- Финансы: сущностные характеристики
- Сущность бюджетных учреждений и их классификация
- Особенности финансов
- Основные принципы организации финансов
- Роль бюджета в финансовом обеспечении
- Понятие бюджетного финансирования
- Формы бюджетного финансирования
- Способы бюджетного финансирования
- Виды источников финансирования расходов бюджетных учреждений
- Бюджетная субсидия: основы понимания
- Бюджетная субсидия на цели, не связанные с госзадачами
- Внебюджетные источники
- Вопросы налогообложения внебюджетных источников
- Заключение
Действующее общегосударственное нормативно-правовое законодательство предусматривает разные источники финансирования бюджетного учреждения и механизмы выделения этих средств. Часть являются обязательными, а внедрение остальных зависит от возможностей и начинаний руководства бюджетного учреждения. В рамках данной статьи рассмотрим основные источники финансирования деятельности бюджетного учреждения.
Финансы: сущностные характеристики
Чтобы ответить на вопрос, что является источником финансирования бюджетных учреждений, рассмотрим понятие финансов бюджетного учреждения.
Вам будет интересно:«Продинамить» — это синоним лжи
Финансы - это денежные отношения, которые связаны с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части государственного богатства.
Если говорить о финансах в принципе, то следует учесть, что в их основе лежат две функции: распределение и контроль.
Интенсивно принимая участие в распределении и перераспределении государственного дохода, выделение финансовых средств содействует изменению пропорций, которые появились в процессе изначального распределения государственного дохода, в отношении его конечного использования.
Доходы, приобретенные в процессе этого перераспределения, должны обеспечивать согласованность между ресурсами, между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и размером и структурой средств производства и предметов потребления, с другой.
Перераспределение государственного дохода в России происходит в интересах структурной перестройки государственной экономики, развития наиважнейших секторов экономики (сельхозпроизводства, транспорта, энергетики, военного производства) в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пожилые люди, студенты, одинокие мамы и многодетные семьи).
В итоге перераспределение государственного дохода происходит между производственными и непроизводственными сферами государственной экономики, отраслями материального производства, некоторыми регионами государства, формами принадлежности и социальными группами населения.
Конечной целью распределения и перераспределения государственных доходов и ВВП, которое осуществляется при помощи денег, является развитие производительных сил, создание структур рыночной экономики, укрепление страны и обеспечение высочайшего качества жизни для широких слоев населения.
Вам будет интересно:Что значит «эфенди»: от титула до приветливости
Особенное место бюджетных финансов в денежной системе определяется той позицией, которую эти организации берут на обеспечение функций страны.
Сущность бюджетных учреждений и их классификация
Чтобы ответить на вопрос, что является источником финансирования бюджетных учреждений, рассмотрим само определение данного учреждения.
Бюджетное учреждение представляет из себя организацию, которая была создана госструктурами России, местными административными органами в целях выполнения управленческих, общественно-культурных, научных, технических либо других функций. Основы финансирования такого учреждения строится на базе сметы доходов и затрат.
Эти компании могут быть классифицированы по ряду обстоятельств. Классификация по функциям, т. е. для выполнения ряда видов работ возможно их подразделение в согласовании с многофункциональной систематизацией бюджетных затрат.
Отталкиваясь от этого, можно выделить компании, выполняющие функции государства и, при этом, получающие денежные средства.
В зависимости от источника финансирования бюджетного учреждения, они подразделяются на следующие группы:
- за счет средств федерального бюджета;
- за счет средств бюджетов субъектов РФ;
- за счет средств местных бюджетов.
Существуют и другие типы классификаций.
В соответствии с источниками финансирования бюджетного учреждения, эти организации можно поделить на две группы:
- учреждения, которые предоставляют платные услуги гражданам и организациям и, при этом, имеют свои источники средств;
- учреждения, которые не предоставляют платные услуги гражданам и организациям, не имеют собственных источников.
Особенности финансов
Вам будет интересно:Кислота фумаровая: формула, применение и вред
Важной особенностью, которую учитывают при определении источников финансирования бюджетных и автономных учреждений, является связь с бюджетом, посредством которого они обеспечиваются необходимыми финансами. Невозможность получать средства из бюджета приводит к недофинансированию затрат бюджетных компаний. Перевыполнение сметы бюджета соответствующего уровня доходов приводит к дополнительному получению основных источников финансирования бюджетных учреждений и выделению денежных средств для таких учреждений.
С помощью этой функции деньги бюджетных компаний находятся в еще более тесной связи и взаимозависимости с муниципальными (централизованными) деньгами, чем все другие части денежной системы. Учреждения могут оказывать платные услуги, формируя часть собственных денежных ресурсов за счет собственных доходов, что позволяет им относиться к субъектам хозяйствования. К видам и источникам финансирования бюджетного учреждения относятся собственные средства, формируемые за счет предоставления определенных платных услуг.
Эти две особенности определяют место финансов бюджетных учреждений как промежуточное: между муниципальными деньгами и деньгами компаний.
Основные принципы организации финансов
Главными принципами организации выделения источников средств финансирования учреждений являются следующие:
Роль бюджета в финансовом обеспечении
Центральным источником финансирования является бюджетное выделение денежных средств. Оно основано на определенных принципах, характеризующихся формами и способами предоставления средств.
Принципы бюджетного финансирования очень важны в организации системы выделения финансов для учреждений. Среди них выделим:
- получение наибольшего эффекта с минимальными расходами;
- целевой характер;
- предоставление финансовых средств казны в меру реализации производственных и остальных показателей с учетом использования выпущенных ассигнований;
- безвозвратность бюджетного выделения финансовых средств;
- бесплатность выделения денежных средств.
Употребляются два способа источников финансирования деятельности:
- Система выделения финансовых средств «нетто-бюджет». Данный способ предоставления средств характеризуется тем, что предоставление денежных средств происходит на достаточно ограниченный спектр затрат, которые были предусмотрены утвержденным бюджетом.
- Предоставление денежных средств по системе «брутто-бюджет». Он употребляется для компаний, которые всецело обеспечиваются необходимыми финансами из бюджета.
Эти способы предоставления средств осуществляются с внедрением следующих форм и источников финансирования бюджетного учреждения:
Вам будет интересно:Интересные факты о нефти и нефтедобыче
Понятие бюджетного финансирования
Бюджетное финансирование представляет собой безвозмездное целевое назначение средств учреждениям, организациям, компаниям для воплощения их основной работы из соответствующих бюджетов в согласовании с утвержденной сметой по ведомству.
Бюджетное финансирование применяется к муниципальным объектам и основывается на принципах целевого использования средств, обоснованности сумм затрат, и проверки выполнения денежной дисциплины.
Бюджетное финансирование есть организованная система предоставления средств муниципальным (государственным) компаниям, организациям и учреждениям для воплощения их работы.
Сущность такого финансирования заключается в том, что с его помощью появляются определенные денежные отношения между муниципальными и хозяйствующими субъектами всех форм собственности в отношении направления средств бюджетов.
Муниципальные и государственные непроизводственные учреждения, которые не имеют собственных доходов, все свои затраты на текущее содержание и расширение работы покрывают из бюджета на базе денежных планов - сметы затрат.
Полнота и своевременность выделения финансовых средств значительно зависят от уровня наполнения бюджетными средствами.
В России муниципальные средства направляются по-разному и в различных целях. Большая часть средств распределяется и расходуется за счет выделения финансов с помощью бюджетного финансирования, при котором предоставляются средства для воплощения текущих мероприятий и работ. Предоставление денежных средств распространяется преимущественно на муниципальные объекты и производится за счет разных источников финансирования средств бюджетных учреждений: из бюджета, из внебюджетных фондов и собственных финансов.
Бюджетное финансирование производится на базе принципов безвозмездности, целевого использования средств, соблюдения денежной дисциплины (как условие соответствующих и правовых затрат средств).
В России бюджетные средства возможны в двух формах:
- финансирование государственных учреждений;
- финансировании государственных объединений и компаний, которые имеют определенную финансовую самостоятельность.
Бюджетные компании и организации не принимают конкретной роли в разработке материальных ценностей, а это значит, что они не создают государственный доход.
Главной целью таких учреждений является удовлетворение социальных потребностей населения.
Действующее законодательство России допускает коммерческую деятельность для всех этих компаний (но лишь в отношении тех видов работ, которые предусмотрены уставом этих учреждений), что приносит им дополнительный доход.
Формы бюджетного финансирования
Выделение денежных средств производится в следующих формах:
- финансирование средств на базе денежных планов (либо сметы затрат);
- субвенции;
- государственное финансирование средств инвестиций;
- предоставление дотаций;
- предоставление субсидий.
Сметное финансирование является самой популярной формой выделения средств. Выделение средств из бюджетов основано на документе планирования - оценке доходов и затрат компании (учреждения). Смета является главным документом планирования, которые подтверждают право на получение дохода и затрат. Смета описывает размер и направление средств для решения поставленных задач.
Субвенция - это выделение государством муниципальных средств.
Субвенция, в отличие от дотаций, ориентирована на предоставление денежных средств по определенным программам, мероприятиям, проектам. Она производится, если есть доля собственных источников финансирования средств бюджетных учреждений из местных (городских, к примеру) бюджетов. Существует одна особенность использования субвенций - она быть может возвращена в случае ее ненадлежащего использования.
Государственное выделение денежных инвестиционных средств - это предоставление государством нужных средств для инноваторской и исследовательской работы.
Это предоставление денежных средств производится в согласовании с бюджетной систематизацией затрат по главным направлениям развития страны.
Субсидии представляют собой текущие платежи (безвозмездные) организациям, компаниям, которые не предусматривают возмещение в виде специально согласованных платежей.
Государственные дотации - это форма бюджетного финансирования, используемая для распределения средств из муниципального и местного бюджетов на планово -убыточные компании и организации для эффективного сбалансирования их денежных потоков.
Дотации могут также предоставляться из более высокого уровня бюджета (в случае затрат, которые превышают доход) для поддержки работы.
При осуществлении закупок муниципального уровня источниками финансирования бюджетного учреждения в реестре контрактов являются субсидии и субвенции.
Способы бюджетного финансирования
В целях выполнения бюджетного финансирования употребляются два способа:
Бюджетное финансирование также может сочетаться с кредитованием из бюджета. Действующее законодательство страны описывают предоставление займов иным уровням управления, в том числе муниципальным внебюджетным фондам, предоставление займов компаниям, учреждениям и организациям.
Виды источников финансирования расходов бюджетных учреждений
Рассмотрим, откуда могут происходить денежные потоки. Из вышесказанного можно выделить два главных типа источников финансирования расходов бюджетных учреждений:
- бюджетное предоставление финансов;
- собственные средства.
Бюджетное предоставление финансов - это предоставление невозмещаемой организацией суммы из бюджетов различного уровня и внебюджетных средств для покрытия затрат.
Собственные средства учреждений состоят из разных источников финансирования деятельности бюджетного учреждения:
- средства, приобретенные от аренды помещений, объектов и оборудования;
- средства от коммерческой и иной приносящей доход работы;
- целевые фонды юрлиц и физлиц;
- остальные доходы.
Собственные средства учреждений могут быть сгруппированы в согласовании с общим разрешением на открытие счета в Федеральном казначействе для учета средств, поступивших от коммерческой и иной приносящей доход работы:
Бюджетная субсидия: основы понимания
Она считается обязательной для любого учреждения, которое должно получить ее у учредителя вместе с установленной государственной либо муниципальной задачей. Размер ее определяется учредителем на основании следующих причин:
- при расчете субсидии учитываются затраты бюджетного учреждения на содержание собственности и имущества;
- расчет субсидии делается с учетом нормативных издержек на предоставление муниципальных либо городских услуг физическим лицам и организациям.
Касательно стоимости содержания собственности, то дотация (другими словами ее гарантированная часть, которая практически не зависит от того, предоставляет ли учреждение какие-или услуги либо нет), учитывает положение учредителя и может не покрывать все имеющиеся затраты учреждения. К примеру, в отношении учреждений общегосударственного бюджета эти затраты включают лишь десять процентов общих затрат на электроэнергию и пятьдесят процентов издержек на потребление тепловой энергии.
Касательно части субсидии, которая относится к выделению денежных средств на процесс предоставления услуг, она включает как прямые затраты учреждения на предоставление услуги (к примеру, издержки на оплату труда для персонала, конкретно занимающегося предоставлением услуги) и опосредованные затраты (в частности, вознаграждение административного персонала учреждения). Они могут включать затраты на содержание собственности.
Вам будет интересно:"Международная школа скорочтения IQ007": отзывы сотрудников о работодателе, адреса и вакансии
Если в рамках государственной задачи бюджетное учреждение предоставляет услуги гражданам и организациям за определенную плату, то, обычно, из средств, которые запланировано получить от покупателей услуг, вычитаются средства, планируемые к поступлению. В итоге, для руководства определенного бюджетного учреждения очень принципиально знать, на основании какого нормативно - законодательного акта его учредителем определяется размер дотаций для муниципальных задач. Необходимо осознавать правила для расчетов нормативов: какие затраты и в какой пропорции отнесены к субсидиям гарантированной части (цена содержания имущества), а какие - к переменной (цена предоставления услуг).
Это нужно для того, чтобы иметь возможность влиять на размер субсидии, которая определяется учредителем, защищая интересы учреждения, так как для учредителя часто нарушаются правила из-за бюджетного недостатка.
Но следует согласиться с тем, что даже без этого, при финансовом планировании, у учредителя есть много возможностей уменьшить размер субсидии, сохраняя при всем этом размер характеристик государственной задачи.
Кроме того, нередко в законодательных актах обозначено, что сумма нормативных затрат на предоставление услуг не обязана превосходить суммы бюджетных ассигнований, которые были предусмотрены для соответствующих задач в определенном бюджете на соответствующий денежный год.
Потому в данном случае единственный метод сохранить субсидию, по крайней мере, на том же уровне, заверить управляющего бюджетного учреждения в том, что понижение стандартов приведет к невыполнению этой задачи либо необходимости роста размера оплаты за услуги, которые были оказаны учреждением.
Принципиально также понимать, что сокращение учредителем суммы нормативов в пределах субсидии на реализацию государственной либо муниципальной задачи может вызвать ситуацию, когда бюджетное учреждение по той либо другой причине не полностью будет использовать эту дотацию.
В согласовании с общегосударственным актами средства дотации, которые не были использованы в текущем финансовом году, остаются в учреждении и употребляются в следующем финансовом году для решения задач, для которых учреждение было организовано.
Целями создания бюджетного учреждения являются реализация работ либо оказание услуг по обеспечению возможностей муниципальных органов либо местных административных органов в области науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости жителей, спорта, а также в остальных областях.
Неиспользованная субсидия для реализации государственной задачи в текущем году обязана быть израсходована бюджетным учреждением в следующем, и это может побудить учредителя уменьшить размер стандартов и нормативов по субсидиям.
Бюджетная субсидия на цели, не связанные с госзадачами
Предоставление этих субсидий муниципальным учреждениям предусмотрено общегосударственными актами. В отличие от субсидии на финансовую поддержку для реализации государственных задач. Вопрос ее предоставления решается учредителем, а порядок расчета размера и условия устанавливается для общегосударственных учреждений Кабинетом министров России, в отношении городских учреждений - местной администрацией.
Главный информационный элемент этих законодательных актов, не связанных с реализацией государственной задачи, в том, что бюджетные учреждения получают эти субсидии от учредителя.
В практике их цели могут варьироваться:
- эти субсидии могут быть предоставлены для приобретения основных средств (включая недвижимость);
- для капремонта и переобустройства;
- для мер по экономии ресурсов;
- для реализации разных видов работ в рамках целевой программы;
- для обучения и развития персонала;
- для реализации судебных решений;
- для погашения кредиторской задолженности;
- для проведения юбилейных мероприятий;
- для воплощения мероприятий, которые связаны с запуском учреждения и т. д.
В итоге, субсидии для остальных задач являются механизмом предоставления бюджетных инвестиций (финансовых средств казны) которые выделяются на создание либо повышение цены государственной либо муниципальной собственности за счет финансовых средств казны.
В согласовании с местной нормативной базой на практике для определения степени таких субсидий можно применять два способа.
Во-первых, размер субсидии устанавливается учредителем на базе планируемой стоимости необходимой продукции с учетом лимитов, которые были предусмотрены учредителем в согласовании с территориальным бюджетом.
Во втором способе добавочно применяется заявка на субсидию, которую представляют учредителю. В ней указывается заглавие затрат, их целевое направление, сумма, также даются нужные обоснования.
Глава бюджетного учреждения должен тщательно провести изучение надлежащих законодательных актов, чтоб осознать, на что конкретно ему могут быть выданы дотации.
Внебюджетные источники
К внебюджетным источникам финансирования в бюджетных учреждениях относят те доходы, которые существуют вне бюджета. Они регулируются законодательством РФ.
Такие средства классифицируют по группам: заработанные доходы и незаработанные доходы.
К заработанным доходам относят те средства, которые получены не от основной деятельности учреждения, но которые связаны с ней.
Такие источники финансирования внебюджетных средств бюджетного учреждения имеют характерную особенность – целевое назначение. То есть они могут быть использованы только для нужд самой организации.
Незаработанные доходы – это те финансы, которые не связаны с деятельностью учреждения и результатами его труда, не подлежат возвращению.
К внебюджетным источникам также относят депозиты, которые временно поступает в распоряжение учреждения, но при определенных условиях эти суммы подлежат возврату. К ним относят: вовремя неполученная зарплата, стипендии и т.д.
Срок по депозитам:
- для физлиц – 3 года;
- для юрлиц – 1 год;
- для бюджетных учреждений - до 31 декабря.
Вопросы налогообложения внебюджетных источников
Внебюджетные источники финансирования и налогообложение бюджетных учреждений также регулируются законодательно. Бюджетные учреждения являются плательщиками налогов. Данный налог уплачивается с доходов, полученных от реализации платных услуг, от аренды и т.д. Это доходы от коммерческой деятельности.
Налоговая база при этом определяется как разница между полученной суммой дохода (без НДС) и суммой фактических расходов.
Заключение
Изучаемые субсидии носят целенаправленный характер. Потому целевое применение учреждением средств субсидий является объектом контроля. Рядовая практика заключается в составлении договоров о предоставлении субсидий. Эти соглашения устанавливают обязательство учреждения применять дотацию только по прямому назначению и право учредителя завершить выдачу субсидии в случае неверного использования средств и предпринять усилия для восстановления этой суммы.