Ребенок является полноценным человеком, обладающим индивидуальными особенностями. Он с удивлением и радостью открывает для себя окружающую реальность. Образовательная среда учреждения образования должна оптимально подходить для этого процесса.
Педагог должен дать каждому ребенку возможность для саморазвития и самосовершенствования. Малышу, который доверчиво дал свою ладошку наставнику, воспитательная среда образовательного учреждения должна помочь в развитии и становлении личности. Только при ответственном отношении взрослых можно рассчитывать на успешное воспитание и полноценное формирование ребенка.
Вам будет интересно:Кочерга — это... Значение слова, приметы и суеверия
Задача ДОУ
Развивающая среда дошкольного образовательного учреждения способствует моделированию условий, способствующих проявлению творческих способностей ребенка, познанию им образного языка, реализации культурно-коммуникативных и познавательно-эстетических потребностей. При правильном подборе методов и приемов работы малыши получают реальные возможности для самосовершенствования.
Внутренняя среда образовательного учреждения способствует сотрудничеству, взаимодействию, взаимообучению детей. При правильной организации развивающего процесса осуществляется всестороннее развитие каждого ребенка. Каждый малыш сможет подобрать занятие по душе, поверить в собственные способности и силы.
Вам будет интересно:Методика ШТУР: расшифровка аббревиатуры, особенности проведения теста, итоговый анализ и результаты
Развивающая среда образовательного учреждения помогает детям приобретать навыки взаимодействий со сверстниками и педагогами, оценивать и понимать поступки и чувства других людей. Это и есть основа развивающего обучения.
Важные аспекты
Предметно-развивающая среда образовательного учреждения напрямую влияет на успешность младшего школьника, приобретения им навыков самостоятельной ориентации в объеме информации.
Среда развития является посредником и фоном для взаимодействия ребенка и взрослого. В ней малыш может делиться своими переживаниями, выстраивать свою поведенческую линию. Образовательная среда образовательного учреждения должна стать для него вторым домом, где хочется оставаться надолго.
Экономические преобразования, происходящие в современном мире, требуют увеличения качества обучения молодежи, создания методик правильной передачи знаний детям, чтобы они стали достойными членами современного общества. Идея образовательных сред является основой решения проблемы адаптации подрастающего поколения к действительности.
Вам будет интересно:«Рубаха-парень»: значение в прошлом и сейчас
Теоретические моменты
Образовательная среда образовательного учреждения — это подсистема социокультурной среды. Она представляет собой сумму обстоятельств, факторов, ситуаций, направленных на организацию педагогических условий для всестороннего развития личности каждого ребенка. Это структура, которая в себя включает сразу несколько связанных между собой уровней.
Глобальный слой составляют общемировые тенденции развития науки, политики, экономики. Региональный уровень – это образовательная политика, культура. Локальной является система, которая включает в себя методику воспитания и обучения, личность педагога.
Сущность
Образовательная среда образовательного учреждения упоминается в концепции модернизации российских учебных заведений. У каждого субъекта есть возможность влиять на его развитие и функционирование, неся ответственность за создание оптимальных условий для выполнения школами, детскими садами их основных обучающих и социальных функций.
Рассматривая особенности среды образовательного учреждения, остановимся на некоторых психологических аспектах. Экологическая психология появилась под воздействием идей о значимости изучения реакций человека на изменчивую окружающую среду во второй половине 20 века.
Основным предназначением данной отрасли знаний стало изучение закономерностей отношений между окружающим миром, обществом, человеком. Понятие «среда» рассматривалось как взаимосвязь условий, которые обеспечивали полноценное развитие ребенка: взаимовлияние, понимание действительности, отношения с окружающими людьми.
Отечественные разработки
Образовательная среда учреждения образования изучалась и создавалась на протяжении многих лет отечественными и зарубежными педагогами и психологами-практиками. В Институте педагогических инноваций РАО Н. Б. Крыловой, М. М. Князевой, В. А. Петровским были сформулированы философские аспекты термина «образовательная среда», а также продуманы технологии и приемы ее проектирования.
Образовательная среда современного образовательного учреждения основывается именно на работах основоположников развивающего обучения. Так, В. В. Давыдовым была предложена, введена, апробирована модель «школы взросления».
Образовательная среда дошкольного учреждения является более узким понятием. Под ней понимают функционирование определенного учебного учреждения:
- материальные факторы;
- пространственно-предметные ресурсы;
- социальные компоненты;
- межличностные отношения.
Вам будет интересно:Формулы частоты вращения циклической. Определение частоты вращения вала
Они связаны между собой, дополняют, обогащают друг друга, влияют на каждого субъекта образовательного пространства.
Модификации
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает в себя несколько компонентов с учетом конкретного ОУ. К примеру, в настоящее время существует виртуальное пространство, которое способствует творческому развитию детей. Благодаря информационным технологиям происходит саморазвитие каждого ребенка.
Педагогическая среда образовательного учреждения предполагает конкретизацию термина «учебная среда». Под ней подразумевается связь конкретных коммуникационных, материальных, социальных условий, которые обеспечивают процессы учения и преподавания.
Предполагается присутствие учащегося (обучаемого) в среде, его активное взаимодействие с другими субъектами ОУ.
Образовательная среда дошкольного учреждения создает специально организованные условия, которые направлены на получение детьми определенных навыков, умений, знаний. Методы, содержание, цели и формы работы становятся доступными и мобильными (изменяющимися) в рамках определенного учебного заведения.
Внешняя среда образовательного учреждения – это система, которая генерирует процесс обучения, пронизанная характерными, специфическими признаками.
Информационно-образовательная система
В настоящее время именно она является наиболее популярной и востребованной в отечественном образовании. В концепции развития дистанционного образования в РФ она рассматривается как «системно организованная совокупность средств передачи различной информации, методического, организационного обеспечения, ориентированная на полное удовлетворение потребностей детей и подростков». Для реализации поставленной задачи осуществляется информационный обмен между различными учебными учреждениями, применяются специальные программные средства.
В. А. Ясвиным образовательная среда была определена как процесс целенаправленного формирования личности по условному социальному образцу. В качестве структурных единиц он выделяет следующие элементы: программы обучения, человеческие факторы, физическое окружение.
Ури Бронфенбреннер выделяет следующее:
- микросистема, которая характеризуется комплексом отношений между средой и развивающимся ребенком;
- мезосистема, предполагающая совокупность микросистем, влияющих друг на друга;
- экзосистема, охватывающая специальные структуры формального и неформального вида;
- макросистема, ориентирующаяся на социальной, экономической, правовой, политической конструкции.
В. И. Пановым были систематизированы модели образовательной среды, выделены следующие направления:
- эколого-личностная (В. А. Ясвин);
- коммуникативно-ориентированная (В. В. Рубцов);
- антрополого-психологическая (В. И. Слободчиков);
- психодидактическая (В. А. Орлов, В. А. Ясвин);
- экопсихологическая (В. И. Панов).
Появилась методика векторного моделирования образовательной и развивающей среды, которая предполагала построение системы координат. Одной осью становилась «свобода-зависимость», а второй – «активность-пассивность».
Построение в этой координатной системе вектора для определенного типа образовательной среды проводится на основе шести диагностических вопросов. Три касаются присутствия в среде оптимальных возможностей для полноценного развития ребенка, остальные - возможностей для самореализации детей.
Активность в этом аспекте рассматривается, как стремление к чему-то, инициативность, борьба за собственные интересы, а пассивность – отсутствие подобных качеств.
Образовательные среды
Жизнь человека зарождается и протекает в разных ОС. Далеко не всегда ребенок осознает, насколько велико значение школы, семьи, учебного заведения в его формировании.
Первой средой является семья. Именно здесь создаются условия для свободы, творческого роста ребенка. Именно родители являются основным примером для социальной адаптации детей. В широком культурном и социальном контексте именно семья создает условия для роста качества общего образования, занимает отдельное место в сохранении и создании социокультурного пространства. Особенности семьи в качестве элемента современной образовательной среды объясняются исторически сформировавшейся народной педагогикой.
Среди методов, применяемых в рамках семейного воспитания, интерес представляют: игра, беседа, традиции, убеждение. Родители оказывают влияние на эффективность личностного роста, способствуют развитию способностей ребенка. Социальный компонент формирует пространство межличностного взаимодействия в непосредственном виде, в рамках которого родители и дети учатся сотрудничеству и взаимопониманию.
Развитие детской личности осуществляется благодаря вовлечению ребенка в активную деятельность. Творческая среда – это оптимальные условия для повышения самооценки, формирования свободы суждений, приобретения коммуникативных навыков.
Школьная жизнь
Профессиональная среда образовательного учреждения, в которое попадет ребенок, оказывает существенное влияние на мотивацию подрастающего поколения. Если будут созданы все условия не только для детей, но и для педагогического состава, то развивающая среда станет качественной и эффективной для всех участников образовательного процесса.
Эффект обучения в системе «учитель-ученик» зависит от того, как сформирована их совместная работа. Смысл взаимодействия состоит в вовлечении обеих сторон в совместную деятельность. Успешность зависит от следующих факторов:
- распределения обязанностей между участниками;
- специфики обмена действиями в рамках решения поставленных задач;
- рефлексии и взаимопонимания.
Только при сотрудничестве (кооперации) возможна правильная и полная передача понятия, термина, навыка. Адекватное формирование происходит только в том случае, если в деятельности принимает активное участие сам ребенок.
Вам будет интересно:Что такое «вдова»: в прошлом и сейчас
Если в системе «ученик-учитель» кто-то занимает пассивную позицию, развития не наблюдается. На первый план выходит не просто проблема, чему нужно учить, а вопрос об эффективной организации совместной работы.
Оценка сформированности ОС
Осуществляется экспертиза социальной составляющей по требованиям развивающего образования с помощью специальных диагностических методик, которые тщательно отбираются из психологии и социологии. Основным фактором в обеспечении нормального функционирования социального компонента развивающей образовательной среды станет повышение качества переподготовки педагогов, в частности, в сфере психологии. Для такой подготовки важно периодическое участие учителя в различных вариантах социально-психологического тренинга.
Проектирование
Я. А. Коменский (чешский педагог) считал пространственно-предметную среду образовательного учреждения «приятным местом», в котором должны быть географические карты, исторические схемы, пространство для игр, сад для общения с природой.
Макаренко отмечал важность оснащения школ комплексом элементов:
- пособиями и мебелью;
- материалами и станками;
- декоративными элементами.
М. Монтессори первая уделила внимание пространственно-предметному компоненту образовательной среды как ключевому фактору личностного развития подрастающего поколения. Ею была сконструирована «подготовительная среда», побуждающая дошкольника и ученика младшего школьного возраста реализовывать индивидуальность посредством самостоятельной деятельности.
Дидактический материал: рамки с гнездами разной формы и вкладышами для них, кубы-вкладыши, детская мебель — все эти устройства давали ребенку возможность самостоятельно находить ошибки при выполнении определенных упражнений, устранять их. Монтессори считала пространственно-предметную среду важнейшим элементом приобретения детьми многогранного сенсорного опыта. Благодаря самостоятельной деятельности ребята упорядочивают свои представления об окружающем мире, учатся понимать и любить природу.
Подготовительная среда, по мнению Монтессори, способствует осознанию ребенком возможностей для духовного и физического развития. Она помогает подрастающему поколению адаптироваться к требованиям социума. Монтессори предлагала педагогам выбирать упражнения, содержание которых соответствовало детским потребностям.
В пространственно-предметный компонент образовательной среды включают:
- архитектуру здания школы;
- уровень открытости (закрытости) элементов внутреннего дизайна;
- пространственную структуру и размер помещений;
- простоту трансформации;
- возможность перемещений для субъектов.
В. В. Давыдов, Л. Б. Переверзев, В. А. Петровский выделили основные требования, которые предъявляются к интегрированной среде, без которой невозможно всестороннее развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- содержание различных элементов, без которых невозможна оптимизация интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых компонентов деятельности;
- логичность, взаимосвязь отдельных элементов;
- управляемость (возможность корректировки и педагогом, и ребенком);
- индивидуальность.
Благодаря сложности структуры, пространственно-предметная образовательная среда способствует развитию каждого субъекта.
В подобной среде субъекты не только отыскивают, но и конструируют художественную, познавательную, сенсорную, моторную, игровую активности.
Подведем итоги
В настоящее время в отечественном образовании происходит существенное реформирование, направленное на повышение качества самообразования школьников. Среди условий, необходимых для успешного процесса реформ, важное место занимает формирование образовательной среды. В дошкольном учреждении должны использоваться материалы и инвентарь, соответствующие индивидуальным возрастным особенностям малышей. В рамках современных тенденций развития дошкольного отечественного воспитания допускаются разнообразные варианты развивающей предметно-пространственной среды, если они учитывают гендерную специфику, не противоречат здоровьесберегающим технологиям.
Целью создания такой среды является обеспечение условий, необходимых для коррекции отклонений в развитии дошкольников, становления индивидуальности каждого малыша. Личностно-ориентированный подход, используемый в современной педагогике, обеспечивает доверие ребенка к окружающему миру, способствует укреплению психологического здоровья. Образовательная среда позволяет совершенствовать личностную культуру, обеспечивает саморазвитие каждого ребенка.
Благодаря оптимальным условиям, создаваемым в дошкольных и школьных учебных заведениях, знания, умения, навыки рассматриваются в виде средств развития личности. Наставник учитывает точку зрения ребенка, не игнорирует его эмоции, чувства, потребности. Только при сотрудничестве возможно становление каждого ребенка, формирование позитивного отношения к учебной деятельности.
Предметная среда должна быть информативной, в полной мере удовлетворять потребность детей в приобретении новых качеств. Ребенок, который максимально вовлечен в урочную и внеурочную деятельность, получает возможность в полной мере раскрыть все свои таланты. Современная школа - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. От того, насколько рационально организована учебная и внеурочная деятельность, зависит конечный результат - гармоничное развитие подрастающего поколения.