и юношеским организациям в рамках проводимой ими работы.

    При выполнении своих обязанностей классным руководителям необходимо вести определенную документацию, в числе которой находятся:

    • планы работы на четверть;
    • контроль над дневниками учеников;
    • оформление классного журнала.

    Свою работу классные наставники осуществляют под непосредственным руководством школьного директора и его заместителей. Все они должны оказывать учителям необходимую помощь организационно-педагогического характера.



    Источник