Статья
Методика проведения экскурсии: виды, особенности педагогической деятельности
0

Методика проведения экскурсии: виды, особенности педагогической деятельности

by admin01.12.2018

Каждому человеку известно, насколько трудна и многогранна профессия педагога. Перед преподавателями и воспитателями стоят десятки задач. Все их перечислить сложно, впрочем, сейчас внимание хотелось бы уделить лишь одной теме. И касается она методики проведения экскурсии. В таком формате уроки проводятся довольно-таки часто, у них есть свои особенности и преимущества. Впрочем, обо всем по порядку.

Особенности урока-экскурсии

Это очень интересная форма обучения. Такие уроки способны превратить учебу в весьма увлекательное действие. Дети намного быстрее вовлекаются в те или иные виды деятельности, их познавательная активность мотивируется легче, способности и умения развиваются интенсивнее.

Благодаря таким занятиям они быстрее устанавливают связь между реальной жизнью и учебой. Дети получают возможность в действительности изучить те или иные процессы, явления и объекты. Если выражаться кратко, то на таких уроках реализуются дидактические принципы научности, доступности, а также связи теории и практики.

По типологии их можно классифицировать следующим образом:

  • Вводная экскурсия. Ее педагог проводит в самом начале изучаемой темы, дабы ознакомить с ней учеников. К примеру, первый урок биологии по разделу «Растения» можно провести в ботаническом саду, на пришкольном участке либо на природе. Дети наглядно ознакомятся с деревьями, кустарниками и травами, узнают особенности теневыносливых и светолюбивых, научат различать культурные, дикорастущие, лиственные и хвойные растения.
  • Экскурсия по определенной теме. Подход будет более конструктивным. Если, например, ученики проходят творчество Пушкина, то можно будет провести урок в музее имени Александра Сергеевича.
  • Итоговая экскурсия. Ее цель – систематизировать знания по целому курсу или разделу. Последние в учебном году уроки географии, обычно, посвящены взаимодействию человека с природой. Их идеальным местом проведения станет экологическая тропа.

методика подготовки и проведения экскурсий

Подготовительный этап

Теперь можно углубиться в тему, касающуюся методики проведения экскурсии. Подготовка – это первый шаг после определения темы, зависящей от учебной программы. Можно выделить такие важные аспекты данного этапа:

  • Отбор для маршрута тех объектов, которые будут иметь непосредственное к ней отношение. Также они должны быть интересными, представлять собой познавательную ценность.
  • Учет их расположения. Удобная локация важна – путь до места начала экскурсии должен отнять мало времени, а также не причинить неудобств.
  • Четкое выстраивание маршрута в логическом или хронологическом порядке.
  • Учет требований безопасности. В ветхое здание, например, детей вести категорически запрещено – каким бы ценным оно ни являлось в историческом отношении.

Методика подготовки и проведения экскурсий подразумевает заблаговременное продумывание педагогом того, как именно он будет вести урок, какие методы примет, и как вовлечет школьников в познавательную деятельность. Ведь это самое главное – простимулировать их активное восприятие.

Преподаватель должен подготовить материалы, задействовав разные источники, составить маршрут, а также кратко, емко и интересно описать каждый объект экскурсии. Еще ему придется самостоятельно пройти прописанный путь. Эта проверка нужна, чтобы:

  • Быстро ориентироваться на маршруте в момент проведения урока.
  • Прикинуть приблизительный хронометраж. Для младших детей максимум – 1 час. Для старших – 1,5.
  • Уточнить описания включенных в маршрут объектов.
  • Внести правки, если появится необходимость.

С методикой проведения экскурсии педагогу придется ознакомиться, даже если вести ее будет специалист, экскурсовод. Так обычно бывает, когда детей приводят в музей, театр или картинную галерею. Педагогу нужно будет также поговорить с экскурсоводом и дать указания, на что именно надо обратить внимание детей, чтобы это раскрыло тему урока.

методика проведения учебных экскурсий

Особенности построения маршрута

На них следует остановиться подробнее. Любая методика проведения экскурсий по окружающему миру подразумевает придание особого внимания разработке маршрута. Надо соблюсти такие требования:

  • Составленный маршрут обязан обеспечить показ выбранных объектов в логической последовательности, а также поспособствовать максимальному раскрытию темы.
  • Надо выбрать такую местность, чтобы изучаемые объекты не располагались чересчур близко, или и вовсе заслонять друг друга.
  • Переход между выбранными локациями должен занимать максимум 10-15 минут. Долгие паузы в процессе изложения материала на продуктивности и информативности не скажутся лучшим образом.
  • Расположение объектов на маршруте обязано обеспечивать непрерывность прогулки. Иначе устойчивого внимания от учеников можно не ждать.
  • Нельзя допускать однообразия при выборе объектов. Если, например, планируется обзорная городская экскурсия, то в ней не должны присутствовать только монументы, скульптуры и памятники. В маршрут нужно ввести показ улиц, зданий, парков, площадей и т. д.
  • Не должно быть повторных проходов по тому участку, где группа уже была. Это нецелесообразно, а некоторых еще и утомляет.

А вообще, сначала нужно определиться с типом маршрута. Их всего три:

  • Тематический. Допустим, «Народные промыслы родного края».
  • Хронологический. Например, «Композитор П. И. Чайковский в Клину».
  • Тематико-хронологический. Наиболее популярный вариант, если говорить об обзорных экскурсиях. Суть в том, что материал излагается последовательно лишь внутри каждой из множества подтем.

Разумеется, необходимо продумать протяженность маршрута, время экскурсии и возраст учеников.

Рассказ

Разумеется, педагогу придется самостоятельно составить текст экскурсии. Требования к нему предъявляются такие:

  • Четкость формулировок и краткость.
  • Наличие подробной и интересной информации по теме.
  • Полное ее раскрытие.
  • Наличие фактического материала – фамилии, даты, названия, цифры, реальные события.
  • Грамотная речь, литературный язык.

Начинается экскурсия со вступления. Учитель знакомит школьников с темой экскурсии и ее маршрутом, длительностью, оговаривает время и место ее окончания.

Потом надо изложить содержание мероприятия и собственно его задачи, озвучить подтемы, упомянуть несколько наиболее интересных объекта. Важно, чтобы вводное слово было интригующим, динамичным и кратким.

Объекты тоже надо описывать соответствующе. Каждому дается характеристика, приводится общая информация, связанные значимые события. Затем сказанное обобщается, и делается логический переход к следующей подтеме.

методика проведения экскурсии в музее

Структура

Изучая методику проведения экскурсии, надо упомянуть, что преподавателю, как и в любой другой день, нужно будет написать план. В целом все будет похоже на структуру обычного урока. Выглядит план так:

  • Организационно-мотивационная часть. Учитель создает позитивную, благожелательную атмосферу, сообщает детям тему, цель, а также задачу их необычного урока. Затем оглашает основные вопросы и объекты экскурсии, осведомляет о технике безопасности. Еще можно раздать карточки с вопросами, на которые дети должны будут ответить в ходе экскурсии.
  • Актуализация знаний. Этот этап направлен на повторение пройденного материала. Согласно методике проведения экскурсии в начальной школе, можно просто вкратце упомянуть то, о чем говорилось на предыдущем уроке. Для большего просто не будет времени и возможностей.
  • Экскурсионная часть. Школьники должны быть не просто слушателями и зрителями. Им надо стать активными участниками процесса. Они должны задавать вопросы, фотографировать заинтересовавшие их объекты, делать зарисовки и записи, наблюдать и т. д.
  • Обобщение и систематизация полученной информации. В конце экскурсии подводятся итоги урока, определяется главное. Каждый из учеников должен кратко поделиться впечатлением, рассказать о том, что запомнилось сильнее всего.

Методика проведения учебных экскурсий последним этапом подразумевает оценку педагогом работы учащихся. Преподаватель должен дать им творческие задания на дом. Это может быть все что угодно: фотоотчет, стенгазета, презентация, стенд, отчет, сочинение.

методика проведения природоведческой экскурсии

Задачи преподавателя

Поскольку речь идет об организации и методике проведения экскурсий, нужно уделить внимание и задачам, которые стоят перед самим учителем. Если сильно обобщить, то их две:

  • Дидактическая. Педагог должен вооружить своих учеников полезными знаниями.
  • Воспитательная. Она заключается в образовании норм поведения, мировидения, а также речевого этикета.

А вот если говорить о компонентах деятельности, то их будет больше:

  • Коммуникативный. Педагог устанавливает деловые отношения с группой учеников, водителем автобуса, методистами бюро, экскурсоводом, работниками музея (театра, галереи и т. д.). Преподаватель проявляет приветливость, непринужденность, доброжелательность, при этом не демонстрируя суетливости, нерешительности, спешки и излишней жестикуляции.
  • Познавательный. Даже если учитель проводит такое занятие в сотый раз, он должен быть заинтересован в совершенствовании своей методики проведения экскурсий и прогулок. Педагог заинтересован в том, чтобы в максимально занимательной форме передать свои знания учащимся. Он осознает необходимость высокой степени наглядности и отчетливой тематичности материала.
  • Конструктивный. Преподаватель основательно занимается отбором и понятным оформлением экскурсионного материала, перестраивает план проведения урока и схему применения методических приемов, определяется с принципами подачи информации.
  • Организаторский. Это, пожалуй, основной аспект методики проведения экскурсии для школьников. Педагог должен организовать учеников, смотивировать их к концентрации, правильно подать информацию, а затем направить внимание учащихся на нужные объекты, чтобы обеспечить выполнение учебной программы.

Все перечисленное актуально в любом случае, вне зависимости от темы, возраста обучающихся, дидактической цели и прочих нюансов.

методика проведения экскурсии для школьников

Нюансы процесса

Методика проведения экскурсии в начальной школе (в средней и в старшей тоже, впрочем) требует от педагога проявления множества навыков. Вот что учитель должен проявлять в процессе занятия:

  • Речевые знания. Он обязан говорить грамотно и внятно, интересно доносить информацию. Важно, чтобы учитель колоритно интонировал свою речь, а также выражал определенные эмоции, чувства и мысли.
  • Пантомимика и мимика. На экскурсии очень важно быть «живым». Эта ситуация аналогична случаям, когда продавец-консультант в крупном магазине заинтересовывает клиентов в покупке определенного товара. Только если там удачным итогом становится успешная сделка, здесь – внимание и заинтересованность учащихся.
  • Доброжелательность и добродушие. Экскурсия – это внеклассное мероприятие, и оно может пойти не по плану. Кто-то из учеников способен разбушеваться, кто-то что-то не поделить. Педагогу важно сохранять самообладание, а также в добром, позитивном ключе наладить обстановку, чтобы не прерывать обучающий процесс.
  • Актерские и режиссерские навыки. Без них не удастся оказать речевое и жестикуляционное влияние на аудиторию.

В общем, методика проведения экскурсии музее или в любом другом месте подразумевает задействование в полной мере педагогической техники. Сюда относится искусство общаться с людьми, умение подбирать подходящий тон общений, способность руководить вниманием, делиться субъективными и объективными мыслями по теме, призывать к взаимодействию.

Методика проведения природоведческой экскурсии

Занятия данного типа предусмотрены учебной программой во всех начальных классах. В первом и втором такие экскурсии носят сезонный характер, а в третьем их целью становится подробное изучение разных объектов природы родного края.

В средней и старшей школе подобные занятия тоже проводят. Такие экскурсии актуальны, так как в современных условиях проблемы экологии являются важнейшими вопросами человечества. И задача преподавателей – формировать так называемую экологическую культуру личности, которой подвластно постижение многообразия и сложности нравственных, социальных и природных проблем.

Это все важно. Ведь человек будущего – это та личность, которая способна жить в гармонии не только с самой собой, но и с окружающим миром, действующая в соответствии с правилами экологической необходимости.

В любой методике проведения природоведческой экскурсии особое место отводится нравственному аспекту. Такие занятия проводят, чтобы в детях формировалось ответственное, отзывчивое отношение к экологии и окружающему миру. Они должны как можно раньше понять, насколько она прекрасна, многообразна и ценна. Учителя (но в первую очередь родители) должны привить детям осознание необходимости сохранения природы как источника здоровья.

методика проведения экскурсий по окружающему миру

Применение современных технологий

И о них необходимо рассказать, поскольку в XXI веке без инноваций не обойтись. Уже широко распространено понятие виртуальной экскурсии. Методика проведения таких занятий немного отличается, но об этом позже.

Применение в обучении современных средств как прогрессивного инструментария характеризует педагога с лучшей стороны. Всем известно, что хороший преподаватель – тот, который всегда открыт новому опыту, а также продолжает учиться и развиваться сам.

Возможно, в скором времени в школах начнут применять технологию виртуальной реальности, уже прочно укоренившуюся в нашем мире. Но пока преподаватели прибегают к следующим методам:

  • Технология создания презентаций.
  • Использование геоинформационных систем (виртуальные карты, например).
  • Создание графических карт.
  • Использование панорамных композиций.
  • 3D-моделирование.

Также можно прибегнуть к интернет-ресурсам. В наше время, находясь в каком-нибудь небольшом городке отдаленного российского региона, вполне можно углубиться в виртуальную экскурсию по Эрмитажу, Лувру, музею Галилея и т. д.

Это очень удобная, убедительная и эффективная технология, поскольку благодаря ей можно создать полную иллюзию присутствия. А если говорить о структуре проведения урока, то она будет стандартной. Просто преподаватель будет проводить экскурсию, не перемещаясь по маршруту вместе с детьми, а самостоятельно регулируя обстановку при помощи гаджетов.

методика проведения экскурсии в детском саду

Занятия по профориентации

Выше были рассмотрены методики проведения экскурсий в природу, в музеи, а также изучены особенности данного процесса. Но это еще не все. Надо также рассказать о профориентационных экскурсиях, которые, как правило, проводят либо в конце средней школы, либо в старшей.

Данное мероприятие подразумевает поход класса во главе с педагогом на какое-либо предприятие. Это – отличная форма проведения профориентационной работы, которая активизирует самоопределение школьников.

Ученики в рамках такой экскурсии должны не просто наблюдать за тем, как трудятся специалисты. Чтобы у них сложилось правильное впечатление о той или иной профессии, они должны изучить суть самой деятельности.

Каждый ученик обязан самостоятельно проанализировать специальность. У многих это получается успешно, так как в ходе экскурсии активно развивается познавательность. Школьники не просто получают информацию от экскурсовода (директора предприятия, начальника) – они знакомятся с методами ее анализа, возможно, даже осваивают некоторые специфические детали, что-то пробуют делать на профессиональном уровне.

Это очень важно. Именно навык анализа, приобретаемый в процессе таких экскурсий, помогает в дальнейшем разобраться в многогранном мире профессий, а затем обоснованно, мотивированно выбрать подходящую сферу деятельности.

Методика проведений экскурсий в ДОУ

Данная тема заслуживает особого внимания. Проведение уроков-экскурсий сложно в любом случае, а для малышей дошкольного возраста тем более.

Воспитатель обязан организовать занятие в определенной системе, связать его с повседневной жизнью детей. Им должно быть легко применить их в свободной деятельности и понять, о чем именно идет речь.

Наибольшее внимание уделяется началу экскурсии – воспитатель организовывает детское внимание, ставит перед малышами творческую или учебную задачу, внятно и доступно разъясняя способы ее выполнения.

Привлекая учеников к активному участию в работе, учитель должен помнить об их индивидуальных особенностях. Это важно для успешного формирования навыков учебной деятельности и развития способности оценивать, а в дальнейшем и контролировать осуществляемые действия.

Еще необходимо обращать внимание детей такого возраста на понятие строгой логической последовательности. Но тем не менее любое знание обязано опираться на субъективный опыт ребенка, его устремления, склонности, интересы, ценности. Все это определяет своеобразие восприятия малышом окружающего мира.

Согласно методике проведения экскурсии в детском саду, финальная часть занятия подразумевает формулирование общего итога познавательной деятельности. Важно, чтобы итоговое суждение сформулировали сами дети. Они должны как минимум дать эмоциональную оценку экскурсии.

методика проведения экскурсий и прогулок

Ошибки, которых не надо совершать

Рассматривая методику проведения урока-экскурсии, надо еще поговорить о том, чего делать точно не нужно. Занятие не принесет должного результата при следующих условиях:

  • Учитель может увлечься рассказом, и это выйдет в ущерб показу. Такой подход (не всегда специальный) нарушает сам принцип наглядности. Если есть такая возможность, то дети сами должны все посмотреть, изучить, потрогать и т. д. Им надо на практике ознакомиться с предметом. Конечно же, речь не идет о ценных экспонатах под стеклом, картинах и т. д.
  • Иногда преподаватель показывает объекты по отдельности, не связывая их между собой. Это тоже может быть интересно, однако в итоге получается калейдоскоп. В нем будет сложно найти нечто общее для всех элементов, в особенности детям.
  • Ученики не вовлечены в познавательную деятельность совсем. А потому являются пассивными получателями знаний. Это происходит, если преподаватель неграмотно составил вопросы и задания для детей, не поставил перед ними точную цель, а также не объяснил задачи.

Также не получится продуктивным то занятие, в процессе которого педагог не соблюдал логику показа объектов, нарушал хронологический порядок, путал последовательность. Это лишь привносит сумятицу и сильно затрудняет восприятие. Чтобы этого не произошло, педагог обязан тщательно изучить методику подготовки и проведения экскурсий.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *