Статья
Культура речи педагога: требования и развитие профессиональной деятельности
0

Культура речи педагога: требования и развитие профессиональной деятельности

by admin29.11.2018

Культура речи человека говорит об эрудиции, воспитании, интеллекте. Хорошее владение словом позволяет расти по карьерной лестнице, быть душой компании и находить взаимопонимание с людьми. Культура речи педагога — важное качество в профессиональной деятельности.

Что такое культура речи

Под культурой понимают владение устной и письменной речью. Развитие культуры речи педагога, помимо языковых норм, включает в себя ненормативное речевое поведение, использование жаргонизмов или неприятных неологизмов. При этом выявляют низкую культуру.

речь педагога

Нормы языка постепенно меняются, добавляются новые слова, которые ранее были непонятными. Культура и отношение меняется под влиянием СМИ, общества, медийных личностей.

Культура речи педагога не должна искажаться под влиянием современных реалий. Этому уделяется большое внимание во время обучения профессии. Человек, работающий с детьми, должен познакомиться с нормами литературного языка, ораторскими приемами. Уметь находить общий язык с коллективом и детьми.

Аспекты профессионального языка педагога

Культура профессиональной речи педагога строится на трех аспектах:

  • нормативном;
  • коммуникативном;
  • этическом.

Нормативный предполагает знакомство с литературными нормами русского языка. Важно грамотно применять их при разговоре. Преподаватель — человек, которому необходимо наладить контакт с обучающимися, иногда с их родителями. Знание нормативного аспекта не решает эту проблему. При общении требуется учесть возраст, настроение, интересы собеседника. Правильно подобранные слова, употребление языковых средств называются коммуникативными аспектами.

Этический аспект включает в себя соблюдение правил поведения, уважение к слушателю, тактичность, доброжелательность и деликатность при общении. Соблюдение этикета позволяет определить уровень воспитанности человека.

культура речи педагога

Определение трех компонентов культуры речи педагога и умение воспользоваться ими при разговоре позволяют наладить контакт при общении с другими людьми. Под культурой понимают знания и навыки, которыми человек пользуется при коммуникации с окружающими.

Уровни культуры

Определяют два уровня культуры речи:

  • базовый — человек владеет нормами языка, не допускает грубых ошибок, правильно ставит ударение, склоняет слова;
  • высший — умение использовать выразительные слова и обороты при разговоре, вывести общение к поставленной цели.

Требования к культуре речи педагога довольно высокие. Помимо правильно построенных предложений, преподаватель должен обладать большим словарным запасом. Для развития лексических знаний необходимо много читать произведения различных форматов. Важно выделять новые слова, интересные обороты и использовать их в дальнейшем. Для этого требуется постоянная тренировка устной и письменной речи.

Общение с разными людьми позволяет включаться в интересные темы для беседы. Необходимо поддерживать культуру речи, быть внимательным и вежливым к собеседнику, разговаривать на любую тему. Высокая культура языка делает общение легким и непринужденным. Правильно построенные фразы помогают высказать свое мнение, не задев чувства собеседника.

В основе культурной речи лежит духовная основа предков, которые создали язык и заложили в него особое звучание. Но богатство слов появилось благодаря традициям народов, которым оно принадлежит.

Красивые, правильно подобранные слова оказывают значительное влияние на обучающихся. Поэтому культура речи педагога имеет столь важное значение для духовного обогащения учеников и нахождения с ними общего языка.

общение воспитателя

Качество речи

Под уровнем речевой культуры понимают качество речи. Различают культуру личности и культуру общества. Культура речи в профессиональной деятельности педагога индивидуальна. Складывается из эрудиции человека и умения перевести знания в слова. Правильное пользование языком говорит о чувстве стиля и вкуса.

На речь оказывает влияние общество. Преподаватель собирает, запоминает и применяет в разговоре лучшие образцы речевых оборотов. Знания черпают из классических и современных произведений, которые соответствуют нормам литературного языка.

Культура речи педагогов, ее элементы складываются из составляющих: речевого этикета, норм языка, стандартов, стиля, видов и форм речи. Успешное владение всеми компонентами называется коммуникативной компетенцией.

Речь педагога

Культура речи педагога оценивается способностью воспринимать информацию и понимать собеседника. Необходимо правильно выбирать отношение к собеседнику и действовать согласно ситуации.

Специфической особенностью работы учителя и воспитателя является ежедневное общение с большим количеством людей. Возраст собеседников может быть различным. Задача учителя сформировать личность подростка, помочь в трудных ситуациях. Интеллектуальное развитие и формирование правил поведения в обществе лежит на плечах педагога. Для реализации этого необходимо обладать знаниями психологии и навыками профессионального общения.

Речь — главное орудие для воздействие на обучающегося. Словом можно изменить мысли и действия человека. Чтобы донести информацию до собеседника, необходимо правильно пользоваться языковыми средствами, последовательно излагать мысли, предугадывать реакцию человека на слова, иметь хорошую память, вести себя вежливо, быть интеллектуально развитым и эрудированным.

Голос учителя должен быть развит. Хорошая дикция и артикуляция лежат в основе грамотной подачи информации. Использование синонимов улучшает качество речи. Интонация помогает передать настроение и отношение к ситуации. В разговоре педагога недопустимо использовать слова — паразиты, растягивать слова, добавлять неопределенные звуки. Произношение жаргонизмов, шаблонов ухудшают восприятие.

культура отношений

Требования к речи педагога

Речь педагога должна быть простой и ясной. Предложения — короткими и емкими. Следует исключить сложные для восприятия обороты, которые не несут смысла. Сказанное учителем должны понимать дети. Речь — соответствовать возрасту ребенка, его представлению об окружающем мире. При этом ребенок должен развиваться. От простых предложений, достаточных для малыша, педагог приходит к словам, которые воспринимает воспитанник подготовительной группы, а далее школьник.

Требование к культуре речи педагога предъявляются большие. Ученики, на основе высказываний учителя формируют представление о мире, получают навыки общения.

Опытный преподаватель должен быть знаком с приемами, воздействующими на ребенка. Уметь применять навыки с собеседником, независимо от возраста. Требования к культуре речи педагога:

  • Логичность. Педагог должен правильно строить предложение и передавать информацию. В дошкольном возрасте ребенок учится говорить, доносить мысль. Воспитатель оказывает существенное влияние на формирование речи ребенка. В школьный период следование логики помогает ученикам структурировать запас знаний и формировать словарный запас.
  • Точность. Использование двусмысленных предложений недопустимо. Информация не должна искажаться. Речь педагога должна быть лишена грамматических и смысловых ошибок.
  • Уместность. Хорошим качеством учителя является чувство такта. Слова должны соответствовать ситуации, формировать поведение учащихся.
  • Выразительность. Учитель, который умеет завлечь ребенка и удержать его внимание ценится детьми и родителями. Монолог без интонации воспитанники не услышат. Необходимо подчеркивать основные моменты при разговоре.
  • Богатство речи педагога формирует качественное общение учащихся.
  • Правильность. Предложения необходимо строить в соответствии с нормами языка.
  • Чистота. При общении с детьми недопустимо использовать слова-паразиты и жаргонизмы. Речь преподавателя должна быть лишена нелитературной лексики.
  • Умение педагога не только говорить, но и слышать ученика является залогом успешной работы с детьми.

    Формирование культуры будущих педагогов

    Развитие языковой культуры является основополагающим моментом при формировании личности ребенка. Образование в современном обществе перестает быть частью культуры. При обучении будущих педагогов много времени уделяется этому вопросу. Внутренняя культура человека формирует качественную речь.

    ораторское искусство

    Для педагогов характерно владение определенными речевыми жанрами, определение аудитории слушателей. Общение становится важным навыком во время работы педагога. Понятие «культура речи» и «правильность речи» не являются синонимами.

    Основной задачей учителя является воспитание культурного человека. Подрастающее поколение должно быстро мыслить, проявлять творческие способности. Умение найти общий язык с собеседником влияет на успехи педагога и коллектива в целом. Правильная речь педагога указывает на состояние современного образования.

    Основы техники и культуры речи педагога закладываются в процессе обучения. Работая по профессии, учитель нарабатывает навыки и совершенствует язык. На работников образования лежит ответственность за формирование культуры следующего поколения.

    При развитии коммуникативных навыков внимание уделяют следующим аспектам:

  • Умению принять правильное решение во время разговора. Быстро адаптироваться к имеющимся условиям.
  • Способности правильно строить разговор, согласно нормам общения. Избегать грубых ошибок.
  • Обеспечению обратной связи.
  • Управлению эмоциями.
  • Умению стать инициатором общения.
  • Навыку правильного преподнесения информации.
  • Культура педагога-психолога

    Профессионализм педагога-психолога определяется в умении взаимодействовать с учениками и их родителями. Психолог должен обладать достаточной теоретической базой и практическими навыками. Культура речи педагога-психолога является важным элементом при общении с учащимися.

    Психолог обладает знаниями о возрасте обучаемых, подбирает понятные выражения и сопоставляет их со своими профессиональными характеристиками. Для улучшения культуры речи психолог может самостоятельно повышать знания и умения. Чтение художественной и профессиональной литературы позволяет включать в речь обороты, повышающие эффективность сказанного.

    Педагог-психолог должен корректировать речь и поведение исходя из соответствующей ситуации. Важным качеством профессии является способность гибко перестраивать разговор, используя практические методы для достижения результата с учащимися. При общении с родителями педагог-психолог проводит анализ и самоанализ. В дальнейшем совершенствуя навыки общения.

    речь психолога

    Формирование коммуникативно-речевой культуры

    Для развития культуры речи у педагогов требуются знания общечеловеческой культуры, искусства. Взаимодействие педагога с учащимися зависит от культуры общения, саморазвития и самовоспитания. Формирование речи должно происходить по определенным правилам. При их отсутствии проявляется авторитарный стиль поведения, конфликты и напряжение между учеником и педагогом.

    Для развития коммуникативных навыков преподавателю следует совершенствовать следующие навыки:

    • умение слушать;
    • дикцию;
    • выразительность;
    • общительность;
    • открытость.

    Стремление к контакту с людьми, умение сопереживать — качества, необходимые педагогу. При этом существуют характеристики, которые мешают наладить контакт между педагогом и обучаемым:

    • нарушение дикции;
    • монотонность при разговоре;
    • неумение слушать, погруженность в себя;
    • замкнутость;
    • отсутствие желания общаться.

    Педагогу приходится общаться долго и часто. При отсутствии желания идти на контакт педагог быстро устает, становится раздражительным, что отрицательно сказывается на учащихся.

    педагог психолог

    Речевые проблемы современных педагогов

    Активное развитие культуры речи во время обучения происходило у учителей, которые на данный момент имеют приличный стаж. Современное образование уделяет меньшее значение совершенствованию культуры речи педагогов. Выпускники вузов не учитывают разговорную ситуацию, не имеют чувство такта, добавляют жаргонизмы.

    Требования к культуре речи современного педагога возрастают, а на пороге учебных заведения появляются специалисты с низким уровнем речевого образования. Происходит такое противоречие по нескольким причинам:

    • излишнее заимствование иностранных слов;
    • обилие разговорной лексики;
    • обесценивание русского языка;
    • снижение интереса к чтению;
    • невысокий уровень речевой культуры в обществе.

    Российские учебные заведения уделяют недостаточно времени обучению коммуникативным навыкам. Общение происходит стихийно. Педагоги совершенствуют природные задатки. При неумении легко и свободно начать разговор молодые преподаватели замыкаются в себе. Это негативно сказывается на обучаемых, не позволяет раскрыть способности. Педагог — профессия, требующая высокой речевой активности.

    Источник

    About The Author
    admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *