Статья
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка: виды, методика реализации, развитие
0

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка: виды, методика реализации, развитие

by admin03.12.2018

В последние годы статистика преподносит нам неутешительные факты. Согласно ее данным, современные дети и подростки болеют все чаще и чаще. Причем эта проблема имеет место не только в связи с физическими отклонениями. Растет количество проявляемых детьми неадекватных реакций психики. Подобное вызывает беспокойство не только родителей, но и педагогов, ведь система образования непременно возлагает на себя часть ответственности за сохранность здоровья растущего поколения. Именно поэтому в современных школах и в детских садах практикуется применение здоровьесберегающих технологий.

Что это такое?

Под здоровьесберегающими технологиями в обучении понимают комплекс условий, методов и приемов, которые способствуют максимальному сохранению, а также укреплению не только физического, но и нравственного, а также духовного здоровья субъектов любого образовательного процесса.

ученики слушают учителя

Их основной задачей является создание таких условий, которые не будут травмировать психику и организм ребенка. При этом они позволят дать подрастающему поколению знания о здоровье человека и способах его сохранения.

Актуальная проблема современности

Самой большой драгоценностью для человека является его здоровье. Но под ним мы понимаем не только отсутствие болезней, но и психологическую, социальную и физическую гармонию, спокойные и доброжелательные отношения с природой, с людьми и с самим собой.

Именно поэтому столь большое внимание система образования уделяет здоровью подрастающего поколения. Основная задача педагогов при этом состоит в сохранении физических и психических качеств учеников, их оптимальной работоспособности, а также социальной активности как в школе, так и дома.

Обучение в жизни детей является одним из самых значимых факторов по силе своего воздействия и по своей продолжительности. Например, школьники проводят в стенах учебного заведения более 70 % времени. Причем это время совпадает с активным периодом развития и роста ребенка, когда его организм более всего чувствителен к различным факторам окружающей среды.

Исходя из данных исследований, проведенных в школе, у многих детей за период обучения происходит ухудшение состояния здоровья. Причем снижаются его показатели в 4-5 раз. При этом отмечен рост возникновения хронических заболеваний, функциональных отклонений и нарушений в физическом развитии. Показатели, характеризующие состояние здоровья учеников, еще более усугубляются в процессе их обучения в школе. Так, если среди учащихся младших классов абсолютно здоровых находится немногим меньше 5 %, то среди старшеклассников таковых уже всего 3 %.

Обследуя школьников, педиатры отмечают высокую распространенность близорукости, нарушения осанки, склонность к простудным заболеваниям и невротические расстройства. Такие патологии даже получили свое общее название. Их стали именовать «школьными болезнями». Причем на сегодняшний день эти недуги продолжают носить массовый характер. И все это, несмотря на то что в современной школе в последние годы произошло значительное преобразование материальной базы. Это и вызывает необходимость в создании в образовательном учреждении щадящей среды, учитывающей имеющиеся у учеников трудности и предполагающей квалифицированную педагогическую поддержку. Необходимость в ней возникает и в связи с интенсификацией процесса обучения, в котором используются новые формы и технологии, приводящие к значительным нагрузкам на детей.

Стоит отметить, что проблема здоровья подрастающего поколения приобрела в последние годы еще и социальное значение. Причинами многих заболеваний становятся такие факторы, как плохая экология, приобретение детьми вредных привычек и безработица родителей. Все эти моменты значительно понижают уровень активности учеников во время образовательного процесса.

Классификация

Как видим, современные здоровьесберегающие технологии представляют собой понятие довольно широкое. Именно поэтому классифицировать их можно по самым различным признакам. Однако лишь некоторые из них являются наиболее актуальными при практическом применении. Одним из таких основных признаков здоровьесберегающих образовательных технологий является субъективная активность. Исходя из этого, выделяют:

  • Внесубъектные технологии. При их применении ученик может и не подозревать о том, что учитель в данный момент проявляет заботу о его здоровье.
  • Технологии, подразумевающие применение пассивной позиции.
  • Использование активной позиции.
  • Какие здоровьесберегающие образовательные технологии станут наиболее эффективными при проведении урока? На первый взгляд очевидным преимуществом в педагогической практике должна обладать активная позиция. Тем не менее учителю необходимо выработать такую методику построения урока, при которой применяются все три описанных выше вида здоровьесберегающих технологий. Стоит иметь в виду, что активная позиция ученика может формироваться под влиянием не только позитивных, но и негативных факторов, таких как, например, ложные ценности, которые навязываются средствами массовой информации, особенности семейного воспитания или обычная человеческая лень. Все это также приводит к тому, что ребенок неохотно воспринимает позицию педагога.

    Помимо этого, из всего объема здоровьесберегающих технологий в работе с детьми выделяют санитарно-гигиенические и собственно педагогические меры. Что они представляют собой? Гигиеническая составляющая здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми предусматривает включение таких компонентов:

    • создаваемые в помещении условия в виде хорошей освещенности, температуры, вентиляции, режима уборки;
    • организация рационального питания;
    • правильный выбор мебели и иных предметов, используемых в процессе занятий;
    • организация уроков исходя из их соответствия санитарным нормам, а также возрастным особенностям учеников;
    • создание рабочего места ученика с учетом состояния его здоровья.

    Существует также три группы здоровьесберегающих технологий. Среди них:

  • Методики, позволяющие сохранить и стимулировать здоровье ребенка. В их числе динамические паузы и ритмопластика, спортивные и подвижные игры, мероприятия эстетической направленности, релаксация, гимнастика для глаз, а также дыхательная, корригирующая, ортопедическая.
  • Технологии, предусматривающие обучение здоровому образу жизни. Это точечный и обычный самомассаж, беседы о здоровье и коммуникативные игры.
  • Коррекционные технологии. В них включены такие методы: арт-терапия, сказкотерапия, воздействие музыкой, цветом, психогимнастика, логопедическая и фонетическая ритмика.
  • Перечисленные выше группы здоровьесберегающих технологий включают в себя:

    • Технологии организационно-педагогического характера, определяющие саму структуру проведения урока и способствующие недопущению состояния гиподинамии и переутомления.
    • Технологии психолого-педагогического плана, связанные с работой педагога на уроке и с его воздействием на учеников.
    • Технологии учебно-воспитательного характера, в которые входят программы по формированию у детей культуры здоровья и их мотивации на ведение ЗОЖ.

    Стоит отметить, что реализация здоровьесберегающих технологий в большинстве школ нашей страны осуществляется довольно успешно. Педагоги регулярно контролируют температурный режим класса и состояние его освещенности. Столовые и буфеты в школах не имеют продуктов, являющихся вредными для здоровья детей. Кроме этого, составляя расписание уроков, администрация образовательного учреждения учитывает рекомендации по рациональной организации учебного дня. И, разумеется, учителя не станут сажать ребенка, имеющего слабое зрение, на одну из задних парт, а высоко школьника — за низкий стол. Широкое применение в данной области находит и активизация позиции ученика. Дети постоянно участвуют в озеленении и уборке помещений.

    девочка с тарелкой еды

    Стоит отметить, что с точки зрения условий здоровьесберегающих технологий слишком широкое применение компьютеров в учебном процессе одобрено быть не может. Как известно, при чтении с экрана ПК зрение может пострадать сильнее, чем при работе с бумажными носителями.

    Педагогические приемы

    При использовании здоровьесберегающих технологий учитель строит урок так, что учебный процесс оказывает минимальную нагрузку на организм ребенка и его психику. При этом ему удается добиться наиболее эффективного усвоения изучаемого материала.

    Наиболее простыми, но в то же время действенными педагогическими приемами являются:

    • постоянная смена деятельности учащихся (пять и более раз в течение урока);
    • рациональное распределение на детей нагрузки, когда наиболее напряженная работа приходится на середину учебного часа;
    • использование ролевых и игровых форм работы, которые ненавязчиво заставляют детей двигаться;
    • создание доброжелательной атмосферы сотрудничества, при которой детям предоставляется право высказать свое мнение и задать вопросы;
    • поддержание благоприятной эмоциональной атмосферы, когда на уроке учитель несколько расслабляет учеников, произнося шутку или литературную цитату.

    Особую важность приобретает использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Ведь дети в первых классах пока еще не обладают достаточными навыками концентрации внимания. С младшими дошкольниками рекомендуется проводить на уроках физкультминутки, в которые включены упражнения для зрения и дыхательная гимнастика. В этом возрасте дети довольно хорошо воспринимают такие мероприятия и более нуждаются в них.

    Стоит также отметить, что использование здоровьесберегающих технологий является заботой и об учителе. Применение подобных методик позволяет защитить его от стрессов и создать комфортные условия для работы.

    Учитель, который готов к использованию в своей работе здоровьесберегающих технологий, на начальном этапе данного процесса должен решать следующие задачи:

    • Объективно оценить собственные достоинства и недостатки, которые связаны с профессиональной деятельностью, и при необходимости составить план самокорекции и его реализации.
    • Повысить собственную квалификацию по вопросам здоровьесберегающих технологий.
    • Провести ревизию педагогических техник и приемов, которые он использует в своей работе, в свете оказываемого ими воздействия на здоровье учеников.
    • Целенаправленно реализовывать здоровьесберегающие образовательные технологии во время проведения занятий с детьми, отслеживая полученные ими результаты с использованием объективных методов оценки и собственных ощущений.
    • Принимать активное участие в формировании в школе или в ДОУ, которое является местом его работы, образовательной здоровьесберегающей среды, взаимодействуя со всеми членами педагогического коллектива, учащимися и их родителями.

    Все эти мероприятия позволят решить стоящую перед учителем задачу.

    Здоровьесберегающие технологии при изучении английского языка

    Защищать учеников и учителей от излишних нагрузок и стрессов необходимо на протяжении всего учебного процесса. Однако применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка обладает первостепенным значением. Этот предмет является довольно серьезным и сложным. Во время его освоения дети учатся общению на незнакомом им языке. При этом им необходимо осваивать новый для них материал, а именно грамматические формы и лексические единицы, приобретая при этом произносительные навыки.

    учительница и ученики улыбаются

    Необходимость в применении здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка вызвана тем, что детям приходится много читать и писать, говорить и запоминать, а также слушать и проводить анализ полученной информации. Именно поэтому учителю необходимо максимально сократить нагрузку при получении знаний.

    Построение урока

    Каким образом используются здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка? Урок, во время которого находит свое применение подобная методика, строится с учетом необходимости саморазвития детей, а также их потребности в подражании и приобретении опыта.

    Для того чтобы избежать перегрузки и усталости учеников, педагогу необходимо построить урок исходя из динамики внимания детей. При этом учителю понадобится учесть время, необходимое для выполнения каждого из предложенных им заданий, чередуя при этом виды работ.

    мальчики смотрят в компьютер

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка предполагает собой применение различных элементов, способствующих развитию памяти, мыслительных операций с одновременным отдыхом учащихся. В их число входят:

    • рациональное распределение учебного времени с индивидуальным дозированием объемов нагрузки;
    • периодическая смена разновидностей работ, предусматривающая чередование самостоятельного выполнения заданий, чтения, письма, слушания, ответов на вопросы и т. д.;
    • выполнение разнообразных заданий (тестовых, на перегруппировку, на поиск и распознавание ошибок и т. д.);
    • проведение исходя из календарно-тематического планирования контрольных работ, а также соблюдение объема предлагаемых ученикам тестов;
    • проведение физкультминуток и игровых пауз, зрительной гимнастики и эмоциональной разгрузки;
    • наблюдение за осанкой учащихся, а также контроль смены их позы в соответствии с видом учебной деятельности.

    Средства здоровьесберегающих технологий

    Решая проблему снижения нагрузки на учеников, педагог должен опираться на современные учебные пособия. Они позволят максимально эффективно решать поставленные перед образованием задачи. Учебники нового поколения, особенно те, которые созданы для учеников старших классов, содержат материал, связанный с охраной здоровья. Эти темы, помимо всего прочего, являются прекрасным средством, помогающим развить навыки изучения языка. Такой материал поможет детям познать много нового, полезного и интересного, позволяющего им оставаться здоровыми. Например, рассказы о вредных и полезных привычках, о том, каким образом люди в других странах мира сохраняют свою физическую форму, о диете, о питании и т. д.

    Положительные стороны применения системы

    Исходя из имеющегося опыта здоровьесберегающих технологий, их использование в сочетании с педагогическими охранительными режимами играет в жизни каждого ученика довольно большую роль. Дети успешнее и легче овладевают необходимыми знаниями и преодолевают трудности. Это позволяет им достичь тех целей, которые входят в задачу обучения.

    мальчик в очках

    Дети приобретают навыки жизни без стрессов. Они укрепляют и сохраняют свое здоровье и учатся ценить чужое. Такой педагогический подход не создает дополнительных нагрузок на нервную систему, способствуя при этом творческому развитию детей.

    Релаксация

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка позволяет обеспечить максимально благоприятную и комфортную обстановку в классе. При этом педагог стремится создать у детей положительную эмоциональную настроенность к изучаемой теме. Все это позволяет снять отрицательные воздействия, оказываемые различными факторами на организм школьника.

    В задачу педагога входит создание положительного отношения к предмету и повышение интереса, а также мотивации школьников. Очень важным моментом при этом является отсутствие у детей боязни и чувства страха перед английским языком. К сожалению, подобное нередко можно наблюдать в начальных классах, а также при изучении этого предмета малышами в ДОУ.

    Именно поэтому в качестве одного из элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка педагогом применяется релаксация. Ее целью является снятие умственного напряжения, предоставление детям небольшого отдыха и вызов положительных эмоций. Все это позволит улучшить освоение материала.

    Какие могут быть применены виды релаксации при использовании здоровьесберегающих технологий? Сюда входят различного рода движения, парная или групповая работа, ролевые игры, танцы, пение, диалоги с героями сказок, постановка небольших сценок, просмотр мультфильмов.

    Релаксация является состоянием покоя и расслабленности, которое возникает при снятии напряжения. Такую разрядку при использовании здоровьесберегающих технологий на занятиях рекомендуется применять и для учеников средних и старших классов. Для этого, например, учитель может проводить упражнения под тихую, спокойную музыку.

    Педагог, прививающий учащимся культуру здоровьесберегающих технологий, должен учить их аутотренингу. Для этого понадобится внушать детям то, что они ничего не должны бояться, и только раскрепостившись им будет проще усвоить новую тему. Для учеников средних и старших классов проведение аутогенной тренировки особенно актуально в начале урока или в его середине. Это даст детям психологическую поддержку. Особенно важна она в тех случаях, когда школьник не смог успешно решить проблемы, возникшие на предыдущем уроке, и ему сложно перестроиться на изучение другого предмета.

    Аутогенная тренировка

    Неоценимую помощь окажут здоровьесберегающие технологии и в самообразовании. В тех случаях, когда педагог даст своим ученикам навыки аутогенной тренировки, дети смогут улучшить внимание, укрепить силу воли, а также нормализовать ритм дыхания. Затраты времени на такие упражнения полностью окупятся повышением работоспособности.

    Использование игр

    Развитие здоровьесберегающих технологий без этого компонента представить себе довольно сложно. Ведь игра является одной из форм релаксации, приводящей к возникновению положительных эмоций и повышению работоспособности ребенка. Недаром она представляет собой один из обязательных элементов здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС. Игра для педагога является дверью в душу его воспитанника. Она позволяет ребенку раскрыться, проявив самостоятельность, сообразительность, решительность, получив признание сверстников, а также глубже понять окружающий мир и познакомиться со значением новых для него слов.

    При изучении английского языка педагог применяет игры, которые позволяют детям отдохнуть и вызывают положительные эмоции, удовольствие и легкость. Это могут быть различные соревнования и конкурсы, а также пантомимы. При использовании ролевых игр воспитанники воссоздают самые различные ситуации, которые могут встретиться в реальной жизни.

    При применении здоровьесберегающих технологий в начальной школе или в ДОУ, где дети только начинают изучать алфавит, педагог может предложить малышу изобразить букву в воздухе, выполняя необходимые движения головой. Все другие должны отгадать, что находилось в виртуальном рисунке.

    Благоприятная почва для развития двигательной активности детей, что будет способствовать укреплению здоровья учащихся и их эффективному усвоению материала при изучении английского языка, создается во время подвижных игр. Они позволят выучить новые цвета, названия предметов и т. д.

    Прекрасно снижается уровень утомления детей и при проведении пальчиковых игр. Они позволяют общаться с ребенком, используя тактильные ощущения. Для малыша, только приступающего к освоению иностранного языка, такой подход явится очень важным для успешного получения знаний.

    Песни

    Их также необходимо использовать на уроках английского языка. При этом петь песни могут не только малыши. Подобная методика используется на всех уровнях обучения в качестве способа воздействия на эмоции и чувства ученика. Песни помогают лучше заучить лексику, попрактиковаться в грамматических структурах, отработать фонетику и т. д. Помимо этого, они позволят ребенку расслабиться, прервав на некоторое время рутину учебной деятельности. Пение является своеобразной релаксацией. Именно поэтому педагогу стоит применить ее в середине или в конце урока, когда дети начинают уставать и им нужно восстановить работоспособность. Помимо того, песня очень полезна для здоровья. Она способствует активизации функции дыхательного и голосового аппарата, развивает память и музыкальный слух, повышая при этом интерес к изучаемому предмету.

    При использовании песни учителю прежде всего необходимо дать прослушать ее ученикам. После этого им предстоит повторить за педагогом каждую строку, обратив внимание на произношение.

    Песню можно использовать как введение к новой теме. Для этого необходимо подобрать мелодию с соответствующим текстом. Кроме этого, песня способна стать прекрасным дополнительным материалом, позволяющим лучше узнать особенности американского и английского стиля жизни.

    Такой материал педагог может использовать:

    • при повторении пройденных структур;
    • для расширения словарного запаса учеников;
    • введения в контексте новых структур;
    • повторения пройденной лексики;
    • тренировки умений произношения.

    Положительным фактором задействоввания песни при изучении английского языка является использование в ее тексте современных слов. Это позволяет детям познакомиться с грамматическими конструкциями и лексикой, которые можно часто встретить в речи их зарубежных сверстников.

    Физкультминутки

    Их проведение для восстановления работоспособности детей желательно на любом уроке. К различного рода упражнениям педагог может подобрать любой дополнительный материал в виде песен, стихов, скороговорок, рифмовок и пословиц на английском языке. Их дети разучат с удовольствием и при этом запомнят все легко и непринужденно.

    физкультминутка на уроке английского языка

    Проводится подобная физкультминутка при многократном повторении школьниками слов, предложений или речевых клише. Одновременно с этим дети хлопают в ладоши, притопывают ногами, производят повороты туловищем, бегают или ходят на месте и т. д. Если такая физкультминутка будет сопровождаться музыкой, то это позволит сделать мероприятие интереснее, насыщеннее и повысить эмоциональное состояние учеников, одновременно с этим способствуя развитию координации, эмоциональности и непринужденности движений.

    Порой педагоги неохотно идут на проведение подобного мероприятия. Им не хочется прерывать урок, на котором излагается сложный и насыщенный материал. Тем не менее физкультминутки являются для школьников необходимостью, ведь урок для каждого из них – это работа, которая проходит в условиях практически полной неподвижности. А это весьма сложно для энергичных детей. И если во время перемен их глаза горят, то после звонка за парты чаще всего садятся ученики с потухшим взглядом, с лиц которых сходит улыбка. При этом происходит изменение осанки, свисает голова и опускаются плечи. Именно поэтому педагогу столь важно устраивать паузы, которые послужат прекрасной разрядкой для учеников, предлагая детям выполнять несложные для них упражнения.

    Подходить к физкультминуткам учителю необходимо творчески, стараясь максимально разнообразить данное мероприятие. Так, оживить урок сможет игра (у доски, в группах или в парах), во время которой дети будут перемещаться по классу. Рекомендуется также поручать провести физкультминутку детям. Это позволит им в дальнейшем пользоваться определенным набором упражнений не только в классе, но и дома.

    Когда лучше включать в урок физкультминутку? Время для ее проведения выбирает сам учитель. Как правило, после начала урока должно пройти примерно 20 минут. Педагогу желательно определить развитие у детей первой фазы умственной усталости, когда ученики начинают проявлять двигательное беспокойство. Проведение физкультминутки позволит повысить умственную работоспособность детей и снять у них статическое мышечное напряжение.

    Дыхательная гимнастика

    Такие упражнения также играют немаловажную роль при применении здоровьесберегающих технологий.

    дети выполняют упражнения

    При углублении дыхания во время дыхательной гимнастики происходит повышение возбудимости коры головного мозга, что позволяет повысить активность детей.

    Эмоциональная разрядка

    Для снятия утомления и умственного напряжения педагогу рекомендуется произносить детям веселые четверостишья и поговорки, а также показывать им поучительные или юмористические картинки. Еще одним раздражителем, позволяющим снять напряжение, является смех. Для его появления учитель может знакомить детей с шутливыми историями на английском языке.

    Источник

    About The Author
    admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *