Один из наиболее острых краеугольных камней раздела современной педагогики, излагающего общие методы обучения (дидактики) и педагогической психологии – взаимосвязь развития и обучения.
Анализируя большое количество информации теоретического плана по этому вопросу, в качестве практического примера можно использовать опыт бурно развивающегося сегодня направления дополнительного образования под названием детская мультипликация.
Пограничники у школьной доски
Вам будет интересно:Робость — это естественно!
Всего за двумя буквами аббревиатуры ПО скрываются целые правоохранительные органы, пограничные отряды, производственные объединения, правовое и программное обеспечения и многое другое. Говоря же на педагогические темы, не обойтись без образовательного ПО – процесса обучения.
Именно так называется непрерывающаяся последовательность неких действий по обучению кем-либо кого-либо. Его субъектами являются обучающий и обучаемый. А для понимания механизма данного процесса важно следующее: когда усваивается какой-то элемент учебного материала, изменяются и все прочие элементы процесса обучения. Одно из его состояний переходит в другое. Динамично изменяются как содержание, так и цель образования, мотивы ученика и учителя, используемые средства и намечаемые результаты.
Вам будет интересно:Выталкивающая сила. Описание, формула
Педагогика считает: говорить про обучение можно тогда, когда организована и стимулируется учебная и познавательная работа ученика, нацеленная на постижение знаний, осваивание навыков. Параллельно определяются этические (нравственные) взгляды формирующейся личности и раскрываются творческие способности обучаемого.
И если уж вспоминать про ПО, то педагоги – те же пограничники, насмерть стоящие за детские души на рубежах света и тьмы, образованности и невежества, порядка и хаоса.
Детская мультипликация – дело хитрое
Нехитрым его никак не назовешь, поскольку ПО здесь очень разноплановый. Для иллюстрации обратимся к трудам Е. Р. Тихоновой - не просто пионера-практика этого движения из Новосибирской киностудии «Поиск», но и одного из очень немногих отечественных теоретиков в данной области.
Детям ПО мультипликации дает масштабные знания о кино (художественном, документальном, научно-популярном и, естественно, анимационном). Юные мультипликаторы осваивают не просто какие-то узкие навыки. За время работы над фильмом они выступают в роли сценариста, режиссера, художника, оператора, осветителя, монтажера, звуковика, кинокритика и т. д.
Вам будет интересно:Созвездие Чаша: миф и наука
За счет такого раздольного поля проявлений творческие способности детей раскрываются наиболее глубоко.
Что касается этики, считается: знание визуального языка, приобретаемое в процессе такого ПО, позволяет ребенку, который уже завтра повзрослеет и станет самостоятельным, не потреблять шквал образов безо всякой критичности, подвергаясь не всегда полезным, но часто мощным влияниям. Мультипликационные педагоги обещают научить оценивать и выбирать информацию (как видимую, так и звучащую) и раскрепостить мышление молодого кинематографиста.
Педагогическая троица
Речь пойдет об образовательной, воспитательной и развивающей функциях обучения.
Для того чтобы личность ученика раскрывалась и полноценно социализировалась, процесс обучения должен выполнять три задачи. Это трио функций сложилось исторически:
- образовательная;
- воспитательная;
- развивающая.
Качественное выполнение образовательной функции обеспечивает овладение обучаемым навыками и получение опыта творческой деятельности.
Результаты воспитательной деятельности оцениваются по следующим критериям:
- степень способности ученика следовать нормам поведения, принятым в обществе;
- какова его система взглядов на окружающую действительность;
- уровень нравственности личности;
- насколько сформированы ее эстетические вкусы.
При рассмотрении развивающей функции процесса обучения обращается внимание на прогресс по таким направлениям, как:
- развитие речи;
- улучшение мышления;
- становление мотивационно-потребностной составляющей;
- сенсорно-двигательная активность;
- развитость эмоционально-волевых качеств.
Юные мультипликаторы образованы, воспитаны, развиты
Воспитанники возникающих сегодня в большом количестве детских студий имеют возможность удовлетворить свою настоятельную потребность - делать все собственными руками. А уж опыта творческой деятельности, наработанного при создании полноценных произведений искусства при помощи используемого многими другими исключительно для игры и времяпрепровождения у компьютера, им не занимать.
Формированию вкуса способствует целое направление в ПО детской анимации – эстетическое отношение к миру. А социализация детей, которые постоянно участвуют в фестивалях, конкурсах, кинопоказах, проводят премьеры собственных фильмов и презентации кинопроектов, мастер-классы для сверстников, дает неизменно высокие показатели.
Развивающая функция обучения реализуется при ориентации на такие предметы, как сценическая речь и сценическое движение. Киношник – человек за кадром. Но это высказывание не про детей. Чтобы как следует озвучить фильм нужно говорить правильно, красиво, выразительно и убедительно. Умение вживаться в роль персонажа, осваивая его пластику, не просто поможет показать на экране верное запоминающееся движение, но и научит бывать «в шкуре» другого. Качество куда как полезное.
Птица-тройка мчится слаженно, если все движутся вместе
Готовясь к каждому учебному занятию, учитель, выражаясь образно, запрягает непременно всех трех коней описанных функций в единую упряжку урока, которая доставит подопечных в пункт под названием «Рост. Гармония. Базовая культура».
Три неразрывно связанные образовательная, воспитательная и развивающая, функции обучения реализуются многими компонентами процесса:
- весь спектр задач занятия;
- содержание (учебный материал);
- система методов учителя;
- его особые приемы;
- специфические формы и средства обучения.
Триединая цель достижима при соблюдении требований к выполнению каждой из трех функций.
Предписания для исполнения развивающей функции обучения включают следующий список задач, на которые обращается особое внимание:
- формировать у субъекта обучения положительные мотивы учебы и познания;
- стимулировать интерес, творческую инициативу, активность ученика;
- развивать эмоции, чувства, внимание, мышление, память;
- учитывать, изучая, субъективные особенности каждого обучающегося;
- побуждать постоянные качественные изменения в процессе роста учеников.
Кино – работа командная
В мультипликации развивающая функция обучения реализуется при ориентации процесса не столько на получение дипломов и призов, внимания к юному дарованию публики и СМИ, сколько мотивацию и активность. Этому способствуют разновозрастные группы в детских анимационных студиях, где старшие обучающиеся делятся опытом и предлагают помощь младшим. А те, в свою очередь, стремятся завоевать авторитет, прилагая максимум усердия и мобилизуя всю свою фантазию.
Кино является коллективным видом творчества в случае детей-творцов еще в большей степени, нежели у взрослых. Умение работать в команде, особенно для детей одаренных, ярких в своих проявлениях – это еще одно достижение развивающей функции обучения мультипликации.
Королева XXI века
Обучение в XXI веке не нацелено на вкладывание как можно большего количества знаний в головы учащихся. На сцену выступает та самая, третья, функция. В приоритете - достижение развитости ученика, причем по разным направлениям:
- умственная деятельность;
- классификация;
- способность к наблюдению и выводам;
- анализ;
- умение выделять важные признаки и сравнивать;
- определение цели и способов деятельности;
- навыки в проверке результатов.
Любая учеба сама по себе развивает. Однако, говоря о процессе обучения, отмечают, что развивающая функция обучения полноценно реализуется только в том случае, если весь ход образования специально направлен на развитие личности путем подбора соответствующего содержания и нового подхода к организации занятий с точки зрения дидактики.
И если образование в целом признает сегодняшней королевой свою развивающую функцию, то в дополнительном образовании на эту роль вполне может претендовать детская мультипликация.
Именно в ней развивающая функция обучения реализуется как нельзя более полно. Мультипликация синтезирует труд литератора, актера, режиссера, мастера изобразительных искусств, музыканта и знатока технических новинок. Все вышеперечисленное входит в программу занятий мультстудий. Недаром число их выпускников и «новобранцев» растет в современной России год от года.