04-12-2018 02:15

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков у школьников

Формирование общеучебных умений и навыков в современном обществе является актуальным вопросом. Причина в повышении требований со стороны общества к подготовке современного человека. Ребенок тратит огромное количество своего времени на подготовку домашнего задания.

формирование общеучебных умений и навыков

Задача школы

В настоящее время перед образовательными организациями поставлена задача - формирование общеучебных умений и навыков учащихся. Педагог не просто передает детям научные знания о современной действительности, а учит их самостоятельно добывать знания. В рамках новых образовательных стандартов для каждого ребенка выстраивается собственная (индивидуальная) траектория развития. Учитель только контролирует сформированность общеучебных умений и навыков, в случае необходимости корректирует саморазвитие школьника.

Что такое лакмус и чем он полезенВам будет интересно:Что такое лакмус и чем он полезен

способы развития детей

Способы решения проблемы

Формирование общеучебных умений и навыков – это вечная проблема педагогики. Успешность ее разрешения напрямую зависит от профессионального уровня педагога, мотивации самого ребенка, а также от материально-технической базы образовательной организации.

Развертка усеченного конуса. Формула площади и пример решения задачиВам будет интересно:Развертка усеченного конуса. Формула площади и пример решения задачи

В настоящее время учебная деятельность включает в себя постановку задач, подбор действий, оценку, контроль, рефлексию. В наше время оценке подлежат не столько сами знания, сколько инструменты, средства самостоятельного получения новых знаний, вне зависимости от предметной области.

сформированность общеучебных умений и навыков

Историческая справка

Развитие общеучебных умений и навыков, разработка эффективных методик для их формирования — эти вопросы в своих трудах рассматривали многие исследователи. В частности, С. Г. Воровщиков, А. А. Бобров, Ю. К. Бабанский, Е. В. Ковалева сделали вывод о взаимосвязи разнообразных видов общеучебных навыков и умений. Ими была установлена связь ЗУН с уровнем развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста.

Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачиВам будет интересно:Технология исследовательской деятельности: понятие, внедрение нового, разработка проектов, цели и задачи

На основе исследований, проводимых педагогами и психологами, были созданы специальные методики, позволяющие выявлять и развивать способности у детей разного школьного возраста.

Общеучебные умения и навыки освещали в своих работах авторы многих инновационных педагогических методик, предназначенных для раннего выявления и развития одаренных детей: В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков. Вопросам, касающимся особенностей мотивации первоклассников, посвящены работы Л. С. Выготского, А. З. Зака, Е. В. Козловой.

Несмотря на то, что общеучебные умения и навыки рассматривались лучшими педагогами страны, и в настоящее время учителя и психологи ищут оптимальные способы для развития УУН обучающихся. Появляются новые методики, приемы, целью которых является повышение мотивации подрастающего поколения к самообразованию.

формирование индивидуальности каждого ребенка

Сущность ЗУН

Общеучебные умения и навыки — это практические действия, которыми овладеют школьники на основе теоретических знаний, полученных в рамках учебного (внеурочного) процесса. Психологи объясняют навыки как «автоматические действия, которые вырабатываются в рамках обучения». Для умений и навыков общим признаком является готовность ребенка применять полученные знания для решения конкретных социальных проблем, появляющихся в повседневной жизни.

Умения можно сформировать посредством упражнений. Они не являются автоматическими, предполагают осознанный поиск решения проблемы.

Навыки — это результат многократных повторений конкретных действий в схожих условиях. Они предполагают автоматические действия, совершаемые на подсознательном уровне.

специфика методов формирования УУН

Первая ступень обучения

Общеучебные умения и навыки являются приоритетными в начальной школе. Именно от качества информированности УУН на первой ступени обучения напрямую зависит последующая успешность ребенка. В настоящее время общеучебные умения и навыки школьников выделены в начальной школе в отдельный блок. После введения ФГОС в российские школы УУН стали одним из разделов требований, созданных к уровню подготовки учеников начальной школы.

Справиться с задачей, поставленной перед педагогами начальной школы, можно только при использовании личностно-ориентированного подхода.

Как найти объем правильной шестиугольной призмы (формула)Вам будет интересно:Как найти объем правильной шестиугольной призмы (формула)

Универсальные общеучебные умения и навыки — это способы добычи и использования школьниками знаний. В отличие от предметных ЗУН, которые специфичны для каждой предметной области, УУН едины для любой дисциплины.

как развить УУН

Классификация общеучебных навыков и умений

В настоящее время выделяют четыре типа:

  • учебно-организационные;
  • учебно-интеллектуальные;
  • учебно-информационные;
  • учебно-коммуникативные.

Рассмотрим каждый тип более подробно, выявим отличительные характеристики.

Учебно-организационные умения

Сложно рассчитывать на высокие результаты в учебном процессе без умения организовывать свою школьную деятельность. Эти общеучебные умения и навыки учащихся позволяют ребенку совершать следующие действия:

  • организовывать работу;
  • регулировать и анализировать свое обучение;
  • вести контроль за выполнением поставленной задачи.

Среди таких навыков необходимо отметить организацию рабочего места, планирование текущей работы, нацеливание на выполнение конкретной задачи, ведение самоконтроля и самоанализа, сотрудничество с одноклассниками. Эти навыки позволят ребятам быть успешными после завершения обучения в образовательной организации.

В начальной школе ребенок должен научиться следующим действиям:

  • определять индивидуальные и коллективные учебные задачи;
  • выбирать оптимальный алгоритм для выполнения конкретного задания;
  • сравнивать полученные результаты с целью;
  • владеть разными формами самоконтроля;
  • оценивать свою учебную деятельность, а также работу одноклассников;
  • выявлять недостатки своей работы, устанавливать их причины;
  • ставить перед собой задачи по самообразованию.

Логические умения

Они формируются благодаря личному опыту ребенка. Именно поэтому так важно разностороннее развитие школьников, мотивация их творческой активности с первого класса.

Общеучебные и специальные умения и навыки должны быть сформированы именно на первой ступени обучения. Чтение, слушание, наблюдение — это умения, которые направлены на ориентацию ребенка в учебном процессе, осознание им определенного материала.

Логическое мышление позволяет ребенку переносить теоретический материал на конкретные ситуации. Учебно-интеллектуальные общеучебные навыки и умения:

  • определение объектов синтеза и анализа;
  • установка признаков объекта;
  • выявление соотношения отдельных компонентов объекта;
  • осуществление различных видов сравнения;
  • формирование причинно-следственных связей;
  • оперирование суждениями;
  • использование компонентов доказательств;
  • выбор проблемы и выявление способов решения.

Степень интеллектуального развития учеников начальной школы характеризуется сформированностью следующих умений:

  • сравнивать явления, факты, объекты;
  • классифицировать теоретический материал;
  • обобщать;
  • абстрагировать;
  • выделять основную мысль;
  • выделять аналогии, причинно-следственные связи;
  • применять исследовательские умения (выдвигать гипотезу, подбирать методы, ставить задачи, решать их, делать выводы).

общеучебные и специальные умения и навыки

Учебно-информационные навыки и умения

Они гарантируют школьнику поиск, переработку, применение информации для успешного решения учебной задачи. Среди них выделяют следующее:

  • работа с разделами учебника;
  • применение дополнительной и справочной литературы;
  • правильное применение различных литературных стилей;
  • подбор и компоновка материала по конкретной теме;
  • владение различными формами рассказа;
  • составление тезисов, конспектирование материала;
  • рецензирование;
  • владение разными видами комментариев;
  • продумывание реферата;
  • применение наблюдения;
  • описание анализируемого объекта;
  • моделирование.

Учебно-коммуникативные навыки и умения

Они дают школьнику возможность сотрудничать со сверстниками, взрослыми людьми, вести совместные проекты. Среди подобных навыков выделяют такие:

  • умение слушать других людей;
  • владение основными приемами риторики;
  • владение навыками публичного выступления;
  • культура речи;
  • умение вести дискуссию.

Формирование УУН

Для этого процесса необходим целый комплекс психолого-педагогических условий:

  • положительная мотивация;
  • учет индивидуальных и психологических особенностей;
  • самостоятельная познавательная деятельность;
  • заинтересованность педагога.

Основным условием формирования успешного выпускника современной школы является создание положительной мотивации к саморазвитию и самообучению. Только в том случае, когда сам ребенок, его учитель, родители работают в одной «команде», можно вести речь о достижении желаемого результата — саморазвитии школьника.

В рамках новых государственных стандартов проектная и исследовательская деятельность стала обязательным условием во всех учебных дисциплинах, на всех ступенях обучения.

Для реализации задач, поставленных современным обществом перед образовательными учреждениями, важно учитывать интеллектуальные и психологические особенности обучаемых. Состояние нервной системы, утомляемость, самостоятельность — все эти качества должны быть учтены педагогом при подборе учебного материала.

Важна и самостоятельная познавательная активность школьников. Она строится на основе следующих элементов: создания побуждающих мотивов, постановки цели и основных задач, планирования, консультирования, формирования инструментария (руководства, рекомендаций, программы, дидактического пособия), системы контроля результатов.

Основой для формирования стремления ребенка к получению новых знаний является личность учителя, его отношение к своему предмету, желание увлечь им воспитанников.

Именно поэтому в рамках обновления содержания отечественного образования отдельное внимание уделяется профессиональному росту педагога, владению им инновационными приемами и методами обучения и воспитания.

Система непрерывного повышения квалификации (обучение на курсах, семинарах, участие в профессиональных конкурсах), обмен опытом с коллегами в рамках предметных методических заседаний - это основные способы саморазвития учительского состава отечественных школ.

Подведем итоги

Формирование общеучебных навыков и умений является важнейшей педагогической задачей. Важна целенаправленная, специальная работа в данном направлении. В ходе учебной деятельности ребенок перерабатывает и трансформирует те варианты учебной деятельности, которые ему предлагает учитель.

Задачей наставника является контроль подобной деятельности, выстраивание для каждого ученика индивидуальной образовательной траектории. Применение навыков, умений, знаний, которые ребята получают в школе, в повседневной жизни — это возможность самоутверждения, осознания значимости дополнительной подготовки.

В каждой учебной дисциплине существуют специфические (предметные) ЗУН, освоение которых позволяет обучающимся справляться с требованиями, разработанными для каждого учебного предмета.



Источник