Статья
Развивающая функция обучения: цель, основные принципы
0

Развивающая функция обучения: цель, основные принципы

by admin06.12.2018

Один из наиболее острых краеугольных камней раздела современной педагогики, излагающего общие методы обучения (дидактики) и педагогической психологии – взаимосвязь развития и обучения.

Анализируя большое количество информации теоретического плана по этому вопросу, в качестве практического примера можно использовать опыт бурно развивающегося сегодня направления дополнительного образования под названием детская мультипликация.

развивающая функция обучения

Пограничники у школьной доски

Всего за двумя буквами аббревиатуры ПО скрываются целые правоохранительные органы, пограничные отряды, производственные объединения, правовое и программное обеспечения и многое другое. Говоря же на педагогические темы, не обойтись без образовательного ПО – процесса обучения.

Именно так называется непрерывающаяся последовательность неких действий по обучению кем-либо кого-либо. Его субъектами являются обучающий и обучаемый. А для понимания механизма данного процесса важно следующее: когда усваивается какой-то элемент учебного материала, изменяются и все прочие элементы процесса обучения. Одно из его состояний переходит в другое. Динамично изменяются как содержание, так и цель образования, мотивы ученика и учителя, используемые средства и намечаемые результаты.

Педагогика считает: говорить про обучение можно тогда, когда организована и стимулируется учебная и познавательная работа ученика, нацеленная на постижение знаний, осваивание навыков. Параллельно определяются этические (нравственные) взгляды формирующейся личности и раскрываются творческие способности обучаемого.

И если уж вспоминать про ПО, то педагоги – те же пограничники, насмерть стоящие за детские души на рубежах света и тьмы, образованности и невежества, порядка и хаоса.

Занятия в детской мультстудии

Детская мультипликация – дело хитрое

Нехитрым его никак не назовешь, поскольку ПО здесь очень разноплановый. Для иллюстрации обратимся к трудам Е. Р. Тихоновой — не просто пионера-практика этого движения из Новосибирской киностудии «Поиск», но и одного из очень немногих отечественных теоретиков в данной области.

Детям ПО мультипликации дает масштабные знания о кино (художественном, документальном, научно-популярном и, естественно, анимационном). Юные мультипликаторы осваивают не просто какие-то узкие навыки. За время работы над фильмом они выступают в роли сценариста, режиссера, художника, оператора, осветителя, монтажера, звуковика, кинокритика и т. д.

За счет такого раздольного поля проявлений творческие способности детей раскрываются наиболее глубоко.

Что касается этики, считается: знание визуального языка, приобретаемое в процессе такого ПО, позволяет ребенку, который уже завтра повзрослеет и станет самостоятельным, не потреблять шквал образов безо всякой критичности, подвергаясь не всегда полезным, но часто мощным влияниям. Мультипликационные педагоги обещают научить оценивать и выбирать информацию (как видимую, так и звучащую) и раскрепостить мышление молодого кинематографиста.

Мультфильмы смотрят и за школьной партой

Педагогическая троица

Речь пойдет об образовательной, воспитательной и развивающей функциях обучения.

Для того чтобы личность ученика раскрывалась и полноценно социализировалась, процесс обучения должен выполнять три задачи. Это трио функций сложилось исторически:

  • образовательная;
  • воспитательная;
  • развивающая.

Качественное выполнение образовательной функции обеспечивает овладение обучаемым навыками и получение опыта творческой деятельности.

Результаты воспитательной деятельности оцениваются по следующим критериям:

  • степень способности ученика следовать нормам поведения, принятым в обществе;
  • какова его система взглядов на окружающую действительность;
  • уровень нравственности личности;
  • насколько сформированы ее эстетические вкусы.

При рассмотрении развивающей функции процесса обучения обращается внимание на прогресс по таким направлениям, как:

  • развитие речи;
  • улучшение мышления;
  • становление мотивационно-потребностной составляющей;
  • сенсорно-двигательная активность;
  • развитость эмоционально-волевых качеств.

Участники фестиваля детской мультипликации

Юные мультипликаторы образованы, воспитаны, развиты

Воспитанники возникающих сегодня в большом количестве детских студий имеют возможность удовлетворить свою настоятельную потребность — делать все собственными руками. А уж опыта творческой деятельности, наработанного при создании полноценных произведений искусства при помощи используемого многими другими исключительно для игры и времяпрепровождения у компьютера, им не занимать.

Формированию вкуса способствует целое направление в ПО детской анимации – эстетическое отношение к миру. А социализация детей, которые постоянно участвуют в фестивалях, конкурсах, кинопоказах, проводят премьеры собственных фильмов и презентации кинопроектов, мастер-классы для сверстников, дает неизменно высокие показатели.

Развивающая функция обучения реализуется при ориентации на такие предметы, как сценическая речь и сценическое движение. Киношник – человек за кадром. Но это высказывание не про детей. Чтобы как следует озвучить фильм нужно говорить правильно, красиво, выразительно и убедительно. Умение вживаться в роль персонажа, осваивая его пластику, не просто поможет показать на экране верное запоминающееся движение, но и научит бывать «в шкуре» другого. Качество куда как полезное.

Любители отечественных мульт-шедевров

Птица-тройка мчится слаженно, если все движутся вместе

Готовясь к каждому учебному занятию, учитель, выражаясь образно, запрягает непременно всех трех коней описанных функций в единую упряжку урока, которая доставит подопечных в пункт под названием «Рост. Гармония. Базовая культура».

Три неразрывно связанные образовательная, воспитательная и развивающая, функции обучения реализуются многими компонентами процесса:

  • весь спектр задач занятия;
  • содержание (учебный материал);
  • система методов учителя;
  • его особые приемы;
  • специфические формы и средства обучения.

Триединая цель достижима при соблюдении требований к выполнению каждой из трех функций.

Предписания для исполнения развивающей функции обучения включают следующий список задач, на которые обращается особое внимание:

  • формировать у субъекта обучения положительные мотивы учебы и познания;
  • стимулировать интерес, творческую инициативу, активность ученика;
  • развивать эмоции, чувства, внимание, мышление, память;
  • учитывать, изучая, субъективные особенности каждого обучающегося;
  • побуждать постоянные качественные изменения в процессе роста учеников.

Компьютер - помощник юного мультипликатора

Кино – работа командная

В мультипликации развивающая функция обучения реализуется при ориентации процесса не столько на получение дипломов и призов, внимания к юному дарованию публики и СМИ, сколько мотивацию и активность. Этому способствуют разновозрастные группы в детских анимационных студиях, где старшие обучающиеся делятся опытом и предлагают помощь младшим. А те, в свою очередь, стремятся завоевать авторитет, прилагая максимум усердия и мобилизуя всю свою фантазию.

Кино является коллективным видом творчества в случае детей-творцов еще в большей степени, нежели у взрослых. Умение работать в команде, особенно для детей одаренных, ярких в своих проявлениях – это еще одно достижение развивающей функции обучения мультипликации.

Мультипликация выполняет развивающую функцию

Королева XXI века

Обучение в XXI веке не нацелено на вкладывание как можно большего количества знаний в головы учащихся. На сцену выступает та самая, третья, функция. В приоритете — достижение развитости ученика, причем по разным направлениям:

  • умственная деятельность;
  • классификация;
  • способность к наблюдению и выводам;
  • анализ;
  • умение выделять важные признаки и сравнивать;
  • определение цели и способов деятельности;
  • навыки в проверке результатов.

Любая учеба сама по себе развивает. Однако, говоря о процессе обучения, отмечают, что развивающая функция обучения полноценно реализуется только в том случае, если весь ход образования специально направлен на развитие личности путем подбора соответствующего содержания и нового подхода к организации занятий с точки зрения дидактики.

Всероссийский мастер-класс фестиваль

И если образование в целом признает сегодняшней королевой свою развивающую функцию, то в дополнительном образовании на эту роль вполне может претендовать детская мультипликация.

Именно в ней развивающая функция обучения реализуется как нельзя более полно. Мультипликация синтезирует труд литератора, актера, режиссера, мастера изобразительных искусств, музыканта и знатока технических новинок. Все вышеперечисленное входит в программу занятий мультстудий. Недаром число их выпускников и «новобранцев» растет в современной России год от года.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *