Статья
Функционализм — это что за метод? Понятие, теория, концепция и принципы функционализма в социологии
0

Функционализм — это что за метод? Понятие, теория, концепция и принципы функционализма в социологии

by admin05.12.2018

Функционалистская перспектива, также называемая функционализмом, является одной из основных теоретических перспектив в социологии. Она берет свое начало в работах Эмиля Дюркгейма, который был особенно заинтересован в том, насколько возможен социальный порядок или как общество остается относительно стабильным.

Таким образом, это теория, которая фокусируется на макроуровне социальной структуры, а не на микроуровне повседневной жизни. Известными теоретиками являются Герберт Спенсер, Талкотт Парсонс и Роберт К. Мертон.

Краткая суть

Теория структурного функционализма интерпретирует каждую часть общества с точки зрения того, как она способствует его стабильности. Общество — это больше, чем сумма определенных частей. Скорее, каждая его часть функционирует для стабильности целого. Дюркгейм фактически представлял общество как организм, где каждый компонент играет необходимую роль, но никто не может функционировать в одиночку, переживать кризис или терпеть неудачу.

Толпа сверху

Что это — функционализм? Пояснение

В рамках теории функционализма различные части общества в основном состоят из социальных институтов, каждая из которых предназначена для удовлетворения разных потребностей, и каждая из них имеет особые последствия для формы общества. Все части зависят друг от друга. Основные институты, определенные социологией и которые важны для понимания этой теории, включают семью, правительство, экономику, средства массовой информации, образование и религию.

Согласно функционализму, институт существует только потому, что он играет жизненно важную роль в функционировании общества. Если он больше не будет выполнять роль, учреждение умрет. Когда новые потребности будут развиваться или появляться, новые учреждения будут созданы для их удовлетворения.

Институты

Давайте рассмотрим взаимоотношения и функции некоторых основных институтов. В большинстве обществ правительство или государство обеспечивает образование для детей семьи, которая, в свою очередь, платит налоги. От этих выплат зависит то, как будет работать государство. Семья зависит от школы, которая может помочь детям вырасти, иметь хорошую работу, чтобы они могли поднимать и поддерживать свои семьи. В этом процессе дети становятся законопослушными, платящими налоги гражданами, которые, в свою очередь, поддерживают государство. С точки зрения идеи функционализма, если все идет хорошо, части общества производят порядок, стабильность и производительность. Если все идет не так хорошо, тогда части общества должны адаптироваться к новым формам порядка, стабильности и производительности.

Социальные круги

Политический аспект

Современный функционализм подчеркивает консенсус и порядок, существующие в обществе, уделяя особое внимание социальной стабильности и общим общественным ценностям. С этой точки зрения дезорганизация в системе, такая как девиантное поведение, приводит к изменению, поскольку социальные компоненты должны приспосабливаться к достижению стабильности. Когда одна часть системы не работает или дисфункциональна, она затрагивает все остальные части и создает социальные проблемы, что приводит к социальным изменениям.

История

Функционалистская перспектива достигла наибольшей популярности среди американских социологов в 1940-х и 1950-х годах. В то время, как европейские функционалисты изначально фокусировались на объяснении внутренней работы общественного порядка, американские сосредоточились на выявлении функций человеческого поведения. Среди этих социологов — Роберт К. Мертон, который разделяет человеческие функции на два типа: манифестные, которые являются преднамеренными и очевидными, и скрытые, которые являются непреднамеренными и неочевидными. Например, манифестная функция посещения церкви или синагоги состоит в том, чтобы поклоняться божеству, но ее скрытая функция может заключаться в том, чтобы помочь членам учиться различать личность от институциональных ценностей. Людям со здравым смыслом очевидные функции становятся очевидными. Однако это не обязательно для скрытых функций, которые часто требуют раскрытия социологического подхода.

Критика в академической среде

Многие социологи критиковали принципы функционализма за пренебрежение часто негативными последствиями общественного порядка. Некоторые критики, как и итальянский теоретик Антонио Грамши, утверждают, что эта перспектива оправдывает статус-кво и процесс культурной гегемонии, который его поддерживает.

Функционализм — это теория, которая не побуждает людей играть активную роль в изменении их социальной среды, даже если это может принести им пользу. Вместо этого она предполагает, что агитация за социальные изменения нежелательна, потому что различные части общества будут компенсировать естественным образом любые возникающие проблемы.

Единство людей

Широкая взаимосвязь и социальный консенсус

Согласно функционалистической перспективе социологии, каждый аспект общества является взаимозависимым и способствует стабильности и функционированию общества в целом. Выше уже приводился пример взаимосвязи между институтом семьи, государства и школы. Каждое учреждение не может действовать независимо и обособленно.

Если все идет хорошо, части общества производят порядок, стабильность и производительность. Если все идет не так хорошо, тогда части общества должны адаптироваться к возвращению нового порядка, стабильности и производительности. Например, во время финансового спада с высокими темпами безработицы и инфляции социальные программы обрезаются или сокращаются. Школы предлагают меньше программ. Семьи ужесточают свои бюджеты. Возникает новый социальный порядок, стабильность и производительность.

Люди и планета

Функционалисты считают, что общество удерживается вместе благодаря социальному консенсусу, в котором все члены соглашаются и работают вместе над достижением того, что лучше всего для общества в целом. Это выделяется на фоне двух других основных социологических перспектив: символического интеракционизма, который фокусируется на том, как люди действуют в соответствии с их интерпретацией смысла своего мира, и теории конфликтов, которая фокусируется на отрицательном, противоречивом, постоянно меняющемся характере общества.

Критика со стороны либералов

Функционализм — это неоднозначная теория. Он часто критиковался либералами за недооценивание роли конфликтов, их исключения. Критики также утверждают, что эта перспектива оправдывает самоуспокоенность со стороны членов общества. Функционализм в социологии не имеет развития, эволюции, так как не побуждает людей к активным действиям. Более того, теория ограничивает функции социальных подсистем четырьмя, которых, по мнению Парсонса, было достаточно для выживания системы в целом. У критиков возникает вполне справедливый вопрос о необходимости существования других функций, присущих обществу и тем или иным способом влияющих на его жизнедеятельность.

Системность, солидарность и стабильность

Структурный функционализм в социологии — это большая теория, которая рассматривает общество как единый организм, единую слаженную систему. Этот подход рассматривает общество через макроуровневую ориентацию, которая в значительной степени фокусируется на социальных структурах, формирующих общество в целом, и полагает, что общество развивалось подобно живому организму. Функционализм — это концепция, которая касается общества в целом в терминах функции его составляющих элементов, а именно норм, обычаев, традиций и институтов.

В самых основных терминах теория просто подчеркивает стремление как можно точнее приписывать каждую особенность, обычай или практику, ее влияние на функционирование стабильной, сплоченной системы. Для Талькотта Парсонса функционализм сводился к описанию определенного этапа в методологическом развитии социальной науки, а не к конкретной школе мысли.

Другие особенности теории

Функционализм обращает более пристальное внимание на те институты, которые уникальны для индустриализированного капиталистического общества (или современности). Функционализм также имеет антропологическую основу в работе таких теоретиков, как Марсель Мосс, Бронислав Малиновский и Рэдклифф-Браун. Именно в конкретном использовании Радклиффа-Брауна появился префикс «структурный». Рэдклифф-Браун предположил, что большинство «примитивных» обществ без гражданства, лишенных сильных централизованных институтов, основаны на объединении групп корпоративного происхождения. Структурный функционализм также принял аргумент Малиновского о том, что основным строительным блоком общества является ядерная семья, а клан — это рост, а не наоборот.

Социология гендера

Концепция Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм отмечал, что стабильные общества, как правило, были сегментированы, причем эквивалентные части были объединены общими ценностями, общими символами или, как считал его племянник Марсель Мосс, системами обменов. Дюркгейм восхищался обществами, члены которых выполняют очень разные задачи, что приводит к сильной взаимозависимости. Основываясь на метафоре (сравнении с организмом, в котором многие части функционируют совместно для поддержания целого), Дюркгейм утверждал, что сложные общества объединены органической солидарностью.

Эти взгляды были поддержаны Дюркгеймом, который после Огюста Конта считал, что общество представляет собой отдельный «уровень» реальности, отличный от биологической и неорганической материи. Поэтому на этом уровне должны были быть построены объяснения социальных явлений, а отдельные люди были просто временными обитателями сравнительно стабильных социальных ролей. Центральным вопросом структурного функционализма является продолжение Дюркгеймской задачи объяснения кажущейся стабильности и внутренней сплоченности, необходимой обществу для терпимости с течением времени. Общества рассматриваются как когерентные, ограниченные и принципиально реляционные конструкции, которые функционируют как организмы, а их различные (или социальные институты) работают в бессознательном, квазиавтоматическом порядке, чтобы достичь общего социального равновесия.

Таким образом, все социальные и культурные явления рассматриваются как функциональные в смысле совместной работы и, как считается, имеют собственные «жизни». В первую очередь они анализируются с точки зрения этой функции. Человек значителен не сам по себе, а скорее с точки зрения его статуса, его позиции в моделях социальных отношений и поведения, связанного с его модальностью. Поэтому социальная структура — это сеть статусов, связанных определенными ролями.

Проще всего приравнять точку зрения к политическому консерватизму. Однако тенденция подчеркивать «связные системы» приводит к тому, что направления функционализма противопоставляются «теориям конфликтов», которые вместо этого подчеркивают социальные проблемы и неравенства.

Концепция Спенсера

Герберт Спенсер был британским философом, известным тем, что применил теорию естественного отбора к обществу. Он во многом был первым аутентичным представителем этой школы в социологии. Невзирая на то что Дюркгейм зачастую считается самым главным функционалистом среди теоретиков-позитивистов, известно, что большая часть его анализа была отбракована от чтения работы Спенсера, особенно его «Принципов социологии». В описании общества Спенсер ссылается на аналогию человеческого тела. Подобно тому, как части человеческого организма функционируют независимо, чтобы помочь организму выжить, социальные структуры работают вместе, чтобы сохранить общество. Многие считают, что этот взгляд на общество лежит в основе коллективистских (тоталитарных) идеологий ХХ века, таких как фашизм, национал-социализм и большевизм.

Концепция Парсонса

Талькотт Парсонс начал писать в 1930-х годах и внес свой вклад в социологию, политологию, антропологию и психологию. Структурный функционализм Парсонса получил много критики. Многочисленные эксперты-порицатели указали на недооценку Парсонса политической и денежной борьбы — основы социальных изменений и, по сути, «манипулирующее» поведение, не регулируемое качествами и стандартами. Структурный функционализм и большая часть работ Парсонса, по-видимому, недостаточны в их определениях относительно связей между институционализированным и неинституциональным поведением и процедурами, в которых происходит институционализация.

Обмен мнениями

Парсонс находился под влиянием Дюркгейма и Макса Вебера, синтезируя большую часть работы в своей теории действий, которую он основывал на системно-теоретической концепции. Он считал, что большая и единая социальная система состоит из действий отдельных лиц. Его отправной точкой, соответственно, является взаимодействие между двумя людьми, сталкивающимися с различными вариантами выбора того, как они могут действовать, вариантов, которые влияют и ограничены рядом физических и социальных факторов.

Дэвис и Мур

Кингсли Дэвис и Уилберт Э. Мур дали аргумент в пользу социальной стратификации, основанной на идее «функциональной необходимости» (также известной как гипотеза Дэвиса-Мура). Они утверждают, что самые трудные рабочие места в любом обществе имеют самые высокие доходы, чтобы побуждать людей выполнять роли, необходимые для разделения труда. Таким образом, неравенство служит социальной стабильности.

Этот аргумент был раскритикован как ошибочный с разных точек зрения: аргумент заключается в том, что наиболее достойные люди являются наиболее заслуживающими, и что необходима система неравных вознаграждений, иначе никакие люди не будут выступать как необходимые для функционирования общества. Проблема в том, что эти награды должны основываться на объективной заслуге, а не на субъективных «мотивациях». Критики предположили, что структурное неравенство (унаследованное богатство, семейная власть и т. д.) само по себе является причиной индивидуального успеха или неудачи, а не следствием этого.

Дополнения Мертона

Пришло время поговорить о функционализме Мертона. Роберт К. Мертон сделал важные уточнения для функционалистической мысли. Он принципиально согласился с теорией Парсонса. Однако он признал ее проблематичной, полагая, что она была обобщена. Мертон, как правило, подчеркивал теорию среднего диапазона, а не великую теорию, а это означает, что он смог конкретно разобраться с некоторыми ограничениями идеи Парсонса. Мертон считал, что любая социальная структура, вероятно, имеет много функций, более очевидных, чем другие. Он определил три основных ограничения: функциональное единство, универсальный подход функционализма и незаменимость. Он также разработал концепцию отклонения и сделал различие между манифестными и скрытыми функциями.

Функции манифеста относятся к признанным и предполагаемым последствиям любой социальной модели. Скрытые функции относятся к непризнанным и непреднамеренным последствиям любой социальной модели.

Хронология

Концепция функционализма достигла пика своего влияния в 1940-х и 1950-х годах, а к 1960-м годам стремительно пошла на дно научной мысли. К 1980-м годам его место заняли в Европе более конфликтные подходы, а в последнее время — структурализм. В то время, как некоторые из критических подходов также стали популярными в Соединенных Штатах, основное направление этой дисциплины перешло ко множеству эмпирически ориентированных теорий среднего класса, не имеющих всеобъемлющей теоретической ориентации. Для большинства социологов функционализм сейчас «мертв как додо». Однако не все с этим согласны.

По мере того как влияние представителей функционализма в 1960-х годах ослабевало, языковые и культурные повороты привели к множеству новых движений в социальных науках. Согласно Гидденсу, структуры (традиции, институты, моральные коды и т. д.) в целом достаточно стабильны, но могут изменяться, особенно через непреднамеренные последствия действий.

Перенаселенный город

Влияние и наследие

Несмотря на отрицание эмпирической социологии, функционалистские темы оставались заметными в социологической теории, особенно в работах Лумана и Гидденса. Однако есть признаки начального возрождения, поскольку в последнее время функционалистические претензии были подкреплены событиями в теории многоуровневого отбора и эмпирическими исследованиями о том, как группы решают социальные проблемы. Недавние события в эволюционной теории, оказали сильную поддержку структурному функционализму в форме многоуровневой теории отбора. В этой теории культура и социальная структура рассматриваются как дарвиновская (биологическая или культурная) адаптация на уровне группы. Здесь стоит особенно отметить исследования и разработки биолога Дэвида Слоана Уилсона и антропологов Роберта Бойда и Питера Рикерсона.

В 1960-е годы функционализм подвергался критике за то, что он не мог объяснить социальные изменения или структурные противоречия и конфликт (и поэтому часто назывался «консенсусной теорией»). Кроме того, в нем игнорируются неравенства, в том числе раса, пол, класс, которые вызывают напряженность и конфликты. Опровержение второй критики функционализма, что оно статично и не имеет понятия об изменении, уже сформулировано выше, заключается в том, что, хотя теория Парсонса допускает изменения, это упорядоченный процесс, движущееся равновесие. Поэтому ссылаться на теорию общества Парсонса как статическую некорректно. Это правда, что он делает акцент на равновесии и поддержании, а также быстро возвращается к общественному порядку. Но такие взгляды являются результатом того времени. Парсонс писал после окончания Второй мировой войны, в разгар холодной войны. Общество было потрясено, и страх изобиловал. В то время социальный порядок имел решающее значение, и это нашло отражение в тенденции Парсонса к продвижению равновесия и социального порядка, а не к социальным изменениям.

Функционализм в архитектуре

Стоит отдельно отметить, что одноименное направление в архитектуре не имеет никакого отношения к теории, связанной с социокультурной антропологией. Стиль функционализма предполагает строгое соответствие зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам. Его основные тенденции:

  • Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных.
  • Отсутствие орнаментации и выступающих деталей.
  • Использование одного материала.

Критики концепции функционализм в архитектуре обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Однако такие здания зачастую практичны и удобны в эксплуатации.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *