Статья
Метод восхождения от абстрактного к конкретному
0

Метод восхождения от абстрактного к конкретному

by admin08.11.2018

Восхождение от конкретного к абстрактному – подход, позволяющий абстрагироваться от частностей. Представляет собой теоретическое восхождение.

Восхождение от абстрактного к конкретному – восстановление взаимосвязей предмета, рассматриваемого абстрактно. Подход является воплощением эмпирического восхождения.

Объекты и абстракции

Аристотель говорил:

В науке существует только общее, а в существовании – только единичное.

Конкретное касается единичных ситуаций, особенностей определенного объекта. Конкретное представляет собой объективную реальность.

Научные знания отражают всеобщие закономерности, общие признаки. Абстрактное отражает идею объекта, которая обладает его наиболее существенными признаками. Абстракция – это упрощенная реальность или, если обратиться к определению А. Конт-Спонвиля:

…это понятие, соответствующее своему объекту лишь при условии отказа вместить его целиком.

А. Конт-Спонвиль пишет, что, например, цвет является абстракцией, когда рассматривается независимо от предмета, окрашенного в этот цвет. Чистого цвета, который не принадлежит предмету, в жизни человека не существует.

Те же соображения касаются формы. Человек может воспринять форму только как форму чего-то, какой-то материи. Абстракция позволяет говорить о форме вообще.

Формы объектов

Конкретное и абстрактное как этапы познания

Восхождение от конкретного к абстрактному подразумевает упрощение объективной реальности, учет в объекте только значимых, существенных свойств. Абстрактное является признаком предмета, вырванного из контекста, из его актуального развития.

В контексте научного подхода абстрактное – это объект в отрыве от своих связей с реальным миром и другими его объектами. Поэтому после того, как абстракции созданы, необходимо отразить объективную действительность предмета уже в системе множества абстрактных понятий.

Связывание абстрактного объекта с другими объектами приводит к созданию аналога реального мира с помощью отработанной теории. К теоретическому воспроизведению единства признаков объекта. Именно это подразумевается под переходом от абстрактного к конкретному. В словаре Г. Г. Кириленко подчеркнуто, что научная теория – это воплощение высшей формы конкретного.

От звезд к точкам

В. И. Ленин:

Отойти, чтобы вернее попасть.

Восхождение от конкретного к абстрактному – это процесс абстрагирования. Схоласты полагали, что абстракции могут помочь прийти к пониманию всеобщего.

Теорию абстракций особым значением наделил Дж. Локк, и хотя ее критиковали и эмпирики, и рационалисты, она до сих пор популярна у представителей точных наук. Некоторые математики особо подчеркивали сугубо абстрактную природу математических объектов.

Математические абстракции

Суть теории абстракций

Восхождение от конкретного к абстрактному – это метод, который позволяет отбросить сложность явлений, сосредоточившись на их сути. Он подразумевает отказ от признаков объекта, которые были определены как несущественные.

Абстракция дает возможность рассмотреть подробно признаки объекта, не отвлекаясь на всю информацию об объекте в целом. К абстрагированию может добавляться идеализация, при которой выделенные существенные признаки теряют некоторые реалистичные черты.

Восхождение от конкретного к абстрактному и идеализация призваны упростить процесс анализа объекта. Дж. Локк и К. Маркс полагали, что именно абстракции и идеализации лежат в основе научного открытия.

Идеализация и моделирование

Использование

Возможность заострить внимание на существенных деталях обуславливает применение абстрагирования в научной деятельности:

  • формирование и усвоение новых понятий (в понятиях объединяются целые классы объектов, имеющие некоторые сходные признаки);
  • создание моделей объектов и ситуаций.

Восхождение от конкретного к абстрактному может быть использовано в двух вариациях: выделение и анализ некоторых сторон явления; рассмотрение свойства явления как самого по себе отдельного явления. Среди результатов абстрагирования — общие имена и понятия: дерево, тяжесть, звук, цвет и т. д.

От первого уровня абстракций благодаря абстрагированию переходят к более высоким уровням: дуб – дерево – растение. И на каждом уровне абстракции могут использоваться как модели.

Дерево как абстракция

Плюсы

Преимущества метода заключаются в следующих возможностях:

  • исследователь может сфокусироваться на ограниченном числе свойств и связей, выделенных из бесчисленного числа признаков объекта;
  • исследователь не ограничен реальными условиями (человеческими возможностями, ограничениями времени и пространства) при изучении абстрактной модели.

Абстракции удобны, полезны, всеобщи. Они делают процесс вывода теорий и процесс их доказательства конечным. Они позволяют исследователю проводить мысленные эксперименты. Но вместе с инструментами для выведения истины абстрагирование вносит и смуту в науку. Одна из самых главных причин рождения спекулятивных суждений коренится именно в использовании абстракций.

Упрощение и наука

Минусы

Проблемы абстрагирования:

  • Существенные признаки отбираются на основе каких-то предположений, которые могут быть неверны, а значит, и анализ абстракции даст ложную идею.
  • Превращение локальных абстракций в фундаментальные основы. Так, абстракции высоких уровней (которые очень сильно удалены от действительности, которые лишились в процессе восхождения от конкретного к абстрактному многих неотторжимых от реального объекта обсуждения свойств) начинают приравниваться к свойствам вещи реального мира.

Последнюю проблему А. С. Лебедев называет «проблемой отношения вещи и ее свойств». Он указывает на сложность разрешения этой проблемы ввиду относительности статуса абстракций (насколько они отражают реальные свойства и особенности вещи, насколько они значимы в рассуждении).

Четкое различение уровня абстракции, как показал Б. Рассел, позволяет избежать парадоксов (например, парадокса лжеца). А. С. Лебедев подчеркивает, что проблема смешения уровней абстракций приводила часто к неверным воззрениям (иррационализм, релятивизм, технократизм). Как только свойства объекта начинают восприниматься как первичные факты реальности – открывается возможность ошибок и спекулятивных утверждений.

Парадокс лжеца

От точек до звезд из точек

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному подразумевает полный круг в познании: от конкретных объектов реальности человек формирует абстракции в разуме, а затем абстракциям возвращает конкретность (возвращает им реалистичность, связи с объектами, явлениями, свойствами). Именно так аналоги объектов реальности оказываются в уме человека.

Интервал применимости абстракций таким образом может быть расширен. А. С. Лебедев относит метод восхождения от абстрактного к конкретному к методам теоретического познания, а точнее, к методам теоретического построения и обоснования научных теорий.

Изначально метод разрабатывался Г. Гегелем для построения своей философии. Он рассматривал процесс восхождения как живое существо, осуществляющее себя в развитии мирового духа. Побуждающей силой перехода от абстрактного к конкретному, по Гегелю, являлись противоречия в объекте.

Реализация метода восхождения от абстрактного к конкретному наиболее полно была произведена в фундаментальном труде К. Маркса. Уже отталкиваясь от него, многие советские ученые использовали аналог подхода – диалектический метод.

Суть подхода

Маркс утверждал, что метод восхождения от абстрактного к конкретному – единственно-возможный путь для решения задач теоретического познания. Уходя от непосредственного восприятия, человек приходит к схематическому представлению реальности, и только благодаря конкретизации, объединению отдельных аспектов в целое происходит настоящее познание реальности.

На уровне абстрактного знания были выявлены идеи и сформулированы суждения, восхождение к конкретному позволяет обогатить их реальным материалом. Вместо схематичной угловатой системы, получается живой организм, существующий в уме, являющийся аналогом объекта реальности.

Компьютерная модель

Ключевые черты и проблемы

В. Канке описывая подход, выделяет восемь ключевых положений для метода:

  • материя первична;
  • сознание – отображение материи;
  • теория – восхождение от абстрактного к конкретному, до которого происходит абстрагирование;
  • абстрактное есть массовое;
  • конкретное и абстрактное воплощение борьбы противоположностей;
  • количество переходит в качество;
  • спиральное развитие, когда снятое возвращается измененным;
  • истина проверяется практикой.

В связи с этими положениями В. Канке поднимает вопрос, насколько они находят отражение в каждой науке. Как можно говорить о том, что для математики критерием истинности может выступить практика? Формально-логические противоречия должны отсутствовать в теории и с позиции диалектического метода. Но существуют ли диалектические противоречия?

Другие ученые рассматривают метод как конкретизацию и дифференциацию, считая, что он не сводится к следованию от частного к общему или дедуктивному методу. В основном несводимость ни к какому другому методу объясняется тем, что восхождение от конкретного к абстрактному должно проходить постоянно по мере изучения объекта. Это не единичный акт, когда абстракции полностью созданы и синтезируются в новое более конкретное знание. Так сказать можно, но лишь очень упрощая существо метода.

Применение

Судить о том, насколько знание абстрактно, можно лишь в сравнении. Восхождение от абстрактного к конкретному производится постоянно, если объект изучения достаточно сложен. Большая часть процессов живой природы и социума являются чрезвычайно сложными.

Пример восхождения от абстрактного к конкретному – уравнения для газов Клапейрона и Ван-дер-Ваальса. В первом не учитывается такая характеристика реальных газов, как взаимодействие молекул между собой. При этом первое уравнение может отлично отражать состояние газа, но в более ограниченных условиях.

Другим примером метода восхождения от абстрактного к конкретному является постепенное усвоение понятий при обучении. Ученые, используя метод, выделяют и исследуют объект/явление в отрыве от его связей; конкретизируют объект исследования с учетом результатов предшествующего анализа.

Метод применяется исключительно для изучения целого. Каким образом учитываются связи объекта/явления с другими объектами и в какой последовательности, зависит от специфики самого объекта.

Благодаря применению метода происходит постепенный переход к более содержательному теоретическому знанию, которое полнее воспроизводит объективную реальность.

Как делает мозг

Любые объекты, которые может помыслить человек, на самом деле тоже прошли абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному. Когда человек сталкивается с предметом в реальности, в его мозге создается код объекта – это абстракция от объекта. Этот код регистрирует особенности объекта, но объект совсем не то, что мы видим.

Объект – это какая-то каша из атомов и пустоты. Изначально инструменты для познания мира, встроенные в человека (глаза, уши и т. д.), отбирают и кодируют информацию уже упрощенно, отбрасывая множество подробностей.

Когда информация об объекте находится в мозге, для того, чтобы представить объект, понадобится декодировать информацию – перейти от абстракции к конкретному образу. Восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот — два этапа по кодированию и восстановлению воспринятого объекта в уме в виде образа.

Реальность, мозг, картинка

Резюме

В науке осуществляется постоянный переход от изучения конкретных объектов в действительности к созданию конкретных объектов в познании. Одним из этапов такого перехода по необходимости выступает абстрагирование – как инструмент по вычленению кирпичиков, из которых можно сложить интеллектуальный аналог объекта реального мира.

Применимость абстракции (или собрания абстракций – концепции) крайне ограничена. Это объясняется существованием у любого объекта огромного количества связей, отношений и свойств, которые не могут быть отражены в абстракции в полной мере.

Понятия потому и обретают определенность и законченность, что не учитывают всех нюансов. Так что понятия, концепции, теории нельзя без оглядки применять к реальности. Как пишет А. С. Лебедев, эта ограниченность применимости привела к введению в методологии «интервала абстракции». Но даже в соответствующем интервале, отмечает ученый, невозможно говорить о том, что какая-то теория описывает свой объект полностью. Именно поэтому периодическое возвращение абстракциям объемного содержания объектов действительности, восстановление связей и отношений позволяют избежать многих ошибок в выводах.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *