Поход Ивана Грозного на Новгород состоялся в 1569-1570 годах. Это была по сути карательная операция, которую возглавлял лично царь, когда узнал, что городская знать может быть ему не верна. Выступление сопровождалось массовыми убийствами, стало одной из самых кровавых страниц в истории правления этого государя. В этой статье речь пойдет о причинах похода, его событиях и итогах.
Предпосылки
Вам будет интересно:Народная этимология: понятие, значение и применение в лингвистике
Поход Ивана Грозного на Новгород фактически начался после того, как царь заподозрил новгородскую знать в измене. Ему стало известно, что бояре могут быть причастны к заговору, в котором он подозревал князя Владимира Андреевича Старицкого.
Старицкий был предпоследним удельным князем в истории Руси, внуком Ивана III. Ивану Грозному он приходился двоюродным братом. В малолетстве три года провел в заключении, после того как его отец выступил против правительства Елены Глинской. Освобожден был только в 1541-м, когда ему исполнилось 8 лет. Отец к тому времени скончался в тюрьме.
Вам будет интересно:Чепуха – это о глупых идеях и незначительных поступках
Когда заболел уже царь Иван Грозный, многие бояре видели в Старицком альтернативу царевичу Дмитрию. Но тогда выиграла партия сторонников царя, которая составила грамоту о верности правителю. Подписал ее и Владимир Андреевич. После выздоровления царя Старицкий предпринял попытку государственного переворота, закончившуюся неудачей. Но его опала продолжалась недолго.
После его неоднократно оговаривали. В 1569 году поводом послужил прием, который устроили ему жители Костромы, когда он направлялся во главе армии на защиту Астрахани. Его срочно вызвали в Александровскую слободу. На подъезде Старицкого окружило опричное войско. Формальным поводом для обвинения стали показания царского повара, который под пытками признался, что Владимир подговорил его отравить Ивана IV.
Князя казнили в октябре, а уже в декабре царь выдвинулся на Новгород.
Донос
Вам будет интересно:Врачевать — это избавлять от боли
Помимо того что он подозревал бояр в поддержке Владимира, еще одной причиной похода Ивана Грозного на Новгород стали опасения, что знать собирается присягнуть польскому королю Сигизмунду II. Правитель соседней страны действительно давно имел виды на эти земли.
Поводом для этих опасений послужил донос, поданный неизвестным бродягой Петром из Волыни. Как выяснилось позже, в Новгороде его за что-то наказали, поэтому он был зол на город. Его жителей вместе с архиепископом Пименом он обвинил в том, что они планировали посадить на русский престол князя Владимира Старицкого, а сам Новгород вместе с Псковом передать польскому монарху.
Как считается советский историк Владимир Борисович Кобрин, специализировавшийся на средневековой Руси, донос изначально был нелеп и смехотворен, к тому же в нем содержалось много противоречий. Дело хотя бы заключалось в том, что новгородцев одновременно обвиняли в двух преступлениях, которые противоречили друг другу. С одной стороны, они хотели оказаться под властью Польши, а с другой - посадить на русский престол нового царя.
Это не смутило Ивана IV, который уже давно видел угрозу в сильных и свободолюбивых боярах.
Наказание
Поход Ивана Грозного на Новгород начался уже осенью 1560-го. По пути опричники действовали безжалостно. В частности устроили грабежи и массовые убийства в Клине, Твери и Торжке. Такая же участь постигла еще ряд городов, которые встретились на их пути.
По сохранившимся документам удалось подтвердить убийство 1505 человек. Преимущественно это были татарские и литовские пленники, находившиеся в заключении. Также убивали новгородцев и псковичей, которые были выселены из своих домов и теперь застигнуты опричниками врасплох по дороге в Москву.
Митрополит в опале
Репрессии коснулись и конкретных известных личностей. Царские приспешники добрались до митрополита Московского Филиппа II, который к тому времени уже неоднократно обличал злодейства, совершаемые царем.
Изначально он был игуменом Соловецкого монастыря, проявив себя способным руководителем. Филипп был категорически не согласен с жестокой и кровожадной политикой царя. Выступив против Ивана Грозного, попал в опалу.
Вам будет интересно:Втуне — это синоним напрасных усилий
В 1568-м состоялся церковный суд, на котором против Филиппа выдвинули стандартные для того времени обвинения для нерадивых священнослужителей. Его заподозрили в колдовстве, а также в неких проступках в бытность игуменом в Соловках. Митрополита лишили сана и сослали в Отроч Успенский монастырь в Твери.
Убийство Филиппа
В монастырь к нему был направлен один из руководителей опричнины Малюта Скуратов, чтобы попросить благословить поход на Новгород. Филипп отказал. Тогда Малюта задушил монаха, а затем заявился к настоятелю, заявив, что у того в кельях настолько жарко, что бывший митрополит скончался от угара.
Филиппа быстро похоронили. Не исключено, что у царского приближенного было личное распоряжение от Ивана Грозного убить священника. Основным источником версии об убийстве опального митрополита выступает Житие, датируемое концом XVI века, а также несколько более поздних летописных упоминаний.
Под стенами Новгорода
Уже в первых числах января 1570 опричное войско было у стен Новгорода. По оценкам историков, оно насчитывало около 15 000 человек. Из них около полутора тысяч стрельцов.
Город был оцеплен, казна опечатана. К 6 января к городу прибыл сам Иван IV. Через два дня состоялась встреча новгородского духовенства с опричным войском на Великом мосту через реку Волхов. Иван Грозный лично обвинил в измене новгородского архиепископа Пимена. Того арестовали и заключили в тюрьму. Над ним надругались, лишив сана, а затем сослали в монастырь под Тулой, где он вскоре умер. Князь Андрей Курбский утверждал, что Пимен был казнен по приказу царя.
Стоит отметить, что до этого Пимен считался верным сторонником монарха, например, помогал ему обличать Филиппа. Однако это не помешало Ивану Грозному публично унизить священнослужителя. Царь обозвал его скоморохом, приказал раздеть и привязать к лошади, которую объявил его женой. В таком виде Пимена водили по городу.
Позже выяснилось, что один из оруженосцев по имени Афанасий Вяземский пытался предупредить архиепископа. В наказание его избили кнутом на площади, а затем сослали в Городецкий посад, где он вскоре скончался.
Казни в Новгороде
После этого опричники начали бесчинствовать в городе. Точное число жертв установить практически невозможно, так как подсчет велся только на первых порах, пока по приказу царя велось целенаправленное уничтожение приказных и знати. В Рюриковом городище был устроен суд. По его итогам убиты 211 помещиков, 137 их родных, 45 приказных и дьяков, столько же членов их семей. Среди первых жертв Новгородского погрома оказались бояре Давыдов и Сырков, главные дьяки Бессонов и Румянцев.
После этого царь начал объезжать окрестные монастыри, лишая их всех имевшихся богатств. В это время опричники совершили целенаправленное нападение на новгородский посад. В результате этой атаки погибло большое количество человек, которое не поддается официальному учету.
Пытки
После этого в городе начались пытки, которые продолжались до середины февраля. С применением различных изощренных методов казнено было множество местных жителей, в том числе женщин и даже детей. Летописные источники утверждают, что царь приказал обливать новгородцев зажигательной смесью, а после еще живых и уже обгорелых сбрасывать в Волхов. Некоторых перед утоплением волочили за санями.
Различным издевательствам подвергались монахи и священники. Их забивали дубинками, а после также сбрасывали в реку. Современники утверждают, что Волхов был полон трупами. Предания об этом передавались из уст в уста вплоть до XIX века.
Некоторых до смерти забивали палками, заставляли отдать все имущество, которое у них было, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что в некоторые дни число убитых достигало полутора тысяч человек. Дни, когда избивали по 500-600 человек, считали удачными.
Неурожай и чума
Церкви и частные дома Новгорода были разграблены. Продовольствие и имущество уничтожалось. Отряды опричников разослали на 200-300 километров вокруг города, где они продолжали творить бесчинства.
Однако самое страшное еще было не это. На 1659-1570 годы в Новгороде пришелся неурожай. Тотальное истребление припасов в городе привело к жуткому голоду, от которого погибло еще больше людей, чем от рук опричников. Свидетельства утверждают, что в Новгороде даже распространилось людоедство. Довершением бед стала эпидемия чумы, начавшаяся на Руси еще до похода Ивана Грозного на Новгород и Псков.
Версии о количестве убитых
Вам будет интересно:Полковник Карягин: биография, личная жизнь, подвиги, фото
Точное количество человек, убитых в Новгороде, до сих пор неизвестно. Кобрин говорит о 10-15 тысячах человек. Руслан Григорьевич Скрынников, также изучавший эпоху Ивана Грозного, - о 4-5 тысячах. При этом всего в городе на тот момент проживало около 30 000 человек.
Число жертв до сих пор вызывает споры среди ученых. Безусловно, цифры, приведенные современниками, могут быть преувеличены, встречаются данные, которые превышают численность населения самого города. При этом террор распространялся и на окрестные земли, так, общее количество смертей могло быть значительно больше.
Расчеты Скрынникова и Кобрина
Скрынников в своем исследовании приводит поименный перечень новгородцев, погибших во время погрома. В нем имена 2170-2180 человек. При этом историк подчеркивает, что донесения не могли быть исчерпывающими, так как некоторые опричники действовали без прямых распоряжений Малюты Скуратова, поэтому итоговую цифру определяет в районе 4-5 тысяч.
Кобрин настаивает, что эти данные сильно занижены. Он отмечает, что точка зрения Скрынникова исходит из предположения, что Скуратов был главным, если не единственным, кто распоряжался об убийствах. При этом отряд Малюты мог быть только одним из многих, которые устроили террор в Новгороде. Поэтому в своей версии он говорит о 10-15 тысячах жертв - до половины всего населения Новгорода, подчеркивая, что убивали не только городских жителей.
В одной из летописей упоминается общая могила, вскрытая в сентябре 1570 года, в которой хоронили всплывших жертв царя. В ней оказалось около 10 тысяч человек. Кобрин уточняет, что эта могила могла быть не единственной.
Итогом похода Ивана Грозного на Новгород стало уничтожение большей части населения города. Если не сразу, то в результате последовавших затем голода и чумы. В сознании народа утвердилась мысль о самом жестоком и беспощадном царе, который готов на все, чтобы удержаться у власти.
Погром в Пскове
Из Новгорода Иван Грозный отправился на Псков. Здесь он своими руками убил игумена Псковско-Печерского монастыря Корнилия. Об этом сообщает Третья Псковская летопись и князь Андрей Курбский.
Корнилий вышел к царю во главе местного духовенства и отслужил молебен в Троицком соборе. После этого он лично встретился с Иваном IV, который и убил его.
Считается, что причиной стала поддержка опального князя Курбского, с которым монастырь состоял в переписке. Если верить летописи, царь раскаялся в убийстве практически сразу после содеянного. Тело Корнилия он на своих руках отнес в монастырь.
Встреча с юродивым
Казни в Пскове были не такими масштабными, как в Новгороде. Царь ограничился убийством только нескольких знатных бояр и конфискацией их имущества. По преданию, в то время царь гостил у юродивого, известного как Никола Салос. Во время обеда юродивый протянул ему кусок сырого мяса, предложив съесть, отметив, что он уже питается человечиной. Таким образом Салос укорил его в жестокости, чем, как считается, предотвратил массовые казни в самом Пскове.
По преданию, царь хотел ослушаться и приказал снять колокол с одного из монастырей. В тот же миг под ним упал его лучший конь. Это знамение, которым он всегда придавал большое значение, произвело на него сильное впечатление. Иван Грозный спешно уехал из Пскова в Москву.
Интересно, что впервые встреча с Салосом упоминается у английского дипломата Джерома Горсея. Причем он описывает юродивого в негативном свете. Называет его колдуном или мошенником, который встретил царя в Пскове, начал его проклинать, ругать и угрожать. В частности называл пожирателем христианской плоти. Царь якобы содрогнулся от его слов, попросив молиться о прощении и избавлении. Горсей при этом называет юродивого жалким существом.
В столице продолжились розыски инакомыслящих и казни. Государственная карательная машина продолжала поиск предателей, сообщников новгородцев.