История педагогики как науки кратко рассматривается во многих образовательных гуманитарных программах. С ней можно ознакомиться самостоятельно, изучив тематические издания, учебники, статьи. Тема довольно интересная, ведь педагогика зародилась в античные времена и с тех пор активно совершенствуется, хотя путь развития довольно неровный. Рассмотрим, о чем идет речь и что это за дисциплина.
Как все начиналось
Как считают знатоки этого вопроса, довольно сложно сформулировать все важные положения и этапы истории педагогики как науки кратко, слишком уж долго существует это направление. И слишком оно важно для человеческого общества. Деятельность, посвященная воспитанию подрастающих поколений, контролируется условиями социума, совершенствуется, меняется. Дородовое сообщество и родовой строй предполагали передачу младшим морального и материального опыта через труд и взаимодействие со старшими.
Вам будет интересно:Что такое «сижки», откуда появились и где используются?
В тот период опыт был ключевым и основным путем передачи сведений, при этом отличался простотой. Соответственно, не было особенной нужды выделять воспитательную работу в специализированную сферу, которую следовало бы доверять профессионалу. Ни особенных учреждений, ни лиц, ответственных за воспитание, в тот период не было.
Как можно узнать из изданий, описывающих историю педагогики и образования кратко, до наших дней дошли официальные источники, сообщающие о существовании древнеегипетской школы. Эти сведения, как считается, пришли к нам из глубины веков: школа существовала за два с половиной тысячелетия до начала текущей эпохи. Ответственность за обучение в первом образовательном учреждении возлагалась на жреческое сословие. В большинстве семей, впрочем, детей учили родители или иные родственники.
Вам будет интересно:Стерлитамакский политехнический колледж: адрес, специальности, условия поступления
Прогресс ситуации
Как рассказывают издания, посвященные изложению кратко истории педагогики и образования, после отхода от родового строя воспитание стало социальной функцией, получившей полную самостоятельность. В те времена уже сформировалась нужда в обобщении скопленного цивилизацией опыта в аспектах воспитания подрастающего поколения. Как известно современному человеку, еще Фалес в древности говорил о воспитательных аспектах. Довольно любопытны, и более того, применимы на практике и в настоящий день измышления, авторство которых, как считается, принадлежит Эпикуру, Сократу.
Не менее значимы размышления и труды Платона, Гераклита. Свою роль в становлении воспитания как науки сыграли Аристотель, Демокрит. Период развития древнегреческого общества – время, когда впервые появился термин «педагогика». Со временем именно он сохранился в истории как основное слово, отражающее воспитательную науку. В те же времена сформировались иные термины: гимназия, школа.
Если говорить кратко, история развития педагогики начинается с Сократа. Именно этот древнегреческий деятель почитается за родоначальника науки. До наших дней дошла информация о том, что он учил диалогу, полемике, ставил перед собой целью сформировать у аудитории способность мыслить, подчиняясь логике. Известно, что во время занятий философ провоцировал слушателей думать над спорным объектом так, чтобы они сами поняли абсурдность изначальной формулировки. Он лишь направлял аудиторию, дабы она сама достигала правильного исхода рассуждений. Этот метод даже назвали по имени древнегреческого мыслителя, он и сегодня известен как "сократовский". Подход базируется на вопросах и ответах, через которые реализуется обучение мыслить, подчиняясь логике.
Античность: развитие идеи
Вам будет интересно:Щепетильный вопрос — что это такое?
Если перечислять основные вехи истории развития педагогики кратко, после Сократа нужно отметить Платона и эпоху его активности. Этот философ стал основоположником новой школы, названной в его честь Платоновской академией. Основной идеей обучения было стремление к радости, получаемой от познания.
Далее появилась школа Аристотеля. Перипатетическое образование, реализуемое через нее, было направлено на дарование слушателям представления о культуре человека в целом. Именно Аристотель первым предложил говорить о периодах и возрастах, которым должно подчиняться воспитание слушателя. Он же считал, что воспитательная работа укрепляет государственный строй.
Известно, что Аристотель первым говорил о необходимости государственного контроля над образовательным процессом. Он продвигал идею необходимости получения равного воспитания каждым жителем державы.
Эпоха Возрождения
Этот этап даже в самой краткой истории педагогики рассматривается достаточно детально, поскольку сильно повлиял на науку и общество в целом, на восприятие необходимости воспитания и образования новых поколений. В период Возрождения педагогические мысли развивались очень активно, а деятели и мыслители, существовавшие в Европе в то время, создали немало прогрессивных учений.
Было выдвинуто много новых идей, довольно интересных и перспективных. Многие деятели той эпохи критиковали схоластику и выступали против зазубривания, столь часто используемого в образовательной системе. Тогда же активно велась работа в сфере гуманизации взаимоотношений с ребенком. Деятели педагогики продвигали идею освобождения личности от аскетизма, навязанного религиозными догматами.
Из краткой истории педагогики известно, что это явление стало отдельной, самостоятельной наукой в начале 17-го столетия. Ранее направление являлось лишь частью философского научного блока, но усилиями Бэкона получило автономность. В эпоху Возрождения в области педагогики работал Коменский – известный педагог из Чехии. Его труды закрепили статус самостоятельной науки.
Усилиями Коменского появилась специфическая педагогическая прогрессивная система, актуальная как в период активности этого ученого, так и в настоящее время. Основная методика, которую продвигал деятель, предполагала работу с детьми таким образом, чтобы им было интересно и радостно. Если ранее занятия строились так, что скорее отвращали подрастающее поколение от знаний, Коменский понял, что гораздо перспективнее будет работать, инициируя у детей радость в процессе обучения.
Продолжение работы
В краткой истории педагогики обычно следом за именем Коменского упоминают Локка. Он первый, как известно, предложил систему непрерывного обучения подрастающего поколения. Он считал, что нравственное совершенствование – исключительно важный образовательный аспект. Чтобы улучшить работу с детьми, он прибег к технологии наглядного обучения, став первопроходцем в этом направлении. Теории, идеи, выдвинутые и сформулированные чешским специалистом, полезны и по сей день.
Вам будет интересно:Единицы измерения крутящего момента двигателей
Новые веяния и предложения не остались без внимания общественности, и вскоре теории Коменского начали активно развиваться другими мыслителями и преподавателями, философами и психологами Западной Европы. Особенно значимыми считаются англичанин Локк и француз Руссо. До наших дней дошли исследования Герберта, Песталоцци, Дистервега.
Локк в частности говорил о воспитании и его основах в человеческой психологии. Им уделено немало внимания нравственному совершенствованию персоны. Локк считал, что ребенок не имеет врожденных качеств. В некоторой степени его можно сравнить с чистой доской.
Взгляды были разные
Руссо и его идеи занимают немалый блок в любом издании, материале, посвященном краткой истории педагогики. Этот мыслитель и философ не соглашался с Локком и считал ребенка совершенным от природы. Он рассматривал воспитание как работу, в ходе которой нужно помнить об интересах персоны и склонностях личности. Работа не должна вмешиваться в прогресс совершенной личности.
Задача взрослого, по мнению Руссо, заключается в предоставлении ребенку максимальной свободы. Такие размышления стали базисом формирования нового подхода в педагогической науке. Его назвали свободным воспитанием. Еще один термин, связанный с этой идеей, – педоцентризм.
Одна из основных работ Руссо, привлекающая внимание исследователей в настоящее время, издана под заголовком «Эмиль, или О воспитании». В этом труде Руссо подробно описал свои воззрения на педагогику. Тут раскритикован книжный образовательный подход, далекий от жизненных реалий. Если изучить даже кратко историю развития педагогики как науки, станет понятно, что первоначально образование было далеким от реальности, поэтому недостаточно эффективным, и именно Руссо дал новый толчок, вдохнул новые идеи в эту тему, предположив обучать подрастающее поколением тому, что интересно и привлекательно конкретной личности.
Это гарантирует активность обучаемого в рабочем процессе и заинтересованность в воспитании. Руссо предлагал доверять подрастающему поколению самовоспитание. Он считался одним из ключевых поборников идеи самостоятельного мышления и формирования такового у детей посредством активного образования и максимально очевидной связи обучения и реальности. Руссо говорил о важности личного жизненного опыта, а значит, трудового воспитания.
Швейцария: новые мысли
Песталоцци, известный швейцарский деятель, посвятивший себя проблемам воспитания и образования, также упоминается в любом издании и учебнике, рассказывающем, пусть и кратко, историю педагогики. Источники знаний по этой теме описывают Песталоцци как продолжателя идей Руссо, существенно развившего теорию великого француза. Швейцарец считал, что обучение преследует своей целью формирование человечности и гармоничной личности, направлено на развитие способностей конкретной персоны.
Современные деятели считают, что Песталоцци особенно ценен и уважаем, поскольку смог создать дидактику для начального образования, заложив основы этого направления. Он сформировал подходы к обучению речи, счету. Посредством его изысканий стали доступны более разнообразные элементарные сведения. Он включил в образовательную программу географию, геометрию, предложил занимать детей гимнастическими практиками, учить их петь и рисовать.
С XVIII столетия, исходя из уже накопленного к этому времени опыта, начали готовить учителей профессионально, специализированно, ориентируясь на выкладки и изречения, исследования, сделанные упомянутыми специалистами.
А что в нашей стране?
Если рассматривать кратко историю отечественной педагогики, следует обратиться к древнему периоду. Известно, что впервые школа появилась в 1030 году. Такое заведение создавалось для обучения трех сотен детей. Первая ответственная школа появилась в Новгороде. Спустя некоторое время Симеон Полоцкий, заинтересованный этим вопросом, проделал исключительно большую работу. В частности в 1664-м его усилиями в столице появилась языковая школа. Таковая существовала при Спасском монастыре.
Учреждение открыли для обучения детей греческому языку, славянской речи и латыни. Известно, что именно Полоцкий отвечал за обучение царских детей, включая Софью. Петр Великий воспитывался также под неусыпным бдительным оком этого известнейшего отечественного педагога, считавшего, что один из ключевых факторов совершенствования ребенка – родительский пример. К особенно важным явлениям он также относил среду, в которой ребенок живет, и педагогов, с которыми взаимодействует.
Если рассматривать применительно к нашей стране кратко историю возникновения педагогики, нельзя обойти вниманием работы Ломоносова. Он почитается как ученый, внесший едва ли не самый существенный вклад в эту область знаний. Именно он создал два основных учебника – по российской грамматике и посвященный риторике. Не менее существенными и важными были работы Новикова, ставившего перед собой целью формировать у детей уважение к труду, доброжелательное поведение и способность сострадать другим.
Времена и нужды
Издания, рассматривающие кратко историю возникновения педагогики как науки применительно к России, обязательно затрагивают уникальные опыты и эксперименты Толстого, проведенные им в собственном имении. Ясная Поляна – это название известно практически любому нашему соотечественнику. Именно тут великий гуманист организовал начальное образовательное учреждение для работы с детьми крестьян.
Он создал собственный необычный воспитательный и образовательный подход, который воплощал на практике. Основной задачей, которую ставил перед собой Толстой, было формирование и совершенствование самостоятельности детей, способных творить. Он стремился к реализации свободного воспитания. Именно Толстой написал «Азбуку», ставшую основным учебным пособием для начального школьного обучения.
Следующее важное имя, которое нужно вспомнить, говоря об истории педагогики и образования, – Ушинский. Его усилиями сформировалась уникальная единая система дидактики, чьей отличительной чертой стал комплексный подход к вопросу. Сердцем теории была демократизация обучения и необходимость народного воспитания. Он призывал рассматривать творческую силу народности и признавать право каждого на образование.
Основной целью, которую Ушинский формулировал применительно к воспитательному процессу, было создание полноценной и способной творить активной личности, готовой к труду. Последнее рассматривалось как наиболее высокий формат деятельности человека.
Советский период
Вам будет интересно:История французского языка: происхождение и отличительные особенности, интересные факты
Издания, посвященные описанию кратко истории новейшей педагогики, в общих чертах рассматривают период советской власти. В прошлом столетии педагогические идеи отличались специфическим динамическим развитием, обусловленным необычностью общественного строя. Школы того периода ориентировались на информационное образование. Задачей такового было выработать у аудитории полезные навыки, дать слушателям значимые умения и преподнести важные в реальной жизни знания.
Образование в союзной державе было средством решения социальных сложностей. Власти поставили перед собой целью обеспечить всем и каждому доступ к грамоте и научить всех жителей базам. Одной из государственных задач было повышение уровня образованности широких слоев населения. Общество нуждалось в высококвалифицированных специалистах, причем в равной степени в сфере культуры и производственной деятельности.
Для решения этой проблемы организовали многочисленные школы, направленные на исполнение социального заказа. Учреждения отвечали за создание специфического типажа. Обучение и воспитание четко подчинялись идеологии.
Новейшее время
Если говорить кратко, история новейшей школы и педагогики делится на четыре крупных периода:
- начало прошлого века;
- этап между войнами;
- вторая половина ХХ столетия;
- рубеж тысячелетий.
Страны Европы стали лидерами и маяками развития для всего мира. В азиатских странах лишь нарастает важность образовательного движения. Каждый этап характеризовался специфическими особенностями развития.
В нашей стране одним из особенных стимулов стал увеличивающийся всемирный объем информации, а также навыков и знаний, в которых нуждаются люди, дабы быть успешными в социуме. Вместе с тем более активно изучаются детство, опыт разнообразных заведений в сфере образования, и это создает дополнительную нагрузку. Отличительная особенность образования наших дней – обилие педагогических центров.
Развитие педагогики во многом обусловлено сложной социальной обстановкой и напряженной атмосферой, и это особенно заметно, если обратиться к изданиям, освещающим кратко историю специальной педагогики. Революции, войны локальные и глобальные – все это повлияло на сферу образования. Проблемы педагогики тесно сопряжены с политикой, а школьное реформирование происходит с участием политических образований.
Особенности
Как известно, в нашей стране педагогика развивается в тесном сотрудничестве с западными учреждениями. В последние годы особенно актуальны международные организации и системы, объединения, просветительские сообщества. Сейчас появляются новейшие библиотеки и журналы, призванные объединить опыт педагогов из разных уголков мира. Проблемы, с которыми они сталкиваются, рассматриваются философами и психологами. Ими занимаются в социологии и естественнонаучной сфере.
Как можно видеть из материалов, посвященных раскрытию максимально кратко истории становления коррекционной и специальной педагогики, характер образовательного процесса в последние годы меняется, а текущие образовательные системы активно критикуются. Школы кажутся устаревшими и не соответствующими реалиям нашей жизни. Многие считают, что они не отвечают потребностям детей. Более того, подготовка должна быть качественно совершенно другой.
Социальные аспекты
Довольно любопытны материалы, посвященные описанию кратко истории возникновения социальной педагогики. Фундаментом этого явления считается традиционное восприятие образования, воспитания как средства ретрансляции культуры прошлого времени, при этом молодежь получает сведения о предыдущих поколениях и усваивает универсальные культурные элементы. Лица, выбравшие для себя сферой занятости социальную педагогику, заинтересованы в систематичном обновлении академического обучения, при этом не нарушая установленных границ стандартной программы.
Социальное совершенствование – это концепция рассмотрения общества как основного условия личностного развития и роста. Образование позволяет усваивать культурные ценности, а значит, ученики могут вписаться в общество. Общественные и биологические факторы взаимно влияют друг на друга и каждого обучающегося, а внешнее влияние среды помогает несколько сгладить силу воздействия наследственности.
Если говорить кратко, история коррекционной педагогики началась с идеи о том, что школа – это воспитательное социальное условие, модель среды и общества, в которой учитель – основной носитель ценностей. Чтобы ознакомиться детальнее с положениями такого подхода, следует обратиться к трудам всемирно известных мыслителей.
Наиболее важной считается французская школа, представленная Бурдье, Капелем, Мажо, Кро. Эти ученые почитают детерминированность общества как аксиому, и именно ею объясняют значимость изменения текущей образовательной системы. В работе нужно ориентироваться на экономические изменения, помнить о структуре занятого трудом общества и соотношении времени, которое человек тратит на себя и работу.
О социальной педагогике детальнее
Нет ничего удивительного в том, что это направление особенно сильно во Франции, а преимущественно светлые умы, развивающие тему, отсюда родом. Идеи социальной педагогики хорошо сочетаются с приверженностью общественности этой державы интеллектуальному образованию, которое рассматривается как база человеческой культуры.
Приверженность интеллектуализму во многом влияет на формирование местной школы, обуславливая взаимосвязи среды и воспитания. Традиционное социальное воспитание приводит к злоупотреблению в управлении рабочим процессом, а это крайне осуждается французскими мыслителями.
Социальная педагогика нашла многочисленных приверженцев в азиатских державах. Особенно ярко это заметно при анализе индийских и японских школ.