Небулярная оппозиция (также бинарная система) — это пара связанных между собой терминов или понятий, которые имеют противоположное значение. Это система, с помощью которой язык и мышление, две теоретические противоположности, строго определены и противопоставляются друг другу. Это контраст между двумя взаимоисключающими терминами, такими как включение и выключение, вверх и вниз, влево и вправо. Значение словосочетания "бинарная оппозиция" обозначает важную концепцию структурализма, которая провозглашает различия фундаментальными для всего языка и мышления. В структурализме она рассматривается как фундаментальный организатор человеческой философии, культуры и языка.
Вам будет интересно:Восточно-Европейский лицей Саратова: адрес, отзывы, фото
Зарождение
Бинарная оппозиция зародилась в теории структурализма Соссюра. По словам Фердинанда де Соссюра, оппозиция — это средство, с помощью которого единицы языка имеют значение. Каждая единица определяется при соприкосновении с другим термином, как в двоичном коде. Это не противоречивое отношение, а структурное, дополняющее. Соссюр продемонстрировал, что суть знака происходит от его контекста (синтагматического измерения) и группы (парадигмы), к которой он принадлежит. Примером этого является то, что нельзя постичь «добро», если мы не понимаем «зло».
Роли
Вам будет интересно:Площадь поверхности прямой призмы: формулы и пример задачи
Как правило, одна из двух противоположностей берет на себя роль доминирования над другой. Категоризация бинарных оппозиций является «часто ценностной и этноцентричной» с иллюзорным порядком и поверхностным значением. Кроме того, Питер Фурье обнаружил, что оппозиции имеют более глубокий или второй уровень двоичных файлов, которые помогают усилить смысл. Например, понятия герой и злодей включают вторичные двоичные файлы: хороший / плохой, красивый / некрасивый, понравившийся / не понравившийся и т. д.
Примеры
Классическим примером бинарной оппозиции является дихотомия присутствия-отсутствия. В большей части западной мысли, включая структурализм, различие между присутствием и отсутствием, рассматриваемое как полярные противоположности, является фундаментальным элементом мышления во многих культурах. Кроме того, согласно постструктуралистской критике, присутствие занимает доминирующее положение в западной мысли над отсутствием, потому что отсутствие традиционно рассматривается как то, что вы получаете, когда убираете присутствие. Если бы отсутствие было доминирующим, присутствие могло бы наиболее естественно рассматриваться как то, что вы получаете, когда убираете отсутствие.
Вам будет интересно:Цитаты про баскетбол со смыслом
Примеры
По словам Нассера Малеки, есть еще один пример этого явления, когда люди ценят одну часть бинарной оппозиции над другой. Мы, живя в определенной культуре, думаем и действуем аналогично в ситуациях, когда мы хотим выделить одну из концепций в оппозициях или в поисках истины или центра. Например, мы даем преимущество жизни, а не смерти. Это говорит о том, что культурная среда, частью которой является читатель, может повлиять на интерпретацию произведения литературы. Только одна концепция из бинарной оппозиции готова быть привилегированной, а другая обычно откладывается как имеющая приоритет. Это убеждение о том, что существует конечная реальность или центр истины. Оно может служить основой для всех наших мыслей и действий. Это может означать, что читатели могут неосознанно принять одну концепцию бинарной оппозиции. Деррида прослеживает эту реакцию как культурный феномен.
Деррида
Согласно Жаку Дерриде, значение на Западе определяется в терминах бинарных оппозиций, «насильственной иерархии», где «один из двух терминов управляет другим». Внутри оппозиции в Соединенных Штатах афроамериканец определяется как обесцененный другой.
Примером бинарной оппозиции является дихотомия "мужчина-женщина". Постструктуралистская точка зрения заключается в том, что в соответствии с традиционной западной мыслью мужчина может рассматриваться как доминирующий над женщиной, потому что мужчина — это наличие фаллоса, а влагалище — отсутствие или потеря. Джон Сирл предположил, что концепция бинарных оппозиций, как ее преподают и практикуют постмодернисты и постструктуралисты, является ложной и не имеет строгости.
В политике
Политическая (а не аналитическая или концептуальная) критика бинарных оппозиций является важной частью феминизма третьей волны, постколониализма, постанархизма и теории критической расы. Утверждается, что воспринимаемая бинарная дихотомия между мужчиной / женщиной, цивилизованными / нецивилизованными, белыми / черными увековечила и узаконила западные силовые структуры в пользу "цивилизованных белых людей". За последние пятнадцать лет для многих социальных и исторических анализов стало обычным рассматривать переменные пола, классы сексуальности, расы и этнической принадлежности. Внутри каждой из этих категорий обычно существует неравная противоположность.
Постструктурная критика бинарных оппозиций — это не просто изменение оппозиции, но ее деконструкция, которая описывается как аполитичная, то есть, по сути, не предпочтение одной противоположности. Деконструкция — это «событие» или «момент», когда считается, что любая оппозиция противоречит самой себе и подрывает свою собственную власть.
Деконструкция предполагает, что все бинарные оппозиции необходимо анализировать и критиковать во всех проявлениях; функция как логических, так и аксиологических оппозиций должна быть изучена во всех дискурсах, которые дают значение и ценности. Но деконструкция раскрывает не только то, как работают оппозиции и как создаются значения и ценности в нигилистической или циничной позиции, «тем самым предотвращая любые способы эффективного вмешательства на местах». Чтобы быть эффективной, деконструкция создает новые понятия или концепции не для того, чтобы синтезировать термины в оппозиции, а чтобы отметить их различие, неразрешимость и вечное взаимодействие.
Логоцентризм
Логоцентризм — это идея, связанная с бинарной оппозицией как структурной основой мифа, которая предполагает, что определенные аудитории предпочтут одну часть другой. Этот фаворитизм зависит от культурного фона читателей. Сильные патриархальные темы в «Женщинах и горшке», амхарской народной сказке могли бы стать одним из примеров логоцентризма. Это рассказывает историю двух женщин, которые расстроены из-за их уменьшенной роли в обществе и, следовательно, обращаются к своему королю за помощью. Он эффективно передает послание о том, что нельзя полагаться на то, что женщины играют более важную роль в обществе, что становится моралью сказки.
Прасад объясняет эту идею: «Логоцентрическая ценность проявляется в «Вечном знании», естественности мужского превосходства, которое передается через сказку. Скрытая априорная бинарная оппозиция «Мужчина над женщиной». Прасад говорит, что культурное наследие аудитории влияет на их бессознательное предпочтение одной части этого понятия. «Посредством изучения избранных эфиопских народных сказок в статье раскрывается присутствие логоцентризма и априорной бинарной оппозиции в современном массовом сознании, работающей в эфиопских народных сказках. Эти два элемента пытаются поддержать и подтвердить подчиненное положение женщин в обществе».
В литературе
Бинарная оппозиция в языке и речи так же глубоко укоренилась в литературе, как язык, а парные противоположности опираются на связь со смежными словами внутри парадигматической цепочки. Если одна из парных противоположностей будет удалена, то точное значение другой будет изменено. Кроме того, оппозиция была исследована в детской литературе. Обнаружилось, что авторы укрепляют западные образы и философии феминизма через иерархию. Западные авторы создавали представление незападных стран на основе колониального дискурса, используя бинарные оппозиции в гуманитарных исследованиях, чтобы классифицировать поведение людей в один или другой термин, а не в оба. Следовательно, незападная женщина была "противоположной" или "другой" женщиной.
В лексической семантике противоположности — это слова, лежащие в несовместимых по своей природе бинарных оппозициях (бинарной модели), подобно противоположным парам: большой-маленький, длинный-короткий и предшествующий-следовать. Понятие несовместимости здесь относится к тому факту, что одно слово в противоположной паре означает, что оно не является членом другой пары. Например, что-то длинное влечет за собой то, что оно не короткое. Это называется бинарным отношением, потому что в наборе противоположностей есть два члена. Отношения между противоположностями известны как оппозиция. Член пары противоположностей, как правило, может быть определен вопросом: что является противоположностью X?
Антонимы
Термин антоним (и связанная с ним антонимия) обычно понимается как синонимом противоположного, но антоним также имеет другие, более ограниченные значения. Градуированные (или градуируемые) антонимы — это пары слов, значения которых противоположны. Они лежат в непрерывном спектре (горячий, холодный). Дополнительные антонимы — это пары слов, значения которых противоположны, но не лежат в непрерывном спектре. Реляционные антонимы — это пары слов, где противоположность имеет смысл только в контексте отношений между двумя значениями (учитель, ученик). Эти более ограниченные значения могут не применяться во всех научных контекстах.
Антоним — это пара слов с противоположными значениями. Каждое слово в паре является противоположностью другого. Существует три категории антонимов, определяемых характером отношений между противоположными значениями. Когда два слова имеют определения, лежащие в непрерывном спектре значений, они представляют собой градиентные антонимы. Когда значения не лежат в непрерывном спектре и слова не имеют других лексических отношений, они являются дополнительными антонимами. Если два значения противоположны только в контексте их отношений, они представляют собой реляционные антонимы.