Статья
Государственное регулирование инновационной деятельности: сущность, методы, цели
0

Государственное регулирование инновационной деятельности: сущность, методы, цели

by admin02.12.2018

Эффективность национальной экономики в современной РФ во многом зависит не только от природных и трудовых резервов, но также и от научно-технического потенциала страны. Вследствие перехода экономики на новый качественный уровень увеличилась значимость инновационных технологий, развития наукоемкого производства, что является важнейшим аспектом выхода государства из экономического кризиса и формирования благоприятных условия для роста всех значимых показателей.

Инновационная деятельность является важнейшим моментом жизнедеятельности общества, включающим в себя множество существенных факторов обеспечения нормального функционирования государства и жизнедеятельности горожан, а именно – социально-политических, экономических, общественных и других. Более узкое определение (в ракурсе специфической терминологии) подобного рода сферы деятельности подразумевает обеспечение новейшего уровня взаимодействия аспектов производства за счет применения новых знаний и научно-технических разработок. Немудрено, что ей отведена серьезная роль в функционировании страны в целом, а посему необходимость контроля и грамотного управления ее ресурсами вполне обоснована. Ввиду этого и возникает вопрос о первостепенной важности методов государственного регулирования инновационной деятельности в России.

Сущность

Сама по себе инновационная сфера функционирования страны предусматривает создание и распространение различных видов ноу-хау в области производства и промышленности, которые могут стать важнейшим звеном между производственной и научной областями. За счет этого, в свою очередь, будут реализовываться технико-экономические общественные потребности граждан. Но если не обеспечить корректное выполнение целей и задач государственного регулирования инновационной деятельности в РФ, вряд ли можно говорить о каком-либо прогрессе в этой сфере функционирования. Ведь подобной отрасли необходим контроль, финансирование, поддержка, продвижение, обеспечение ресурсами и многое другое – все это данному процессу способно обеспечить на должном уровне исключительно государство в лице правительства.

Какова же сущность вмешательства в развитие НТП регулирующего органа? Поддержка и государственное регулирование инновационной деятельности в России осуществляется на двух уровнях: федеральном (общегосударственном) и местном (региональном). Первый уровень регулирования научно-технического развития проявляется в создании благоприятного инновационного климата в целях материализации приоритетов страны и внедрения различных видов ноу-хау в главные действующие отрасли. Второй уровень предусматривает поддержание главной идеи в рамках местного самоуправления. В совокупности же политика правительства направлена главным образом на эффективное решение проблем отраслевого и межотраслевого характера, требующих обязательного решения в части субсидирования, вливания ресурсов и способности изменить технологическую базу страны в целом.

Правительство осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств в сфере новейших разработок, обеспечивая таким образом слаженную и согласованную работоспособную программу федеральных органов в лице исполнительной власти. В работе задействованы такие объекты поддержания и капиталовложения, как российская Академия наук, отраслевые академии наук в части формирования и реализации госполитики в сфере инноваций, региональные и местные бюджетные учреждения, а также организации по созданию и разработке новейших продуктов и технологических совершенствований.

Механизм госрегулирования инноваций

Цели

Роль и сущность государственного регулирования инновационной деятельности, научная обоснованность необходимости инвестирования и поддержания данного процесса, а также конечный результат, к которому стремится вся коллегия научно-исследовательского фонда страны, — все это тесно переплетается с основными целями правительственного вмешательства в действующие разработки. Это объясняется тем, что прогрессирующий технический потенциал интересен государству, поскольку способен вывести страну на новый уровень и обеспечить модернизированным оборудованием и усовершенствованным производственным оснащением новый статус высокоразвитой державы с соответствующим уровнем экономики. Однако для того, чтобы эта отрасль развивалась и приумножала плоды своей деятельности, ее нужно не только регулярно финансировать, но и грамотно осуществлять контрольно-регулятивную функцию. Добиться поставленных целей – главный вопрос государства в этом ключе. Но каковы они – цели государственного регулирования инновационной деятельности в РФ? Вот некоторые из них:

  • Разработка способов рационального размещения и эффективного использования научно-технического потенциала.
  • Формирование действенной структуры развития аппарата НТП.
  • Стимуляция увеличения научного вклада в экономику страны за счет создания элементов производственных и промышленных ноу-хау.
  • Способствование тесной взаимосвязи НТП страны с реализацией важнейших социальных задач.
  • Структурные преобразования в сфере материально-технического производства, а также повышение уровня его конкурентоспособности и эффективности.
  • Разработка стратегии укрепления обороноспособности страны, предусматривающая создание защиты высшего уровня на основе специфических разработок.
  • Контроль за соблюдением безопасности общества и государства в целом.

Принципы инновационного развития

Задачи

Стоит отметить, что сферу инновационной деятельности от научно-производственной отличает присутствие специфической функции маркетинга, методов финансирования, правового регулирования, кредитования и, что самое главное, — системы мотивации создания инновационных проектов. Ведь бессмысленно отрицать преимущественные стороны этой отрасли развития: инновации способны существенно улучшить условия труда, повысить содержательность работы и образования, обеспечить развитие в области природоохранения, обороны, фармацевтики, повысить общий уровень жизнеспособности социума, сохраняя продолжительность жизни дольше, уровень питания и медицины – лучше, выбор вариаций удовлетворения духовных и моральных потребностей – в разы шире. Однако для этого требуется, чтобы поставленные перед новаторами в лице ученых-исследователей задачи приносили свои плоды, удовлетворяли требованиям государства и желаниям общества. Что же это за задачи в механизме государственного регулирования инновационной деятельности в РФ? Вот некоторые:

  • Информационная – основополагающая задача государства заключается в том, чтобы уведомлять действующее правительство о тех процессах, которые происходят в сфере научно-технического развития как в пределах страны, так и за рубежом.
  • Стратегическая – предусматривает разработку предложений по работе, основанной на формировании наиболее приоритетных направлений в реализации инновационного потенциала.
  • Аналитическая – предполагает мониторинг имеющихся альтернативных ресурсов и возможностей для подачи на утверждение новых проектов.
  • Нормативная – предопределяет собой экспертизу поступающих правовых законодательных актов, касающихся научно-технических вопросов.
  • Внешнеэкономическая – ставит перед собой цель подготовить предложения по части заключения межгосударственных договоров и соглашений по НТР.
  • Документальная – предусматривает аргументационную подоплеку производимых в сфере инноваций разработок, проектов, идей, требующих официального разрешения.

Это что касается федерального уровня. На местном государство осуществляет свою контролирующую и регламентационную деятельность в лице региональных министерств и направлено на:

  • организацию инновационного прогнозирования;
  • выбор и оценку приоритетных сторон развития науки, образования, техники;
  • разработку и применение организационных и экономических механизмов реализации спрогнозированных целей;
  • создание госпрограмм и проектов в части НТР;
  • разработку методического руководства с подготовкой кадрового аппарата для региональных технических программ;
  • осуществление финансирования гражданских НРЮКР, которые носят общегосударственное значение;
  • создание благоприятной среды для осуществления научно-инновационной деятельности;
  • стимулирование организационных структур;
  • организацию условий для поддержки опережающего развития научных фундаментальных исследований;
  • обеспечение международных взаимосвязей в части развития образования, техники, науки и т. д.

Общий вклад в инновационный прогресс

Принципы

Помимо целей и задач, правовое и государственное регулирование инновационной деятельности в сфере научно-технических разработок и создания проектов, обладающих поистине высокой ценностью для страны в целом, работает на основе твердо устоявшихся принципов. К основным из них относятся:

  • сосредоточение на отечественном научном потенциале;
  • свобода творчества в научных разработках;
  • последовательность демократизации научной сферы;
  • гласность и открытость в формировании и непосредственной реализации научно-исследовательской политики;
  • стимуляция проведения фундаментальных исследований;
  • здоровая конкуренция и предпринимательство в части науки и техники;
  • поддержание и стимулирование инновационной деятельности;
  • интеграция образования и науки в развитие целостной подготовки кадров необходимого уровня;
  • защита права интеллектуальной собственности ученых-исследователей и научных организаций;
  • свободный обмен информацией;
  • поддержка малого научно-технического предпринимательства, а также развитие организаций различных форм собственности по части инновационной деятельности;
  • рост уровня престижности научного труда, обеспечение достойных условий жизни и трудовой деятельности ученых-специалистов;
  • пропаганда достижений современного НТП, освещение его значимости для будущего Российской Федерации.

Новые просторы в инновационном пространстве

Инструменты регулирования

К сожалению, на сегодняшний день разработка инновационных проектов совершается, прежде всего, в интересах производителя, а потому именно представители коммерческих взаимоотношений, а не государство, являются главными производителями и потребителями инноваций. Для того, чтобы инновации нашли свое применение, необходимо подготовить соответствующую конкурентную рыночную среду. В принципе, государство способно работать на движение инноваций вперед, но зачастую это приводит к некоторым сбоям в экономике, неэффективному потреблению финансовых средств и их расходованию, а порой даже заводит общество в тупиковую ситуацию. Разумеется, государство не может стоять в стороне от процесса разработок новейших систем, программ и объектов функционирования, но, наверное, правильнее будет, если роль его станет направляющей и ориентирующей.

Ввиду этого на федеральном и местном уровнях предусмотрен перечень инструментов, за счет которых правительство влияет на течение технического процесса. К этим инструментам поддержания государственного регулирования инновационной деятельности в научной и коммерческой сфере относятся:

  • социально-экономическое и научно-техническое прогнозирование госполитики в части финансов, денежного обращения, цен, структурной и воспроизводственной политики;
  • общеэкономические, государственно-административные и рыночные рычаги воздействия;
  • региональные и федеральные программы, модели оптимизации и балансы экономических процессов;
  • госзаказы и современные договорные контрактные системы;
  • механизмы индикативных взаимоотношений и регуляторы сосуществования государственных и коммерческих организаций;
  • интеграция регуляторов и структур.

Роль государства в НТП

Функции государства

Как осуществляется государственное регулирование инновационной деятельности? Основные направления влияния правительства на осуществление научно-технических разработок и повышение уровня таковых в стране претерпевают некоторые проблемы в части своей эффективности. Однако нельзя не отметить ряд объективных предпосылок, которые позволяют говорить о существовании положительной динамики формирования научно-исследовательской системы. И пусть уровень отдачи на данном этапе становления НИС в РФ пока что слаб, попытки повысить степень результативности вкладываемого в ее работу финансирования находят свое отражение за счет осуществляемых государством функций:

  • разработка методов аккумулирования средств на инновационные проекты и научные исследования;
  • координация инновационной сферы деятельности;
  • стимуляция разработок ноу-хау и обеспечения конкурентоспособной для них среды;
  • внедрение системы страхования инновационных рисков и санкций за производство устаревшей продукции;
  • обеспечение правовой базы для научно-технических процессов, в частности создание системы по защите авторских прав инноваторов, охраны их интеллектуальной собственности;
  • создание кадрового аппарата в действующей среде;
  • подготовка соответствующей инфраструктуры;
  • конституционное обеспечение процессов создания инновационных проектов в госсекторе;
  • обязательное присутствие экологической и социальной составляющей в направлении инноваций;
  • повышение статуса общественной инновационной деятельности;
  • повсеместное регулирование и контроль инновационных процессов;
  • взаимодействие с зарубежными представителями НИС, регуляция международных аспектов.

Умение создавать ноу-хау

Формы осуществления господдержки

И если теоретически правительство обещает мощную поддержку государства в лице министерств и местных органов самоуправления в части продвижения отечественных инноваций, то гражданам хотелось бы наблюдать больше действий не на словах, а на практике. Наглядно доказать вмешательство и оказание посильной помощи государства в развитие научно-исследовательской системы могут формы господдержки, которые сегодня внедрены в инновационную сферу. Выглядят они следующим образом:

  • потоки прямого финансирования – статья по обеспечению данной деятельности оговорена отдельным пунктом в госбюджете;
  • беспроцентные банковские ссуды – органы городских и местных отделений самоуправления оказывают индивидуальным изобретателям и малым предприятиям по внедрению ноу-хау в производство посильную финансовую помощь в качестве выгодных условий финансирования и предоставления льгот;
  • обеспечение венчурных фондов – своеобразное субсидирование предпринимателей, занимающихся в сфере инноваций;
  • снижение уровня пошлин – государство уменьшает размер обязательных выплат для тех, кто занимается в сфере НИС;
  • отсрочка погашения госплатежей – малым внедрителям ресурсосберегающих изобретений разрешено выплачивать патентную пошлину с некоторым опозданием;
  • право на ускорение амортизации оборудования;
  • обеспечение сети технопарков, технополисов и тому подобное.

Виды и методы регулирования

Даже несмотря на существующие сложности, инновационная политика РФ объективно имеет перспективную тенденцию. Это связано по большей части с новаторскими идеями и потенциалом Академии Наук. С учетом правильно организованных мероприятий по содействию их реализации можно предположить, что федеральная промышленность может приобрести дополнительный источник для развития и увеличения уровня своей конкурентоспособности не только на уровне государства, но и за рубежом. Все это представляется возможным в случае корректно применяемых методов государственного регулирования инновационной деятельности – прямых и косвенных.

К первым относятся:

  • процедуры финансирования ряда проектов, которые носят научно-технический характер;
  • перечень государственных заказов на определенные продукты разработок;
  • помощь государства как гаранта в случае риска при реализации проектов;
  • организация деятельности венчурной компании;
  • подготовка мероприятий и конкурсов (своеобразных тендеров), в которых победители в лице новаторских компаний могут получить достойное вознаграждение в качестве приличного финансирования;
  • закрепление в собственности государства определенной части имущества фирмы (а именно акций), включая право обладания этим имуществом.

Вторые включают:

  • предоставление налоговых льгот;
  • предоставление амортизационных льгот;
  • приобщение расходов инновационного предприятия к статье допустимых в части стоимости вычислительной техники;
  • снижение процентной ставки в счет права пользования кредитом на длительное время;
  • предоставление льгот в части налога на прибыль.

Отличие двух описанных групп поддержания инновационной деятельности заключается в том, что прямые методы целенаправленно предоставляются в качестве финансов и организованных в поддержку научно-технической коммерции мероприятий, косвенные же тем временем лишь опосредованно дают возможность новаторским фирмам развиваться по более упрощенной системе налогообложения на льготных основаниях.

Повышение квалификации персонала

Стратегические направления деятельности

На любом предприятии государственное регулирование инновационной деятельности (зарубежный опыт в приоритете или же продолжают применяться отголоски постсоветского управления – без разницы) отражается по конкретно разработанным на федеральном уровне стратегическим направлениям. Без следования конкретным установкам и в отсутствии ориентированности на результат не осуществляется контроль ни за одной отраслью экономики в целом. Иными словами, для того чтобы поддержка государством новаторских проектов была действительно эффективной и возымела свои плоды, правительство должно разработать определенные направления проводимых мероприятий, в соответствии с которыми будет осуществляться планомерная деятельность по оказанию помощи как бюджетным организациям, так и коммерческим. Вот каковы эти направления:

  • Проведение реструктуризации НТ-потенциала во всех сегментах экономики с расчетом концентрации финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов на основных платформах науки и техники.
  • Построение имущественного и инновационного фонда, реализовываемого впоследствии на благо новейших разработок.
  • Моделирование системы пользования лизингом как эффективным рыночным механизмом для субъектов новаторского проектирования, стремящихся к разработке и производству наукоемкой продукции с применением дорогостоящего оборудования и приборов.
  • Модернизация механизмов привлечения кредитных средств банка для расширения новаторской деятельности с целью создания благоприятных условий и обеспечения роста сбытового рынка.
  • Совершенствование и дальнейшее применение систем обязательного отчисления доли прибыли от экспортируемой нефти, газа, нефтепродуктов, минерального сырья для поддержания фонда инновационных проектов в части топливно-энергетического комплекса.
  • Построение и обустройство специальных центров инновационной направленности, которые занимаются координацией и реализацией инновационных проектов.
  • Подготовка и переквалификация штатного персонала, соответствующего должностям, занимаемым в научно-исследовательской коллегии.
  • Подача образования на базе поддерживающих новаторскую деятельность фондов, а именно технического развития, производственных инноваций, содействия малому бизнесу и т. д.
  • Обеспечение контроля за расходованием средств по прямому назначению в части амортизационного фонда для оказания финансирования всевозможных мероприятий, непосредственно связанных с проведением НИОКР. Государство готово поддержать экспериментальные работы, освоение инноваций, патентование новаторских решений, приобретение и освоение отечественного и зарубежного патентного и беспатентного лицензирования.
  • Разработка и продвижение предложений, связанных с изменением налоговой регламентации в части повышения инновационной активности.

Правовое регулирование

Как и любая государственная деятельность, поддержка научно-технических разработок и проектов новаторского характера регламентируется на законодательном уровне соответствующими правовыми нормами. В этом заключается исключительная прерогатива правительства: им предопределена необходимость законодательного закрепления статуса инновационной научной деятельности, ответственности и прав научных сотрудников и новаторов, а также механизма разработки и дальнейшего применения полученных продуктов инновации. Одну из ключевых ролей в данном аспекте играет Закон РФ о науке и гос. НТ-политике, датированный 23.08.1996 г. Правовое регулирование, которое реализовывает государство посредством этого закона, включает в себя основные значимые тезисы:

  • Установление стратегии, принципов и порядка в формировании государственной политики в части НТП.
  • Определение места научной деятельности в стране, социуме, экономике, а также обозначение правового статуса научного сотрудника.
  • Закрепление видов научных предприятий и организаций, источников их финансирования, принципов контроля научной деятельности, форм влияния органов власти на инновационный процесс в рамках федерального и регионального уровней.
  • Отражение правовых основ регулирования отечественного и международного научно-технического сотрудничества.

Зарубежный опыт

Государственное регулирование инновационной деятельности в США, как и во многих других развитых странах, несколько отличается от российского. Американское правительство много внимания уделяет аспектам прогнозирования, стандартизации, государственной экспертизы, оптимизации управленческих решений, ведения статистики инновационных продуктов. Здесь широко используется вневедомственная экспертиза проектов при формировании и распределении бюджета, а также регулярно совершенствуется данный процесс. Штат работников – конструкторов, технологов, экономистов, инвесторов, менеджеров – вот уже более тридцати лет пользуется сложнейшими национальными стандартами в части функционально-стоимостного анализа различных объектов и около десяти лет применяет систему стандартов в части управления качеством продукции на базе МСБО серии 9000.

В Японии ключевая роль в стратегии промышленного потенциала и разработке всевозможных инновационных идей отведена Министерству внешней торговли и промышленности. Здесь контроль НТП осуществляется Управлением по науке и технике, а упор в реализации делается на крупнейшие корпорации.

В Беларуси научно-технические разработки занимают серьезное место в развитии экономики. Поддержка и государственное регулирование инновационной деятельности в РБ направлены на стабилизацию и укрепление Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, Белорусского инновационного фонда, Фонда информатизации Республики Беларусь и отраслевых фондов. Но, как и во многих других государствах, здесь остаются проблемы практического применения инноваций. Несмотря на поддержку государства и предоставление банковских ссуд, создание венчурных фондов, снижение пошлин, инновационный сектор требует доработки и совершенствования. Данное замечание применимо также и к государственной политике РФ в этой части развития.

Источник

About The Author
admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *