Иоганн Генрих Песталоцци – крупнейший педагог-гуманист, реформатор и демократ времен буржуазной революции в Швейцарии и Франции, представитель передовой интеллигенции того периода. Более полувека своей жизни он отдал народному просвещению.
Биография
Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе (Швейцария), в семье врача. Отец мальчика умер рано. Именно поэтому воспитанием Иоганна занималась мать вместе с преданной служанкой – простой крестьянкой. Обе женщины мужественно и самоотверженно боролись с нуждой. И это оказало на мальчика неизгладимое впечатление. Повлияло на его будущие взгляды и тяжелое положение крестьян, которое он видел, находясь в деревне у деда.
Вам будет интересно:Как правильно: шорт или шортов?
Начальное образование Песталоцци получил в немецкой школе, а среднее – в латинской. Знакомство с убогой программой и низкий уровень профессионализма учителей вызывали у молодого человека крайне негативные эмоции.
Окончив среднюю школу, Песталоцци стал студентом коллегиума Каролинума. В этом высшем учебном заведении он окончил младшие курсы по филологическому и философскому направлению.
В свои 17 лет Иоганн познакомился с произведением Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Этот роман привел юношу в восторг. Уже тогда были намечены кратко педагогические идеи И. Г. Песталоцци. Они включили в себя необходимость в природосообразности образования, в развитии органов чувств, в строгом соблюдении определенной системы и в дисциплинировании детей, которое основано на доверии и любви к воспитателю.
После выхода нового труда Ж. Ж. Руссо «Общественный договор» Песталоцци уже не испытывал никаких сомнений в том, что его предназначением является служение народу.
Вам будет интересно:Я бы в шорники пошел. Что такое шорник
В 1774 г. Иоганн организовал в Нейгофе приют для бездомных детей и сирот. Средства на содержание этого заведения зарабатывали сами дети. Однако мысль о том, что за счет этого источника можно было содержать приют, уже изначально являлась утопией. В 1780 г. его пришлось закрыть из-за отсутствия средств.
В течение 18 последующих лет Песталоцци посвятил себя литературной работе. В 1799 г. он вновь открыл приют. В этом заведении, которое располагалось в швейцарском городе Станце, содержалось 80 детей от 5 до 10 лет. Однако и этот приют просуществовал совсем недолго. Уже спустя несколько месяцев его закрыли. В связи с начавшимися военными действиями помещение было отдано под лазарет.
Вскоре Песталоцци стал работать учителем, а несколько позже организовал собственный институт, где вместе со своими сотрудниками продолжил опыты упрощенного обучения, начатые им в Станце. Вскоре он создал учебное заведение, которое имело огромный успех. Однако Песталоцци все же не был удовлетворен своей работой, ведь в эту школу ходили не крестьянские дети, а сыновья зажиточных людей, которые готовились к поступлению в университет. В 1825 г. Песталоцци закрыл свой институт, который просуществовал 20 лет. Спустя два года, на 82-м году жизни, великий педагог скончался.
Научные труды
В 1781 г. Песталоцци было закончено и издано произведение «Лингард и Гертруда», которое стало педагогическим романом. В начале 19 в. он представил своим читателем новые сочинения. В них нашли отражение педагогические идеи Песталоцци относительно новых методов начального обучения. Это четыре книги. Среди них произведения Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Наглядное учение о числе». В 1826 г. свет увидело еще одно произведение. Свои труды Песталоцци, будучи пожилым человеком восьмидесяти лет, завершил сочинением «Лебединая песня». Оно стало итогом профессиональной деятельности великого педагога.
Сущность идей Песталоцци
Вам будет интересно:Полезная информация про города Эквадора
Вся жизнь великого педагога-демократа прошла в экономически отсталой Швейцарии, которую считали крестьянской страной. Все это не могло не отразиться на мировоззрении Песталоцци. Повлияло его видение мира и на разработанные им педагогические взгляды.
Согласно теории Песталоцци, все положительные задатки, которые есть у человека, необходимо развивать в максимальной степени. Искусство воспитателя педагог сравнивает с искусством садовода. Ребенка уже сама природа наделила определенной силой, которую следует лишь развить, укрепить и направить в нужное русло, устранив негативные внешние препятствия и влияния, способные нарушить естественное движение развития.
Согласно педагогическим идеям Песталоцци, центром воспитания детей служит формирование личности и нравственного облика человека. Целью такой работы является гармоническое и всестороннее развитие всех способностей и природных сил человека. При этом педагогу нельзя подавлять процесс естественного развития личности. Он лишь должен направлять подрастающего человека по правильному пути и не допускать оказания на него негативного влияния, способного отклонить ребенка в сторону.
Сущность воспитания, как понимает его Песталоцци, заключена в согласии с природой. Однако целенаправленное обучение необходимо каждому ребенку. Ведь если он будет предоставлен сам себе, то развитие пойдет стихийно и не позволит достичь необходимого уровня гармоничного развития личности, который необходим человеку как члену общества.
Теория элементарного образования
Данная концепция является центральной в педагогической практике учителя-демократа. Согласно теории элементарного образования Песталоцци, воспитательный процесс должен быть начат с наиболее простых элементов, а уж затем постепенно направляться к тому, что считается более сложным. При этом в обучении необходимо использовать различные направления.
Это трудовое и физическое, эстетическое и нравственное воспитание, а также умственное образование. Различные стороны воспитательного процесса необходимо воплощать во взаимодействии. Это и позволит человеку развиваться гармонично.
Использование труда
В своих трудах Песталоцци подробно описал все методы и средства процесса обучения. При этом значительное внимание он уделил труду. Именно он, по мнению педагога-демократа, является важнейшим средством процесса воспитания человека. Подобная деятельность способствует развитию не только физических сил, но и ума. Помимо этого, трудовое воспитание ребенка формирует в нем нравственность. У работающего человека создается убеждение в огромном значении совместной деятельности для сплочения людей в общественный союз.
Вам будет интересно:Ганс Моргентау: концепция международного права
Наиболее ценным направлением деятельности Песталоцци является его стремление к созданию такой школы, которая была бы неразрывно связана с потребностями и жизнью народных масс и способствовала развитию духовных сил детей рабочих и крестьян. А этим ученикам крайне необходимы трудовые знания и умения.
Таковой и является школа, описанная в романе «Лингард и Гертруда». Здесь педагог знакомит своих воспитанников с земледелием, учит их обрабатывать шерсть и лен, а также осуществлять уход за домашними животными.
Судя по этому произведению, становится понятно, что Песталоцци отводил народной школе значительную роль в подготовке детей трудящихся к предстоящей деятельности. Но одновременно с этим он постоянно подчеркивал мысль о необходимости достижения высшей цели воспитания, состоящей в формировании личности.
В качестве одной из педагогических идей Песталоцци выступало расширение учебного плана начальной школы. Учитель-реформатор ввел в процесс обучения освоение навыков письма и чтения, измерения и счета, пение, рисование и гимнастику, а также получение некоторых знаний из области истории и географии. Этим Песталоцци значительно расширил границы общего образования, которое существовало в народной школе того периода, ведь в этих заведениях детей обучали лишь элементам чтения и законам божьим.
Введение в учебный план элементов искусства и общенаучных знаний, общественно полезного труда и физического воспитания способствовало подготовке более знающего и культурного труженика.
Будучи пропагандистом и организатором трудовой школы и человеком, тесно связанным с реальной жизнью, Песталоцци был категорически против схоластического словесного обучения. Оно не позволяло детям получить те навыки и знания, которые были им необходимы в жизни.
Физическое воспитание
Основой данного направления обучения великий педагог считал естественное стремление детей к движению, которое и заставляет их быть непоседливыми, играть, всегда действовать и за все хвататься. При этом физическое воспитание по Песталоцци - это то, что способствует развитию волевых качеств, чувств и ума учеников. Игра для детей обеспечивает движение суставов. Причем учитель-демократ считал, что закладывать основы физического воспитания ребенка необходимо еще в семье. Естественная домашняя гимнастика детьми здесь выполняется с помощью матери. Именно она помогает своему чаду вначале стоять на ножках, а после делать первые шаги. После того как ребенок научится самостоятельно делать все движения, на которые способно тело человека, он начнет принимать участие в домашнем труде.
Вся последующая школьная гимнастическая система Песталоцци была построена на основе самых простых упражнений. При их выполнении подразумевались движения, аналогичные тем, которые совершаются людьми, когда они, например, пьют или поднимают тяжести, то есть делают обыденные вещи.
По мнению Песталоцци, применение системы таких последовательно проводимых упражнений позволяет развить ребенка физически. При этом такие занятия подготовят детей к труду и сформируют у них необходимые умения.
Большое место при реализации физического воспитания Песталоцци отводит выполнению военных игр, строевых занятий и упражнений. Все эти занятия в его институте тесно сочетались с экскурсиями по Швейцарии, туристическими походами и спортивными играми.
Нравственное воспитание
Педагогические идеи Песталоцци были направлены и на развитие у учеников деятельной любви к окружающим их людям. Самый простой элемент данного направления учитель-демократ видел в любви ребенка к матери. Это чувство возникает у детей на основе их естественных физических потребностей. Мать, заботящаяся о своем дитя, порождает у него любовь и благодарность к ней, что перерастает в тесные духовные связи. Все это, по мнению Песталоцци, возможно и в педагогике. И в том случае, когда школа будет построена на любви учителя к своим ученикам, она сможет успешно проводить их нравственное воспитание.
Задача педагога при этом состоит в постепенном переносе естественно возникшего чувства ребенка – любви к матери, на людей, находящихся в его окружении. Вначале это должны быть отец, сестры, братья, а после и все остальные. В результате ребенок распространит свою любовь в целом на человечество и ощутит, что он является членом общества.
По мнению Песталоцци, нравственность можно выработать у детей благодаря постоянно выполняемым делам, которые приносят пользу другим. Причем основы этого воспитания закладываются в семье. Дальнейшее развитие нравственности должно быть осуществлено в школе. Но сделать это может только то образовательное заведение, в котором имеет место отеческая любовь учителя к детям.
При поступлении в школу ребенок значительно расширяет круг своих социальных отношений. Задачей учителя при этом является их правильная организация, основывающаяся на деятельной любви детей ко всем тем, с кем они общаются.
В трудах по педагогике Песталоцци высказывал убеждение в том, что нравственное поведение ребенка невозможно сформировать путем нравоучений. Сделать это можно лишь благодаря развитию моральных чувств. Он указывал на большое значение для детей нравственных поступков, требующих выдержки и самообладания, что позволяет сформировать волю молодого человека.
Наиболее ценными сторонами теории элементарного образования Песталоцци в отношении нравственного воспитания является указание на неразрывную его связь с физическим развитием. Помимо этого, великой заслугой учителя-реформатора явилось и требование к выработке нравственного поведения без использования моральных проповедей, а с направлением детей на совершение хороших поступков.
Религиозное воспитание
Нравственность Песталоцци тесно связывал с верой. Однако при этом он вовсе не имел в виду обрядовую религию, которую подвергал критике. Он говорил о той естественной божьей силе, которая позволяет человеку любить всех людей. Ведь согласно внутренней религии, их можно рассматривать в качестве братьев и сестер, то есть детей одного отца.
Развитие органов чувств
Педагогические идеи Песталоцци содержательны и богаты. Основываясь на необходимости гармоничного развития личности, они тесно связывают два таких элемента, как нравственное воспитание и умственное образование. При этом учитель-реформатор выдвигает требование о наличии воспитывающего обучения.
Идеи Песталоцци, касающиеся умственного образования, определены в разработанной им гносеологической концепции. Ее основой является утверждение о том, что любой процесс познания непременно начинается с чувственного восприятия, которое в дальнейшем перерабатывается сознанием человека с помощью априорных идей.
Песталоцци также полагал, что любое обучение должно осуществляться с применением наблюдений и опытов, поднимаясь до обобщений и выводов. Результатом такой практики становится получение ребенком зрительных, слуховых и прочих ощущений, побуждающих мыслить и творить.
Вам будет интересно:Чики Бегиристайн - известный футболист и успешный спортивный директор
Те представления о внешнем мире, которые человек получает благодаря органам чувств, вначале бывают неотчетливыми и неясными. Задача учителя состоит в их упорядочивании и доведении до конкретных понятий.
Песталоцци подвергал критике школы, которые существовали в тот период. Ведь в них господствовали механические запоминания и догматизм, что притупляло мышление учеников. Среди его идей было построение обучения на основе знаний об особенностях умственного развития ребенка. Исходных моментом для этого Песталоцци считал восприятие детьми внешнего мира посредством органов чувств. При этом он указывал на то, что созерцание человеком природы является фундаментом обучения, так как служит основой, на которой строится человеческое познание.
Принцип природосообразности
Учитель-демократ представлял обучение в виде искусства, которое призвано оказать помощь человеку в его естественном стремлении к развитию. И в этом заключен его принцип природосообразного образования.
В понимании данного вопроса Песталоцци сделал значительный шаг вперед. Ведь до него подобная идея была выдвинута Коменским, но тот пытался ответить на вопрос природосообразности обучения, подбирая аналогии с явлениями природы, порой механически перенося на процесс получения знаний те выводы, которые были сделаны им при наблюдении мира животных и растений. Песталоцци подошел к решению этой проблемы с иной стороны. Природосообразность обучения он видел в раскрытии естественных сил самого ребенка, а также его психологических особенностей. Это в конечном итоге позволяет решить общие задачи педагога, состоящие в воспитании гармонически развитой личности.
Подобная идея, которая возникла еще до написания трудов Песталоцци и была озвучена другими авторами, стала предметом серьезного спора, который возник между сторонниками формального и материального образования.
Основная задача обучения учителем-демократом была высказана исходя из теории формального обучения. Она, по его мнению, состоит в пробуждении способности мыслить и росте духовных сил. Пути познавательных процессов у учеников Песталоцци видел в постоянном движении от смутных и беспорядочных впечатлений, получаемых органами чувств, до ясных представлений и четких понятий. Он был уверен в том, что все обучение должно строиться на конкретных наблюдениях из жизни, а не на словах, которые пусты и бессодержательны.
Наглядность рассматривалась Песталоцци в качестве высшего принципа обучения, раскрытию которого он отдал много сил. Им была сформулирована мысль, которая явилась аналогом «золотого правила» Коменского, гласящая о том, что чем большее количество чувств ученик использует во время определения сущности предметов и явлений, тем более правильными будут его знания о них. Однако все это не является обязательным вариантом ознакомления с объектами в их естественной обстановке.
Песталоцци рассматривал наглядность как исходное начало, дающее толчок развитию духовных сил ребенка, и как то, что позволяет в дальнейшем работать мысли. Он предложил использовать наблюдение в различных областях познания. Это и привело к применению наглядности в изучении счета и языка, а также всех остальных учебных предметов, которая стала средством для развития мышления.
Песталоцци указывал на то, что педагогу необходимо научить учеников наблюдать, со временем расширяя границы их познания. Но при этом задачей школы является формирование у детей правильного понимания предметов окружающего мира. А это, по мнению реформатора, возможно при использовании таких элементарных средств обучения, как слово, число и форма. На них и должно быть построено первоначальное обучение детей, которые должны в первую очередь говорить, считать и измерять.
Песталоцци была разработана методика первоначального обучения. С ее помощью дети познавали измерение, счет и родной язык. Данная методика была настолько упрощена ее автором, что позволяло пользоваться ею любой матери-крестьянке, которая начинала заниматься со своим ребенком.
Преподавание географии
Некоторые идеи Песталоцци касались и изучения нашей планеты. Здесь он направляет детей от близкого к далекому. Так, после наблюдений той местности, которая находилась возле них, ученики переходили к более сложным понятиям.
При знакомстве с участком земли возле школы или со своей деревней дети могли приобрести начальные географические представления. И только позже эти знания постепенно расширялись. В результате ученики получали сведения о всей планете.
По мнению Песталоцци, соединение начальных понятий естествознания с изучением родных мест было весьма полезным для учеников. Он рекомендовал свою методику, по которой дети должны были при использовании глины лепить знакомые им рельефы, а уж после переходить к изучению карт.
Заключение
В процессе своей профессиональной деятельности Песталоцци были разработаны частные методики и общие основы начального образования. Однако им не был правильно решен вопрос о единстве развития умственных сил учащихся и процесса получения знаний. Порой он переоценивал роль механических упражнений и придерживался направлений формального образования.
Тем не менее идея о развивающем школьном обучении, которую выдвинул Песталоцци, сыграла решающую роль в дальнейшем развитии передовой педагогической практики и теории. Несомненной заслугой учителя-реформатора стала и его мысль о повышении уровня умственных способностей детей для подготовки их к осмысленной деятельности.